Каждый человек имеет свой круг знаний, соответствующий его возможностям. Но этот круг почти всегда недостаточен для удовлетворения его потребностей. В отличие от животных, круг знаний которых определяет их стремление к выживанию, у человека потребностей намного больше и главное среди них – это стремление к знаниям, далеко выходящее за пределы необходимостей.
Хуан Матус в одной из бесед с Карлосом Кастанедой разделил мир на три зоны: познанное, познаваемое и непознаваемое. Но обратите внимание, все эти три зоны имеют отношение не к внешней реальности Мироздания, а конкретно, к каждому человеку в отдельности – к его возможностям познания. И есть ещё одна важная особенность познания – человек присваивает познанное, которое становится частью его социального тела. Но тогда можно подумать, что социальное тело одного человека одновременно принадлежит социальным телам многих других людей, а идеи, однажды возникшие у одного человека, будучи высказанными, тут же присваиваются другими людьми и становятся частью их социальных тел. И тогда любые социальные объединения вплоть до государственных, и даже всё человечество можно рассматривать как своеобразных тысячеголовых монстров или химер, в телах которых идёт постоянная борьба мнений и значимостей, постоянно происходит перетягивание одеяла на себя.
На витальном уровне стремления к знаниям могут принимать самые разнообразные формы от стремления к удовольствиям и удобствам, до богатства и власти. В конечном счете, большинство витальных стремлений сводятся к стремлениям к власти, а путей, ведущих к вершинам власти, существует множество.
Во главе любого социального объединения, которое мы назвали монстром, находятся люди, страдающие жаждой власти, которая действует на них подобно наркотику. И так же как наркоман стремится повысить дозу наркотика, так и жаждущий власти стремиться сделать её тотальной. Более того, человек лишённый власти или же не сумевший достичь её, может испытывать состояние сходное с абстиненцией. Исследуя себя, человек может обнаружить, что любые его регулярные действия, если они сопровождаются положительными эмоциями, или же повышают его значимость, порождают в нём своеобразное привыкание. Особенностью такого привыкания является иллюзия замедления времени, при которой человек, часто, не замечает, что захвативший его процесс длится уже несколько часов. Ещё одной особенностью такой захваченности является сужение сознания человека и поля его мировоззрения. Это связано с тем, что какая-то субличность человека или даже несколько субличностей специализируются на привычных процессах и этим самым делают личность человека менее многогранной, чем она была прежде. И как следствие этого, круг интересов такого человека суживается и чаще всего сконцентрирован на привычном состоянии захваченности. Одной из привычных захваченностей, наиболее часто встречающейся среди людей, является захваченность значимостями этого проявленного мира.
Таким образом, захваченности определяют круг знаний и интересов человека. А что там, за пределами этого круга? Конечно же, за пределами этого круга - неведение.
Интересно, но границы между кругом знаний и интересов и неведением могут быть чёткими и как крепостная стена непроходимыми, и они могут быть размытыми и довольно неопределёнными. Это зависит от того, на какой грани знаний человек фиксирует своё внимание. Любые знания являются частью или проявлением бесконечных знаний, но в то же время их проявленная часть, может быть ограничена пределами каких-то конечных форм. Примерами таких форм могут быть всевозможные компьютерные игры, пасьянсы, участие человека в клубах по интересам, пределы которых ограничиваются значимостями этого проявленного мира и собственными удобствами и удовольствиями. Важной особенностью таких людей является отсутствие у них интересов к тому, что находится за стеной их круга знания в бесконечности неведения. Этих людей можно сравнить с двумерными существами, у которых полностью отсутствует стремление познать третье измерение и другие более высокие измерения реальности мироздания. Их любознательность ограничивается узким кругом интересов, реализация которых обеспечивает их относительное благополучие в этом проявленном мире. И сверх этого, для общения на социальном плане, они используют стандартные наборы витальных заготовок, удовлетворяющих любопытство слушателей.
Но наряду с обывателями, довольствующимися своим узким кругом интересов есть значительное количество людей, которые не отгородились крепостными стенами от бесконечного поля неведения. Их поле мировоззрения имеет множество мостов, по которым они переходят в бесконечный океан знаний, преодолевая собственное неведение. Действительно, Божественная реальность мироздания открыта для человека, и он может войти в эту реальность, если его восприятие будет готово к этому. человек – уникальное существо, так как содержит в себе Божественную душу – Психическое существо, для которого не существуют стены неведения. Эта Божественная душа или истинное «Я» человека, исподволь готовит сознание человека к его бесконечному восхождению, ведущему к беспредельности совершенства.
И те усилия, которые прилагает человек в своём восхождении к совершенству, не только помогают ему освободиться от зависимостей этого мира значимостей, но и трансформируют его сознание, а в дальнейшем всё его многогранное существо. И каждый раз, когда затраченные усилия освобождают человека от какой-то части зависимостей, привязывающих его к миру значимостей, человек поднимается на следующую, более высокую ступень сознания. это происходит потому, что зависимости удерживают структуру человеческого сознания в созвучии с миром значимостей. Таким образом, усилия, которые прилагает человек на внутреннем пути, имеют определённую направленность, которая зависит не от его собственного намерения, но намерения его Божественной души. И человек не должен присваивать стремления к бесконечному самопознанию, потому что на этом пути, он только инструмент, исполняющий волю своей Божественной души. «много званных, да мало избранных» – говорил Иисус Христос. Он имел в виду, что на Земле есть сравнительно небольшое количество людей, сознание которых пробуждается под влиянием Божественной души или истинного «Я» человека.