Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНИМАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

--

 

Органы восприятия — это окна или каналы, через которые происходит восприятие. Сами по себе «окна восприятия» никакого значения не имеют, имеет значение то, что находится позади них, то, что воспринимает и осознает воспринятое. Исследуя самого себя, человек может обнаружить, что тот, кто воспринимает мир через его органы чувств находится в его груди. Причем, оно может перемещаться и иногда его в области груди меньше, а в пределах головы — больше, а  иногда может быть все наоборот. Такого рода перемещения происходят или тогда, когда внимание человека сосредоточено на чем-то внешнем, или же тогда, когда человека захватывает какая-либо эмоция и в соответствии с ней определенное побуждение. В некоторых случаях эмоция может подняться из более низких областей человеческого существа, здесь имеется в виду из более низких областей в проекции на человеческое тело, но в любом случае они стремятся подняться в область головы, чтобы захватить человеческий ум и его сознание. Когда это им удается, то человек становится их инструментом и выполняет их волю. Это свидетельствует о том, что различные эмоциональные состояния имеют свою индивидуальность и знают, что необходимо делать, чтобы управлять человеком.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что человек состоит из множества самостоятельных сущностей, которые при его засыпании разбегаются как зверюшки в разные стороны, и вновь возвращаются перед его пробуждением. И каждая из этих частей присваивает себе индивидуальность человека, что создает человеку определенные трудности в своем восприятии внешнего мира и взаимодействия с ним.  Эти трудности возникают потому, что любая из этих частей, претендующая на индивидуальность человека, в зависимости от своих эмоциональных особенностей делает восприятие мира тенденциозным, при этом из всей полноты реальности выделяется преимущественно какая-то её одна грань.

Следовательно, то, что мы называем человеком, – является его телом, в котором представлены множество различных, относительно самостоятельных витальных частей. И этим же телом, которое является инструментом взаимодействия с материальным миром пользуется ум, центральное существо и психическое существо. Все эти части пользуются одними и те-ми же внешними органами чувств, причем, это они делают одновременно. И так как каждая из этих частей по-своему окрашивает то, на что направлено внимание человека, а точнее, внимание всех этих частей, то человек осознает суммарную оценку реальности. Правда, в другое время эта же самая реальность может восприниматься иначе, так как на переднем плане восприятия может быть какая-то другая витальная часть, которая и будет преимущественно влиять на фон восприятия. Так как одновременно все части человеческого существа воспринимают окружающую его реальность с преимуществом тех, которые находятся на переднем плане, то достаточно восприимчивый человек может сосредоточиться на той из них, которую он по каким-либо причинам предпочитает и это приведет к тому, что эта часть выйдет на передний план. Для духовного искателя важно, осознавать восприятие реальности с позиций его истинной части, но для этого он должен воспринимая реальность окружающего его мира, быть сосредоточенным на своем истинном «Я». Но восприятие реальности мира осуществляется не только при помощи внешних органов чувств, его внутренняя истинная часть имеет свои органы восприятия, благодаря этому, человек может осознавать за внешней ложью суть того, с кем или с чем он взаимодействует.

Существует внешнее и внутреннее внимание, и если первое последовательно фокусируется на объектах, которые оно воспринимает, то внутреннее внимание воспринимает не отдельные фрагменты, а сразу целое поле. Этим полем может быть звучание оркестра, картины природы, и это мо-гут быть эманации различных витальных частей, сферы ума, эманации центрального и психического существа. Когда человек осознает различные свои приятные или неприятные состояния, то это тоже происходит при помощи внутреннего внимания.

Внимание может быть намеренным и ненамеренным, и об этом сле-дует сказать подробнее, так как ненамеренное внимание используется для улавливания человеческого сознания и формирования его мировоззрения при помощи внешних средств. Правда, эти «внешние средства» только тогда эффективны, когда им удается вызывать ответное резонансное звучание. Но в подавляющем большинстве случаев срабатывает эффект маятника, когда достаточно незначительных усилий в ритме колебания маятника, чтобы раскачать его до максимально возможной амплитуды. Поэтому, даже те возможности у человека, которым еще не пришло время открыться, могут внешними средствами быть настолько «раскачаны», что откроются преждевременно.

Любые взаимоотношения человека с внешним миром могут быть эффективными в пределах его потенциальных возможностей. Это касается в первую очередь его физических и нервных возможностей. Например, если занимаются сексуальным воспитанием школьника-подростка по системе РАПС, то этим самым раскрывают в нем сексуальные возможности, раскрыться которым еще не пришло время. Можно привести пример с куколкой из которой должна была выйти бабочка. Человек решил помочь ей выйти несколько раньше времени, этим самым лишив ее тех последних усилий, которые были необходимы для полного формирования организма бабочки. Эта бабочка после такой помощи так и никогда не полетела, она могла только ползать. Но по системе РАПС стремятся как можно раньше воспитать школьников и для этого показывают соответствующие фильмы и даже распространяют предохраняющие противозачаточные средства. Известно, что преждевременно раскрытые возможности ведут к преждевременному их угасанию. Но раскрыть в человеке возможности можно не только при помощи специальных занятий и соответствующих им фильмов. Существуют телевизионные передачи, компьютерные игры, ночные клубы, бульварная литература и еще множество других средств, которые привлекают внимание не только взрослых, но и детей даже раннего возраста. И раскачиваются маятники их возможностей и, раскрываясь, меняют личность человека далеко не в лучшую сторону. В таких случаях человек может утверждать, что он сам решил смотреть какую-либо передачу по телевидению, что в компьютерной игре он тренирует быстроту реакции, что ему что-то хочется знать, что-то испытать, так как жизнь человеку дается всего один раз. В действительности он пойман в ловушку, которую расставили люди, заинтересованные в его деградации. И, конечно же, позади этих людей находятся силы, которые хотели бы деградации всего человечества.

Люди, приученные к тому, чтобы их вниманием управляли, в конечном счете теряют способность сознательно или намеренно концентрировать свое внимание на необходимой деятельности. Они не будут смотреть фильмы, которые заставляют человека думать, они не станут читать познавательную литературу, потому что для удерживания своего внимание на смысле того, что пишется в такой литературе у них просто не хватает воли, но они мотивируют это тем, что им не интересно это смотреть или читать.

Большое значение для восприятия того, на чем сосредоточено внимание, имеет ожидание, которое не только создает отношение к тому, на чем будет сосредоточено внимание, но и влияет на интенсивность сосредоточения. Ожидание формирует намерение человека, благодаря чему на передний план выходит та витальная часть, которая соответствует этому ожиданию. В связи с чем поступки человека становятся неадекватными реальности: он отвергает то, что следует принять и принимает то, что для него губительно, а так как у всех людей в их взаимоотношениях с миром присутствуют элементы ожидания, то все без исключения, в различной степени искаженно воспринимают окружающую их реальность. Правда, большинство людей не осознают состояние ожидания, или потому, что не подозревают о его значении при восприятии реальности, или же потому что их способность воспринимать свои собственные состояния слишком ограничена.  Обычно ожидание формируется с участием эго, которое для этой цели может использовать и прошлые события, и опыт других людей, свидетелем которого был человек, и те идеи, которые были внедрены в сознание человека при помощи средств массовой информации. Ожидание – это всегда предвзятость, и все люди предвзято воспринимают реальность мира.

Внимание – это одно из проявлений сознания, а так как вся Вселенная сознательна, то и все объекты в ней – живые и неживые – содержат в себе внимание. Разница между вниманием живых объектов от внимания неживых состоит в том, что в первом случае оно имеет направленный характер, а во втором – рассеянный. Внимание, принадлежит ли оно живым организмам, или неживой природе, всегда содержит в себе информацию, идущую от источника внимания и характеризующую этот источник. В связи с этим, человек в горах, в пещерах, на берегах озер, рек, морей чувствует себя не так, как он чувствует себя в городах, в общественных местах, при общении с различными людьми. Поэтому, некоторые духовные подвижники уходят в леса, в пещеры и в другие уединенные места, в которых нет разрушительных вибраций, присущих многим местам в городах.

Так как внимание несет в себе информацию о том, с кем человек общается или рядом с которым он находится, то духовный искатель, переключив свое внимание с внешних органов чувств на внутреннее восприятие, может осознать скрытые для внешнего сознания влияния, идущие не только от людей, но и от неживых объектов. Отсюда становится понятной намоленность икон, особая атмосфера в языческих капищах, атмосфера в храмах и синагогах и др. Дело в том, что информация, содержащаяся во внимании, оставляет свои следы на всем, чего бы она ни касалась. И если это происходит достаточно интенсивно и длительное время, то внимание окружающей нас ситуации обязательно будет менять нас и в первую очередь более подвижную часть нашего существа, например, нашего сознания или же ума и витала. Но при достаточной интенсивности и длительности влияния, которые оказывает на человека внимание, может в значительной степени трансформировать и нашу физическую природу. На этом основаны многие религиозные обряды и магические ритуалы, в которых используются наговоренные вещества и предметы.

Есть еще одна особенность внимания человека, которая заключается в том, что являясь потоком энергии, несущей в себе информацию об источнике внимания, оно заключено в своеобразный канал, созданный волей человека. И если воля достаточно выражена, то внимание человека устойчиво и ничто его не отвлекает. Но канал внимания может служить руслом и для обратного потока, идущего от того объекта, на который направлено внима-ние. Поэтому, человек, наблюдающий какое-то событие с большим интересом, одновременно находится под влиянием этого события, или того человека, с которым он общается. Примером могут быть современные супер и гипермаркеты, войдя в которые, человек попадает под водопад влияний всевозможных материальных ценностей, преодолеть которые удается не каждому. Но есть и еще одна особенность, которая заключается в том, что человек имеет вокруг себя ауру, состоящую из вибраций, несущих в себе информацию о состоянии человека и его намерениях. Эту ауру можно назвать рассеянным вниманием, которое характерно для всех неживых объектов. Большинство людей не осознают такого рода влияния, и принимают внешнюю информацию за чистую монету, даже тогда, когда в ней содержится намеренная ложь.

Часть воспринятого во внешнем мире направляется в область ума, который из этого материала строит модель внешнего мира, на основании которой пытается понять его. Другая часть отражается в области витала и оценивается с витальных позиций, и третья часть фиксируется в централь-ном существе человека и в его истинном «Я», в которых есть истинные знания, не основанные на внешних символах, а на внутренней сути всего происходящего. Эта часть внутреннего отражения внешнего мира воспринимается человеком как знания…

Духовный искатель должен воспитать свое восприятие настолько, чтобы ясно осознавать рассеянное внимание или ауру каких угодно объектов, и это будет для него значительной помощью в его взаимодействии с окружающей его реальностью. Для этого он должен занимаясь любой деятельностью, или же общаясь с кем-либо, периодически обращать внимание на свое внутреннее состояние, потому что информацию, которая находится в рассеянном внимание, которое в виде ауры излучают живые и не живые объекты можно осознать только внутри самого себя. Там, в глубине груди находится та часть человеческого существа, которая воспринимает информацию, скрытую от внешних органов чувств.

Большое значение для духовного искателя имеют его интересы, которые могут быть направлены как к единству с ценностями материального мира, так и к единству с Божественной истиной. Интересы – это всегда поток энергии, направленный в известное или предполагаемое будущее, который содержит в себе эталон того, к чему стремится человек. Этим эталоном может быть и какой-то объект, и направление усилий, и способ взаимодействия с реальностью и еще многое другое. В действительности, интерес – это сформированное или формирующееся намерение, без которого никакая направленная деятельность невозможна. 

Внимание – это поток энергии, несущий в себе определенную информацию, это одна из причин стремления людей привлекать к себе внимание. Особенно ярко это проявляется у эстрадных звезд, которые не осознают, как постепенно меняется их психологическое лицо под влиянием внимания зрителей в аудиториях и окружающих их почитателей. Эти изменения вызваны не только их собственным эго, которое может раздуваться от собственной значимости, но и под влиянием вибраций, которая заполняет их собственную ауру. Когда мы замечаем, что супруги, прожившие долгую жизнь вместе, чем-то похожи друг на друга, то в этом большое значение имеет их взаимное влияние на уровне информационных потоков энергии, или как сказали бы толтеки, что они слишком долго находились в тени друг друга.

Одной из проблем внимания является его неустойчивость. Человек или не может сосредоточиться на чем-то определенном, или легко отвлекается, или же напротив, не может отвлечься от чего-либо второстепенного, ради более важных дел. Причин может быть несколько: одна из них – недостаток энергии, так как поток внимания может быть направленным только тогда, когда человек удерживает его направление при помощи необходимого волевого усилия, что требует определенных затрат энергии. Следующей причиной неустойчивости внимания является его недисциплинированность, которая чаще всего бывает у людей, у которых отсутствует или слабо выражено чувство долга, которые сосредоточены на своей собственной персоне и их мало волнуют или же совсем не волнуют проблемы других людей и даже своего народа. Их цель – это свое собственное благополучие и удовольствия. Возможно, этого у них никогда не будет, это не имеет значения, потому что целью может быть даже недостижимое. Важно то, что такого рода бытие для них является смыслом жизни человека, который состоялся.

Для духовного искателя необходимость длительное время удерживать свое внимание на избранном объекте имеет большое значение, без такого рода способности человек не может реализовать свои духовные цели. Устойчивое внимание необходимо не только для того, чтобы постоянно осознавать в себе состояние покоя, который на какой-то части духовного пути может быть даже целью внутренней работы, но и для того чтобы стала возможной медитация. Кроме того, устойчивое внимание невозможно без  постоянной бдительности, без которой человек может не заметить, как его внимание будет отвлечено чем-либо посторонним. Бдительность – это функция воли, благодаря которой человек может сохранять направление своего внимания при выполнении как внешней, так и внутренней работы. Самой лучшей тренировкой внимания является повседневная практика, в которой человек следит за своим сосредоточением и не позволяет ему отвлекаться на что угодно постороннее. Если же отвлечение произошло, то, сделав над собой усилие, человек должен вернуться к тому виду деятельности, или же к концентрации на том состоянии, которые были у него перед этим.