Люди обычно считают, что усилия, которые они прилагают, всегда имеют впереди определённую материальную цель или значимость, достигнув которых они этим самым получают вознаграждение. Но это верно только для этого проявленного мира значимостей. И люди настолько привыкают к этой причинно-следственной последовательности, что когда волею судьбы оказываются в своей духовной работе на внутреннем пути, они так же считают, что за прилагаемые ими усилия должны в конце их, получить адекватное вознаграждение. Но в духовной практике всё содержит в себе другой смысл и другие цели, скрытые от человека неведением. Например, наблюдая свои эмоциональные состояния и исследуя их качества, человек предполагает, что результатом этой работы будет власть над этими эмоциями и ещё над какими угодно другими состояниями, которые он может исследовать в самом себе. Но в действительности, власть над исследуемыми состояниями – это только одно из следствий его внутренней работы, которое не является самым главным.
Мы знаем, что внутреннее внимание человека является функцией его сознания, и на какое бы состояние это внимание ни было направлено, оно обязательно трансформирует и сознание. Но результаты этой трансформации не одинаковы в зависимости от того, является ли внимание человека активным и осознанным, или же оно пассивно, и им управляют какие-то внешние обстоятельства, например какие-то события, позади которых стоит низшая природа.
В канале внимания, энергия, несущая информацию, идёт в обе стороны, и в тех случаях, когда позади внимания нет осознанного намерения, то преобладает поток в сторону сознания, который своими влияниями в значительной степени трансформирует его. Когда же внимание человека осознанно направлено на изучение какого-либо объекта, например, эмоционального состояния, то влияния этого объекта на сознание выражено в значительно меньшей степени. Но в любом случае сознание человека, осознавая что-либо, трансформируется и совсем не обязательно эта трансформация происходит под влиянием потоков, идущих извне, но сама направленная деятельность трансформирует его. И если человек стремится осознать «ощупывая» своим вниманием, какое-то внутреннее состояние в его едва воспринимаемых проявлениях, то структура той части сознания, которая стремится осознать тонкую часть исследуемого состояния, постепенно меняет свою структуру, что делает сознание человека более восприимчивым. При исследовании различных состояний, влечений или желаний, или же чувств и различных реакций эго, исследующая часть сознания становится функционально многогранной, а восприимчивость увеличивается настолько, что человек начинает осознавать прежде подсознательные состояния или реакции при взаимоотношениях с другими людьми. И это очень важно, так как различные эмоциональные состояния во многом управляют человеческими отношениями с окружающей его реальностью. И, кроме того, каждая выраженная эмоция суживает сознание человека и в связи с этим, он становится в своём поведении адекватным этой эмоции, но не адекватным в отношении к тем, с которыми он в это время общается. Обычно этого не происходит с теми людьми, которые исследуют свою внутреннюю природу – они знают, что любые эмоции или желания исподволь накапливают свою силу и когда достигают пороговой величины, они делает бросок в сторону верхнего полюса сознания человека, который у него над головой, и, захватив его, навязывает ему свой способ воздействия на противостоящего человека. При исследовании своей эмоциональной сферы, человек может осознать место, в проекции на физическое тело, где эта эмоция проявляется, её физические качества, и путь которым она устремляется в сторону его головы. Всем известны слова: гнев душит – это происходит тогда, когда эмоция поднимается до области человеческого горла, где располагается вишудха чакра.
Во внешнем проявленном мире значимостей человек направляет свои усилия в сторону желаемых объектов и стремится преодолевать препятствия на путях к овладении ими. Но всё выглядит иначе, когда человек посвящает свою жизнь духовной работе – он не стремится к желанной для него цели, но делает всё ради неё, и цель сама приближается к нему. Работу духовного искателя можно сравнить с воздухоплавателем, который усилия прилагает не для того, чтобы поднять в небо воздушный шар, а стремится освободить его от балласта, удерживающего его в пределах Земли. Значимости проявленного мира имеют двойное предназначение – они привязывают внимание человека к этому проявленному миру, и делают его рабом низшей природы, имеющей власть над этим миром. Но это становится возможным для низшей природы только тогда, когда внимание человека обращено во внешний мир, к его значимостям. Но духовный путь – это внутренний путь, на котором внимание человека обращено не на внешние значимости, а на внутреннее отношение к ним, которое всегда сопровождается всевозможными эмоциональными состояниями. Именно эмоциональные состояния привязывают внешнее внимание человека к значимостям проявленного мира. Когда духовный искатель исследует различные эмоциональные состояния, привязывающие человека к значимостям этого мира, то этим самым, он снижает и даже, со временем, полностью нейтрализует привязанности человека к значимостям этого мира.
Исследование самого себя радикально меняет позицию человека относительно предназначения внешнего мира, значимости которого для духовного искателя становятся указателями внутренних причин, привязывающих человека к этому миру. Действительно, привязанности к чему бы то ни было, и соответствующие зависимости, могут быть только в самом человеке, а не за его пределами. Исследуя внутренние состояния, человек этим самым, меняет предназначение этих состояний, которые вместо того, чтобы привязывать человека к значимостям этого мира, формируют в сознании человека «Свидетеля», без которого реализация человеческого предназначения на Земле – невозможна.