Прежде мы уже говорили о том, что единство между людьми – это созвучие, Но человеческая личность многогранна, и созвучие с какой-то одной гранью ещё не решает проблемы единства. Есть такая русская пословица: «стерпится – слюбится». Наши мудрые предки уже знали, что на пути к единству человеку придётся много потерпеть. У людей может возникнуть чувство единства, когда они единомышленники, имеют одну и ту же ценную информацию, одновременно испытывают физическое влечение друг к другу. Другими словами, у людей появляется чувство единства, когда они «долго смотрят в одну и ту же сторону, или долго смотрят друг на друга».
Но вернёмся к пословице: «стерпится – слюбится». Очень часто люди, захваченные половым влечением друг к другу, принимают его за любовь, и решают создать семью. У них возникает единство, которое соединяет их тонкой нитью. Все остальные грани личности, которые мы называем субличностями, остаются у людей как свободные валентности, требующие для себя насыщения, как и та субличность, которая объединила их в супружеский союз. Для того, чтобы возникло единство между людьми, необходимо, чтобы большая часть их субличностей были замкнуты друг на друга, созвучны друг другу. И чтобы это однажды произошло, необходимо, чтобы оба супруга терпеливо относились друг к другу. Для этого нужно, чтобы люди научились слушать друг друга, уважать мнения, высказываемые другим человеком, потому что у каждого своя правда, своё видение и понимание мира и свои предпочтения.
Обычно, вначале отношений между людьми возникают ситуации, в которых каждый стремится занять более высокое для себя психологическое положение. Чаще всего один из них, сознательно или не сознательно, пытается играть роль господина. Он ещё не диктатор, но уже стремится лидировать, быть центром внимания. Настаивание на правильности своих мнений, когда эта правильность сомнительна, замечания другому человеку по мелочам, которые всегда делаются с позиции более высокого статуса того человека, который делает замечания – всё это не является средствами, способствующими единству между людьми. Возможен и противоположный этому вариант отношений, при котором один из супругов навязывает другому свою заботу, и этим самым пытается определять способ бытия другого человека. Заботясь о нём, он определяет, что для него вредно и что полезно, что правильно и что не правильно и т.п. Однажды, ещё в советские времена, читая «Крокодил», я наткнулся на юмореску, в которой жена, для улучшения здоровья своего любимого мужа, посадила его на сыроедение. Но через какое-то время, когда от такого питания её муж озверел, он отнял у своей собаки кость и стал обгрызать, оставшиеся на её поверхности следы мяса. И за этим занятием его застала жена.
– Как ты мог это сделать, ведь я хочу, чтобы ты был здоровым и ничем не болел, а ты весь процесс лечения испортил. В Другом случае, любящая жена настаивает, чтобы её муж пил не менее двух литров воды в день. И когда он попытался возразить ей, что однажды он последовал её совету и кроме жидкости, которая обязательно присутствует в завтраке, обеде и ужине, он дополнительно выпил ещё и два литра воды, то на следующее утро встал с отёкшим лицом. И можно приводить ещё множество примеров с любящим насилием, в котором один человек считает другого неспособным самостоятельно ни обслуживать себя, ни позаботиться о своём здоровье, ни принять правильное решение при возникновении каких-то проблем. Это чаще всего бывает, когда один из супругов осознаёт себя опекуном над близким для него человеком. Мне вспоминается доктор медицины – Сергей Сергеевич Либих, который всех женщин разделил на «женщины матери», «женщины дочки», «женщины лианы» и «женщины львицы». Конечно же, есть и смешанные типы. Подобное сравнение не нуждается в дополнительных разъяснениях, но показывает, насколько не простыми могут быть пути к единству между людьми. Тем более, что и мужчины имеют свои психологические крайности. Не напрасно говорят, что женщины с Венеры, а мужчины с Марса. При знакомстве «венерианок» с «марсианами», каждый из них на передний план выводит свои наилучшие психологические качества, что делает его более привлекательным, для человека, с которым он знакомится. Но по одной психологической грани нельзя судить о характере человека. Эту привлекательную грань можно рассматривать как обещание быть таким всегда, по крайней мере так может подумать один из них. Обратите внимание, человек может быть намеренно привлекательным, нежным, щедрым, интересным, что в дальнейшем, если они решатся доверить свои жизни друг другу, может проявляться очень редко. И окажется, что рыцарь на белом коне совсем не рыцарь, да и конь у него не белый, И в то же время ангел – тоже не ангел, и глаза у него, как у ящерицы, а крылья, как у птеродактиля. Но такая метаморфоза, современем, происходит только тогда, если люди пытаются удержать первоначальный привлекательный образ другого человека, как единственно для них приемлемый. В действительности же, они хотят удобства и удовольствия для своей собственной персоны, и в то же время своей индивидуальной свободы. При этом они почти всегда не думают о том, что и другой человек хочет то же самое. Практически, людей в большей степени устраивает их собственная независимая индивидуальность, в поле которой может находиться и другой человек или другие люди, но только в роли прислужников, доставляющих удовольствие и не создающих проблем. Человеческое эго стремится быть индивидуальной значимостью и ради этого жертвует возможным единством, и не только жертвует, но и активно сопротивляется этому.
Те, изначальные грани личности, которые привели людей к возможному единству, могут быть только опорой для формирования полного единства в будущем. Правда, никакие человеческие отношения никогда не приведут к полному единству, так как человек бесконечное существо, но существует некая грань, перешагнув которую, человек уже не отстаивает свою индивидуальную свободу, потому что находит её в формирующемся единстве с другим человеком или с другой системой.
Единство можно сравнить с двойной звездой, имеющей общий центр, вокруг которого они вращаются. Первоначальные отношения между людьми обычно начинаются или с эмоционального притяжения друг к другу, или же с намерениями, которые устремлены в одном направлении. Некоторые эмоциональные влечения люди называют любовью. Даже физические отношения, в основе которых лежит обычный животный инстинкт, направленный на продолжение рода, человек оторвал от его истинного предназначения и оставил только гедонистическую составляющую. Истинная любовь может быть сформирована только на путях к единству. И в формировании её должны принимать участие все, кто стремится к единству – невозможно в одиночку придти к единству. Вся жизнь Иисуса Христа была направлена на формирование единства в истине. Но его идеи и его намерения не были поняты иудеями и, в результате Иисус Христос был распят. Были убиты, четвертованы и многие другие просветлённые мудрецы, потому что придти к единству в истине двух или больше людей, возможно только тогда, когда эти люди протянут на встречу друг другу руки. Но Иисус Христос пришёл не для того времени, в котором он родился и пытался реализовать высокие идеи единства в истине – он пришёл для будущих поколений, и для нас с вами тоже. Самые непрочные отношения и далёкие от единства – это отношения, в которых человек стремится к собственным благам и удовольствиям за счёт другого человека.
Единство, которое формируется вокруг истинной любви, возможно только тогда, когда люди придут к мысли, что жить для себя – бессмысленно, а создание единства возможно только при сознательном, терпеливом, настойчивом стремлении к нему. Первое, что должен сделать человек на этом пути – это признать свободу другого человека, потому что у каждого человека – своя правда, которая как деструктивная, неестественная маска, скрывает позади себя прекрасную истину. Всё, что говорит или делает человек – это только отражение его маски, которую, к сожалению, большинство людей считают своей действительной личностью. И если человек осознаёт, что его внешняя часть, которую он принимает за единственную реальность самого себя, является только его биологической оболочкой; и все его реакции и реакции близкого для него человека – это реакции человеческого эго, инструментом которого является биологическая оболочка человека с её ментальной надстройкой, то он примет его мнение и его реакцию, как средство в своей внутренней работе. Для этого Божественный дал человеку соответствующий инструмент – терпение, которое является щитом для человека, идущего внутренним путём, позволяющим искателю, осознать обстоятельства и принять правильное решение, при формировании ответной реакции. Общение людей – это не дуэль на шпагах, когда один человек стремится победить другого, это взаимодействие, приводящее к пониманию друг друга. Отношения между людьми не должны быть наполнены острыми углами и шипами, когда каждый из людей должен быть максимально бдительным, чтобы не уколоться или не уколоть другого. Человек не должен чувствовать себя виноватым, а атмосфера, в которой находятся люди, не должна создавать чувства несвободы. Терпение позволяет человеку не замечать досадные мелочи и не делать соответствующие замечания. Любые замечания и поучения в отношениях между взрослыми людьми, вызывают внутренние раздражения и увеличение дистанции отношений. Но ещё раз повторяю, что от такой тактики не будет никакого положительного результата, если к истинному единству будет стремиться только один человек. Эту работу должны делать все стремящиеся к общему единству. И ещё важно прощение, в котором вы признаёте другого человека таким, каков он есть и при дальнейших общениях мягко направлять его, чтобы хоть в малом переформатировать его личность. Общение людей, стремящихся к единству, должно быть бережным и в то же время непреклонным. Непреклонны должны быть ваши цели сформировать истинное единство между собой, поэтому, на пути к единству важна внимательность, как к самому себе, так и к близкому человеку с которым вы формируете будущее единство.