Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РАЗДЕЛЕНИЕ И ЕДИНСТВО

Петр Зорин

2007-08-01

Мир всегда был един и разделение в него внес человек. И одновременно с разделением началось падение человека. В действительности, это разделение существует только в  самом человеке, сам по себе мир не потерял своего единства, но человек, разделив его в самом себе, перестал быть естественным, и его взаимоотношения с миром перестали быть адекватными, потому что он в них он общается не с миром, а его частями. Чтобы общаться  с неразделенным миром, необходимо осознавать его, как нечто целостное, и только в этом случае, общение человека с его частями будет адекватным.

Все живые организмы без исключения, на любые воздействия на них реагируют не только той своей частью, которая подверглась какому-либо воздействию, но всем своим существом, хотя преимущественно процесс и происходит в каком-то одном месте. Другими словами, если у человека пневмония, то это не только легочный процесс, но болезненное состояние всего организма. То же самое можно сказать и относительно многих других заболеваний. Земля – живой организм, и поэтому повреждение ее в одном месте, обязательно вызовет её общую реакцию. А если принять во внимание, что она разумна, то, конечно же, она попытается освободиться от того, кто постоянно наносит ей повреждения. Вероятно, вначале она будет предупреждать о возможных последствиях его бездумных действий, но однажды терпение ее будет исчерпано.  Можно привести множество примеров взаимодействия человека с природой, когда он не задумывается о том, как отзовется природа Земли в целом на его воздействия на неё.

Древние Майя уже знали, что Солнце влияет на рождаемость людей на Земле. Александр Чижевский в своей книге: «Земное эхо солнечных бурь» утверждает, что многие социальные и психологические явления среди народов Земли так же происходят под влиянием Солнца. Астрология показывает связь человека и даже целых государств с планетами и звезда-ми. Оккультные знания, принесенные человечеству великими учителями, в их числе и нашим современником – Шри Ауробиндо, свидетельствуют о множестве миров, формы жизни которых тесно связаны с биосферой Земли, и в значительной своей части с человеком. Даже прошлое человечества, уходящее своими корнями в туманную древность, проявляется  в каждом из людей не только в виде их генетического родства, но и в архетипах, во многом определяющих психологию современного человека и его взаимоотношения с окружающим его миром. Человек мириадами нитей связан со всей Вселенной и те процессы, которые происходят в его существе, являются только отражением процессов происходящих во Вселенной. Его эволюция – это эволюция Божественного, его проблемы – это проблемы Божественного, потому что Бог – есть всё и во всём.

А как же свобода воли? Если Бог – есть всё, то воля каждого человека является частью воли Бога. Если же воля человека не является волей Бога, то тогда Бог не вездесущь, а слова однажды сказанные Шри Ауробиндо, что Бог ничего не создавал, а сам стал всем этим, не несут в себе никакого смысла, потому что если воля человека принадлежит самому человеку, то каждый человек имеет свою вселенную отличную от Вселенной, которая и есть Бог. Тогда Бог не беспределен, потому что все то, чем он стал, ограничивает его беспредельность. По крайней мере, человек не является частью Бога, потому что он имеет свободную волю. Следовательно, идея свободы воли, вступает в противоречия со всеобщим единством и с идеей эволюции Вселенной. Сравним человека с Вселенной и посмотрим, что произойдет, если какая-то часть человеческого существа станет свободной от целого, т. е. от самого человека. Такое сравнение правомочно, так как в человеке отражается сам Бог, и только ограниченное человеческое сознание не позволяет ему осознать в себе Бога. Каждый орган физического тела человека выполняет строго определенные функции, и если человека лишить какого-либо из них, он перестанет быть полноценным. То же самое можно говорить и о клетках тела человека. Но, ни органы, ни клетки не знают, что они являются частью человека, без которых он будет неполным. Если какой-либо орган или клетка отделились бы от тела человека, то они бы лишились своего предназначения в жизни,  их жизнь стала бы бессмысленной. Все во Вселенной существует не само по себе, но, если можно так сказать, для общего блага Вселенной, хотя и существует видимость самостоятельности и независимости каждого элемента Вселенной. И если в физическом теле существует нервная и гуморальная системы – орган, который управляют всеми процессами жизнедеятельности, то по аналогии, мы можем думать, что и во Вселенной есть система, которая управляет всеми ее частями, в том числе и человеком. Тогда независимость человека, его свобода, и даже его безбожие – это просто иллюзия, которая удобна человеческому эго. В современном мире есть интересный термин: «управляемая демократия», который может служить примером внутренне неразрешимой противоречивости, которая так же является иллюзией, и большинство людей в эту иллюзию верят, вопреки очевидности, а в иллюзию, в которой воля не может быть свободной– не верят. Люди мнят себя отделенными от реальности, от Бога, считают, что они независимы от бесконечного Божественного тела, которое мы называем Вселенной, а их воля независима от Божественной воли. Но в реальности все не так, потому что человек в действительности, никогда никакого выбора не делает, он как ручей, течет в том направлении, которое определено ему социальным рельефом. Человек считает, что он что-то выбирает, используя свою волю, и не замечает, что в нём есть некто, определяющий его выбор. Этот некто не является его волей, так как стоит позади нее и управляет ею, он создает предпочтительные направления интересов человека и его активности. Для него не имеет значения результат этой активности, но имеют большое значение внутренние переживания человека, способность человека к самоосознанию, потому что эволюция Вселенной – это эволюция сознания.

На пути самопознания человек начинает осознавать не только иллюзию самого себя, которая не оставляет камня на камне от общечеловеческих ценностей, от его теорий и всевозможных идей, но и того в себе, который создает иллюзию его индивидуальности. Это эго, которое духовный искатель осознает в себе как паука, в паутине которого, точно в коконе пребывает человек. И чтобы познать свою истинную природу, человеку пришлось преодолевать препятствия, чинимые создателем иллюзии индивидуальности, и не только отстранить его со своего пути, но и преодолеть сплетенную им паутину. И когда это последнее препятствие было пройдено, с глаз человека спала пелена неведения, и он исчез. Он стал всем, растворился в бесконечности Вселенной, и в то же время продолжал оставаться бесконечно малой точкой – «Я есть». Теперь в нём уже не было прежней индивидуальности со всеми ее особенностями, он был как остановившийся взгляд Вселенной на самую себя из бесконечно малой точки. Исчезло время и исчезли все стремления, желания, побуждения. Это не было состояние безразличия, но было всепоглощающее Вселенское Ничто, в котором угасли все потребности, даже потребность быть многогранной индивидуальностью, которой он был прежде. В нем отсутствовало «хочу» или «не хочу», не было прошлого, даже того, которое было всего одно мгновение тому назад, поэтому не было даже намека на желание вновь стать человеком. Но что-то оставалось рядом, которое не было бесформенной индивидуальностью «Я есть», и в то же время оно не было беспредельностью, которая пронизывала и растворяла в себе всё сущее. Это было некое присутствие, не имеющее никаких качеств, но в нём было знание необходимости. Здесь под необходимостью не следует понимать неизбежность, которая для необходимости является одновременно и целью, и средой, в которой происходит реализация необходимости, необходимость подобна процессу выхода птенца из яйца, подобно рождению ребенка. Необходимость всегда стремится в направлении неизбежного, и каждый раз, реализуясь в нём, оказывается перед новым неизбежным. И здесь неизбежное осознается, как предзнание, которое раскроется в полное знание только тогда, когда в нём реализуется необходимость.

Неожиданно все заканчивается, потому что тот, который присутствовал рядом, вернул духовного искателя в его оболочку. Вспыхнула, как бы внезапно возникла из небытия, иллюзия проявленного мира и иллюзия человека, живущего в этом мире. В этот момент еще можно рассмотреть в себе свое эго, которое точно паук, раскинуло свои сети на все мысли, чувства, стремления, на все отношения с внешним миром. Но образ эго стал не-устойчивым, он то растворялся, то вновь проявлялся из тьмы небытия, в которой, похоже, было его логово. Проявленный мир стал как бы прозрачным, потому что за каждым объектом этого мира, и за всем миром одновременно, даже за мириадами звезд бесчисленных галактик, осознавалась бесконечная пустота, заполненная сознанием, сконцентрированном на необходимости неизбежного. Эту пустоту можно назвать и бесконечной и неизменной полнотой, так как в ней не существует каких бы то ни было качеств.

В сторону сознания духовного искателя из тёмного логова эго, стали распространяться вибрации страха. Можно было легко распознать, что эти вибрации не имели своей целью вызвать страх у человека, это эго испугалось за своё собственное существование. До тех пор, пока оно сохраняет свои позиции в уме, витале и физическом теле человека – оно существует, так как питается за счет их энергии, когда же человек начинает осознавать иллюзорность внешних проявлений своего существа, то все эти позиции, на которые опирается эго, начинают терять свою устойчивость и разрушаться.

У эго, которое само является иллюзией, в проявленном иллюзорном мире есть свои ценности. Эти ценности можно назвать ложными, так как идея материальных, социальных и психологических ценностей сама по себе является иллюзорной. Не существует в проявленном мире, каких бы то ни было ценностей, кроме единственной, – проявленный мир возник для того, чтобы была реализована неизбежность.

Это произошло в очередной раз много миллиардов лет тому назад, когда Божественный отделил от себя часть, содержащую в себе наиболее низкие вибрации. Эта часть стала проявленной Вселенной, в которой существует современное человечество. Это отделение Божественный произвел внутри себя самого, как это он делал уже бесчисленное число раз, для того, чтобы трансформировать низкие вибрации своего безмерного существа, которое мы, люди, называем Вселенной, в вибрации более высокой частоты.

С позиций духовных учителей и духовных искателей низкие вибрации несут в себе идеи искажения и лжи, в то время как высокие вибрации являются носителями любви и истины. И сейчас на Земле, так же как и много миллиардов лет тому назад, идёт отделение низких вибраций от высоких, чтобы в дальнейшем трансформировать всё, на чём основан наш материальный мир, – в проявление Божественной истины. Особенностью все-го, несущего в себе низкие вибрации, является разделение, и таким хотели бы видеть мир на Земле, силы тьмы, воплощающие в себе низкие вибрации, чтобы не было никакого другого единства, кроме единства в жажде потреблять и властвовать.

Есть существенная разница между отделением от высоких вибраций тех, что имеют более низкую частоту, несущую в себе ложь и деградацию, и разделением всего, что несет в себе низкие вибрации. В первом случае все, имеющее низкие вибрации, становится очевидным, во втором – разделение происходит с целью овладения волей других людей на пути к власти и богатству. И если при отделении низких вибраций от высоких, над всем этим стоял Божественный, воссоздающий во Вселенной Истину на все более высоком уровне, то разделением ведают силы Люцифера и люди, исполняющие его волю.

Можно сказать, что Божественный бросил в огонь потока смерти все на Земле, не пригодное для дальнейшей эволюции, и только немногие из людей, способные осознать в себе звучание высочайшей Божественной истины, смогут отделить от себя все ценности этого материального мира, обреченные на сожжение. Но это только метафора, хотя она и отражает истину того, что происходит в современном земном мире. И если продолжить эту метафору, то можно сказать, что подавляющее большинство людей не хотят или же не могут из-за своего неведения покидать тонущий корабль Люцифера.

У человека может быть две позиции, с которых возможно видеть реальность этого мира. С позиций Люцифера – все ценности, ради которых человек живет в этом мире, принадлежат этому миру и целью человека является овладение этими ценностями. За пределами жизни в этом мире нет никакой другой реальности, ради которой можно было бы жертвовать ценностями материального мира.

С Божественных позиций все ценности материального мира и все его разделения существуют только на поверхностном уровне. На более глубоком уровне, который становится доступным для осознания человеком, не существует добра и зла, страданий и вожделений, удовольствий и неудовольствий, прекрасного и безобразного и множества других противоположностей, а есть только единый творящий поток Божественной воли, не-сущий в себе бесконечную ананду и сострадание ко всему, что соглашается с ложью и иллюзиями Люцифера. Люцифер – это синоним сил смерти, который прилагает самые изощренные способы, чтобы раскрыть в человеке всё, что подлежит деградации и разрушению и освободить от этого балласта человеческую природу. Но человек может и не согласиться оставить дорогие его сердцу привязанности к ценностям этого мира, и предпочесть последовать  в тёмные миры страданий, чем стать на духовный путь. И только немногие из людей используют в своей внутренней работе влияния темных сил, чтобы осознать в себе всё то, что препятствует им на духовном пути, и стремятся освободиться от всевозможных привязанностей к ценностям этого мира.