ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ

Шри Ауробиндо говорил, что у человека все возможности должны быть открыты. Конечно, он имел в виду людей, идущих внутренним путём, потому что раскрытые возможности требуют своей реализации во внешнем мире, и какие из них будут преобладать и побуждать человека к их реализации, предсказать трудно. Возможно, это привело бы к хаосу в проявленном человеческом мире.

Возможность – это изначально скрытая форма намерения, которая раскрываясь, проявляет две своих противоположности. Каждая возможность соответствует определённым планам сознания. Поэтому, когда возможность раскрывается, то в человеке проявляются две тенденции, одна из которых соответствует более высокому плану сознания, другая, диаметрально противоположная ей, соответствует сознанию более низкого плана. Это станет понятным, если мы приведём адекватную аналогию. Представим себе вертикальную шкалу возможностей человека с нулём в её срединной части. Тогда, если раскрывается возможность, то её положительная часть будет выше нуля, назовём её №1+, а её противоположность будет №1– и располагаться ниже нуля. И в любом случае, когда раскрывается возможность, то она обязательно раскрывается на две противоположности – плюс и минус, выше и ниже нуля – прекрасное и безобразное, истина и ложь, любовь и ненависть. При этом, внимание человека сосредотачивается на той части раскрывшихся возможностей, которые соответствуют его намерениям и его личностным особенностям. Другая же, противоположная по значимости часть раскрывшейся возможности, которой человек не уделяет должного внимания, а вместе с ним и энергии, остаётся на голодном пайке и постепенно засыпает. И этот принцип одинаков для обеих противоположностей. Но говорить, что человек при этом сам делает осознанный выбор, какой  противоположности из раскрывшейся возможности отдавать предпочтение, было бы не правильно, так как внимание человека, не только внешнее, но и внутреннее, привлекается тем, что созвучно ему.

Одной из важных особенностей, раскрывающихся и уже раскрытых возможностей, является стремление противоположных частей овладеть сознанием человека и сделать его своим исполнителем. И в этом особенно активны низшие части раскрывшихся возможностей. И если им удаётся соблазнить человека, привлечь его внимание к себе и даже заставить его действовать в соответствии с их предпочтениями, то силы, стоящие позади этой низкой части, могут праздновать победу, пусть временную, так как они получили первую порцию, необходимой для них, энергии. Здесь следует дать некоторые пояснения: когда возможность в человеке не раскрыта, то человек в её спектре остаётся не воспринимаемым для сил соответствующих планов сознания. И как только возможности раскроются, то та часть человека, которая по частоте вибраций соответствует этим возможностям, становится видимой для сущностей созвучных раскрывшимся возможностям, и это делает его доступным влияниям сил соответствующих планов сознания. Но тогда для чего «все возможности должны быть раскрыты», если человек, в результате, становится открытым влияниям всевозможных сил? 

Шри Ауробиндо не говорил, что все возможности должны быть реализованы во внешнем проявленном мире. Реализация возможностей во внешнем мире значимостей привязывает человека к этому проявленному миру. Но всё возможности должны быть реализованы во внутреннем мире человека. Каждая возможность, как положительная, так и отрицательная, проявляются во внутреннем мире человека  в виде различных эмоциональных состояний, влечений, желаний и побуждений. Если человек, под влиянием этих состояний будет проявлять адекватную им активность во взаимоотношениях с внешней реальностью, то этим самым он будет усиливать проявления этих состояний, и этим самым максимально открываться влияниям запредельных сил. А так как различные эмоциональные состояния всегда сопровождаются выбросами энергии, то такие ситуации дают всевозможным сущностям обильную пищу. И, конечно же, все эти силы будут делать всё необходимое, чтобы источник их пищи был в полной их власти.

В то же время духовный искатель в своей внутренней работе не стремится реализовать во внешнем мире свои состояния, но использует их для формирования «Свидетеля. В период, когда человек наблюдает какие-то свои состояния внутри себя, он недоступен их влиянию, и сущности, вызывающие эти состояния, не получая от человека нужной для них энергии, могут полностью оставить человека. Этот принцип очень важен в духовной работе искателя, так как делает его независимым от сил низших планов сознания, которые всегда стремятся к обладанию сознанием человека, овладев которым они превращают его в исполнителя своей воли. Таким образом, человек, идущий внутренним путём, осознавая влияния сил низших планов сознания, становится независимым от них, что позволяет ему подниматься  на более высокие планы сознания.

В заключении хочу остановиться на особенностях наблюдения за различными состояниями, которые очень часто остаются неосознанными человеком в начале своего возникновения. Это связано с тем, что пороги восприятия у человека могут быть высокими, и всё, что ниже этих порогов для человека находится в подсознании. Духовный искатель должен овладеть способом создавать в себе истинный покой и неподвижность ума, постоянная активность которого создаёт своеобразную завесу между сознанием человека и внутренним пространством, заполненным неподвижностью и покоем Психического существа. Конечно, человек, сосредоточившись на активности ума, может остановить его, что создаст иллюзию покоя и неподвижности ума. В действительности, такого рода покой является покоем напряжённости, в которой человеческая воля противостоит воле ума, приводя его в состоянии неподвижности и молчания. Но как только человек, на какое-то время перестанет сдерживать ум своим наблюдением за его активностью, как ум тут же найдёт себе занятие. Необходимо, чтобы ум постоянно находился в молчаливом состоянии покоя и прозрачности, что позволит человеку воспринять истинный покой, с позиций которого человек может осознавать различные состояния, возникающие в нём, даже если они прежде не осознавались, так как находились на подсознательном уровне.

Для того, чтобы достичь состояния истинного покоя, необходимо ежедневно практиковать остановку ума и позволять ему активность только тогда, когда это необходимо для человека. И однажды, благодаря настойчивости человека, ум сдастся и остановится. Внутренняя работа человека на фоне истинного покоя, особенно эффективна, так как в прозрачной тишине и безмолвии человек способен осознавать даже самые слабые предвестники различных состояний, возникающих при приближении к человеку сущностей других планов сознания.