Вселенная была всегда. В древнеиндийской мифологии говориться о Брахме, который имеет свои дни и ночи. В начале дня он пробуждается и создает из себя всю Вселенную, затем, вновь засыпает, чтобы в очередной раз, проснувшись, вновь раскрыться во Вселенную. Брахма содержит в себе мужскую и женскую ипостаси, которые в действительности являются одним целым. Мужская ипостась Брахмы сновидит внутри себя образы Вселенной, а женская его ипостась реализует их. Именно она, женская ипостась Божественного, Махашакти или Мать создает как проявленные, так и непроявленные миры с бесчисленными формами жизни в них, каждая из которых, соответствует своему предназначению.
«Бог ничего не создавал, он сам стал всем этим» – сказал Шри Ауробиндо. Слово: «стал», свидетельствует о том, что когда-то его не было, или же он был кем-то другим, но потом «…стал все этим».
Исследуя состояние вечности, духовный искатель может придти к неожиданному для него результату: вечность он может воспринять, как один из полюсов, в котором присутствует неизменность, неподвижность и беспредельная «полнота». В вечности нет времени, и каких бы то ни было измерений, поэтому, в нём отсутствуют пространства, и формы. И в то же время, вечность создает иллюзию своей противоположности, в которой есть пространства, заполненные всевозможными формами, и время, регулирующее взаимоотношения пространств и форм между собой. Пространство – это эманация Бога, который пребывает в своей вечности вне времени и пространства. В Нём, которого мы называем Богом, неизменным и вечным, присутствуют в скрытом виде бесчисленные Вселенные, которые он последовательно эманирует, проявляя, чтобы привести их к большему совершенству, после чего возвращает их в свою неизменную вечность. За пределами его эманаций, которые мы называем Вселенной, нет ничего и, поэтому, ни одному существу, даже самому могущественному, которое является только эманацией Бога, не удастся выйти за пределы этих эманаций, потому что они – только сон Бога. Все сущее во Вселенной пребывает в пространстве, порожденном иллюзией Бога или его сном, что одно и то же, и все формы бытия, живые или неживые, так же являются иллюзией или сновидением Божественного.
Прагматичный человеческий ум тут же спросит, а что находится там, за пределами сновидения Бога? Он попытается проникнуть в своих фантазиях или научных прозрениях за пределы Вселенной. Но проникнуть туда, где ничего нет, невозможно, и невозможно посмотреть на нашу Вселенную со стороны, потому что этой «стороны» просто не существует.
Существуют пространства, которых в действительности не существует. Это кажется парадоксальным, но на путях познания человек встречается со множеством парадоксов. Духовный искатель, который в своей практике останавливал ум, и для этого концентрировался в центре головы, знает, что существует сфера ума, пространство которой неизмеримо превышает размеры его черепа. Он может приблизительно даже измерить это внутреннее пространство, хотя никто из тех, которые получали этот опыт, не может сказать, существует ли оно реально. Человек может найти в своем существе еще множество других пространств, реальность которых для него может быть безусловной, только пока он пока пребывает в них. Находясь в пространстве ума, или же пространствах анахата-чакры, и в пространствах любых других чакр, человек может быть свидетелем некоторых событий, которые происходят в этих пространствах, и даже участвовать в них, и, тем не менее, существуют ли реально эти пространства?
И однажды, духовному искателю могут придти неожиданные для него знания, что существуют пространства, которые раскрываются при помощи символов! И не только пространства, но любая, так называемая реальность, раскрывается символами нашего сознания. Человек воспринимает только то, что есть в его памяти, которой управляет его сознание. А в памяти человека в виде возможностей, находящихся в свернутом состоянии, существуют все знания Вселенной. Здесь под знанием понимается вся проявленная Вселенная, потому что реально кроме знаний и сознания, находящегося позади этих знаний, в проявленных и непроявленных мирах, больше ничего не существует.
Духовный искатель должен твердо знать, что знания имеют свою статику, которая содержит в себе срез реальности миров в данном мгновении и отвечает на вопрос: что? И динамику, которая отвечает на вопрос: как? Все объекты Вселенной возникли и существуют одновременно в статическом и динамическом состоянии. Адекватные взаимодействия между ними происходят только потому, что возможности, даже еще не раскрытые, образуют между собой определенную функциональную структуру. Тогда становится понятным одновременное появление цветковых растений на Земле с появлением насекомых, которые могли бы их опылять, и почему хищники стремятся в первую очередь убивать слабую жертву, этим самым, участвуя в естественном отборе и т. д. Другими словами, нераскрытые возможности и те, которые уже раскрыты, образуют между собой своеобразную сеть, которая функционирует еще до ее проявления. И есть еще одна важная особенность, которая влияет не только на проявление непроявленного, но и на последовательность проявления. Проявленная сеть реальности связана с непроявленным и влияет на очередность реализации того, что еще находится в непроявленном состоянии. Духовному искателю становится понятным, что в мироздании существует своеобразное дерево жизни, ветви которого постоянно растут в сторону своего проявления. На конце каждой из бесконечного числа ветвей, растет плод проявления, и когда он опадает, то на смену ему вырастает новый. Причем, проявление происходит не единичного «плода», а сразу целой системы, обеспечивающей бытие всех раскрывшихся ее возможностей. Осознавая это, духовный искатель начинает сомневаться в значении смысла термина – «эволюция». Если раскрытие бутона розы, когда лепестки раскрываются последовательно, называть эволюцией этого бутона, хотя все лепестки в этом бутоне уже были прежде, то тогда раскрытие возможностей так же можно называть эволюцией, а если нет…? В действительности эволюции такой, какой мы её себе представляли, не существует, но есть последовательное раскрытие возможностей, каждая из которых раскрывается в свое время. В эволюции мы должны были бы находить переходные варианты между различными, формами жизни, исторически далеко отстоящие друг от друга, но этих переходных вариантов не существует. Примером этому может быть может быть современный человек. В действительности существует только вечно распускающийся цветок жизни, и каждому лепестку свое время. О том, что на смену одному лепестку скоро должен придти другой, свидетельствует увядание прежнего лепестка жизни, распад и разрушение его. Возможно, всё происходящее в современном мире, свидетельствует о том, что на смену ему готовится раскрыться следующий «лепесток жизни».
Все тайны мироздания, даже самые невероятные, заключены в сознании человека и его восприятии. Реальность, в которой живет человек, не имеет тех качеств, которые воспринимает человек при помощи своих органов чувств. Всё – есть энергия-сознание, и все взаимодействия происходят только на энергетическом уровне.
Все знания, которые с таким трудом открывает человек и те знания, которые еще надлежит ему открыть, уже существуют и становятся доступными для него только тогда, когда приходит этому время (здесь так же уместна аналогия с лепестками розы). Практически все сущее, которое когда-либо было прежде или же когда-то произойдет в будущем – является или нереализованными знаниями в бесконечном океане сознания, или же знаниями, которые уже открылись в соответствующих возможностях. Другими словами, каждая возможность – это нечто, внешне проявляющее себя как символ, укрывающий внутри себя знание реальности. Здесь смысл знания заключает в себя не информацию, а определенную реальность.
Человек только тогда может получить о чем-либо информацию, когда всё его существо будет готово к ее восприятию. Обычно люди никогда не бывают полностью готовы к восприятию чего бы то ни было и реальность воспринимают отдельными фрагментами, все остальное достраивая за счет своего прошлого опыта и состояния, в котором он находится. Реальность окружающего мира человек воспринимает всем своим существом, и в основе этого восприятия лежит его созвучие во всех своих частях тому, что он воспринимает. Восприятие – это всегда воспоминание или того, что он уже воспринимал прежде, или же того, что находилось в его скрытых возможностях, и раскрылось благодаря внешним влияниям. Но воспоминание может быть и намеренным, когда человек пытается достроить недостающую часть в какой-либо системе, частично уже известной ему. В некоторых случаях такого рода воспоминания могут быть открытиями, в других – припоминанием пустяков. Пустяки – это строительный мусор вокруг строящегося или уже построенного здания. Но в любом случае, о чем бы мы ни говорили, или что бы мы ни воспринимали – все это является возможностями, которые содержат внутри себя знания. Если бы у человека и других существ не было бы иллюзии, что он воспринимает окружающий мир таким каков он есть, если бы у человека не было иллюзии, что он сам переживает, хочет, стремится, страдает и радуется и т. п., то он автоматически соединился со своей истинной Божественной частью. Для человека, который перестал бы резонировать на внешний мир и на свое собственное существо, реальность всего сущего, в том числе и пространства этого мира, исчезло бы, и он остался бы бескачественной точкой в бесконечности пустого мироздания. Но как только начинают в нем «звучать» возможности, для него появляется мир со всеми его иллюзорными качествами.
Например, человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить, что луковица – это сладкое яблоко, и он будет есть её, считая, что это «яблоко» сладкое. Прикоснувшись холодной монетой к коже можно получить ожог, если предварительно внушить, что монета нагрета на огне. Однажды на приеме у психотерапевта была больная, страдающая тяжелым нервным заболеванием, приведшим ее к инвалидной коляске. В гипнотическом состоянии ей было внушено, что она собирает полевые цветы. Она много «ходила» среди трав и набрала целый букет цветов, которые затем поместила в вазу на столе врача. За несколько сеансов она была обучена самогипнозу настолько, что ежедневно, уже в домашних условиях ходила и на речку купаться и в лес за грибами, и посещала еще многие другие места. От прежней депрессии, которая была вызвана основным заболеванием, у неё не осталось и следа. В том, другом мире, она ходила, купалась, и тот мир был так прекрасен, потому что в нем небыло не только ее болезни, но и многих проблем этого мира, связанных с его несправедливостью. Но, обратите внимание, она взаимодействовала с тем, другим миром, как и с этим, реальным. Там были и пространства до горизонта, и горы, и реки, и цветы, и чистый воздух, и там она была молодой и счастливой. И тот, другой мир, стал для неё не менее, а может быть даже более реальным, чем этот.
Можно внушить еще бесконечное множество всевозможных картин и состояний, которые для человека будут безусловной реальностью, но в действительности, эти реальности не реальны. Следовательно, в памяти человека, которая едина со всем человеческим существом, уже есть все эти элементы, из которых строится внушенный образ. И каким способом он может быть проявлен – это уже не имеет значения. Такого рода примеры, и еще множество других, приводят к мысли, что все человечество разыгрывает космическую виртуальную пьесу, не осознавая этого. Похоже, что оно не только не осознает эту космическую игру, но и не хочет освободиться от ее иллюзий, в которых люди любят, надеются, страдают и умирают. В своем сновидении Бог, для самого себя, разыгрывает грандиозную космическую эпопею, в которой на самом деле нет места ни для ангелов, ни для человека, ни для бесов, а есть только один Бог, проявляющий себя через мириады индивидуальностей, эгоистичных, склонных к насилию и лжи, жаждущих власти, славы, богатства, удовольствий, и в этих своих стремлениях, не знающие предела. И все это так же не более, чем иллюзия, в которой одни и те же возможности проявляют себя по-разному, в зависимости от того, в спектре каких вибраций они проявляются.