ЛИЧНОСТНЫЕ ЗОНЫ В ДИНАМИКЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Здесь мы рассмотрим только некоторые типичные варианты взаимоотношений между двумя людьми с позиций их личностных психологических зон. Как мы уже говорили, в общественную психологическую зону для общения люди выносят только то, что есть в их личностных психологических зонах. Причём, действительное общение возможно только в тех случаях, когда люди обмениваются информацией в пределах сходных интересов, и этим самым, обогащают личностные психологические зоны друг друга. Возможен и другой вариант, в котором у одного человека есть неудовлетворённый интерес в какой-то области знаний и он может получить ответы на свои вопросы от своего собеседника – в этом случае общение так же полезно, как одному, так и другому человеку, так как один из них получает нужную для него информацию, а другой, передавая знания, начинает сам видеть какие-то их новые грани. Действительно, люди текучие существа и на переднем плане их личности при взаимодействии с реальностью мира, или же при общении людей друг с другом, могут быть различные субличности, каждая из которых из всего спектра знаний, преимущественно выделяет какую-то одну его сторону, созвучную самой себе. Отсюда, у людей в разные времена могут быть разными оценки одного и того же события, неодинаковое по глубине понимание одних и тех же знаний и осуждение каких-то своих поступков, которые в своё время казались правильными.

При взаимоотношениях друг с другом личностные психологические зоны всегда испытывают деформирующее влияние тех, с кем они общаются. Когда здесь говорилось, что при общении люди обогащают друг друга, то такие варианты встречаются довольно редко. Нередко, при общении возникают ситуации, в которых люди, даже не осознавая этого, стремятся преобладать друг над другом. Правда, этот инстинкт, побуждающий человека лидировать во взаимоотношениях с другими людьми, у различных людей выражен не в одинаковой степени, поэтому, при взаимоотношениях, ведущее положение может занять только кто-то один. Но в любом случае происходит деформация личностной психологической зоны  обоих общающихся.

Рассмотрим, как это происходит… Мы сравнивали личностные психологические зоны с комнатами, в каждой из которых есть отдельный хозяин, и есть общественная гостиная, в которой общаются хозяева этих комнат. Очень часто бывают такие ситуации, когда один из хозяев заявляет своё право на общественную гостиную и устанавливает свои правила, на которых возможно общение между людьми, проживающими в этой квартире. Он как бы вбирает в свою личностную психологическую  зону территории, не принадлежащие ему. Обычно это делается двумя способами: один из них мягкий и, на первый взгляд, может показаться приятным – это предупредительность и забота о другом человеке, которая осуществляется «во благо» этого человека. На самом деле такая забота перерастает в контроль над другим человеком, который, по мнению контролирующего, не знает, что ему полезно, а что вредно, что хорошо, а что плохо. Если контролируемый вовремя не остановит контроль, направленный на «благо» его самого, то постепенно контроль начнёт распространяться и на другие сферы его личностной психологической зоны и всё это может привести к глобальному контролю над собой со стороны другого человека. Но, мы с вами уже знаем, что личностная психологическая зона содержит в себе всю человеческую личность, она является его внутренней вселенной, в которой все его интересы и стремления. И когда происходит такая ползучая оккупация человеческой личности, то она, при определённой степени выраженности, может погасить в человеке стремление к свободе быть самим собой и сделает из человека манкурта. Конечно, это будет преувеличением, но такой человек окажется в своеобразном раю, в котором ему самому заботиться будет не о чем, да и стремиться к чему-то большему, чем он есть, тоже не надо. Человек развивается или поддерживает уровень развития своей личности, только в тех случаях, когда он постоянно решает какие-то проблемы, делает какие-то усилия на путях намерения, которые создал он сам. А если за него это делает кто-то другой, то за ненадобностью его собственные возможности постепенно «засыпают». Такие взаимодействия людей можно сравнить с отношениями между любящим родителем и ребёнком, который требует постоянного присмотра над собой.

Но захват личностной зоны другого человека может быть и более насильственным, в котором может проявляется нескрываемое чувство превосходства одного человека над другим. Это хорошо прослеживается в случаях взаимоотношений между двумя людьми, у одного из которых выраженное стремление доминировать, а у другого, напротив, имеется склонность к подчинению. И тогда человек не просто попадает под контроль другого человека, но вся его личностная психологическая зона переформатируется по вкусу контролёра, а сам человек становится инструментом, которым по своему усмотрению пользуется тот, кто доминирует в их взаимоотношениях. И если в первом случае, когда в основе доминирования одного из них над другим, имеет в основе своей любовь, поэтому доминирование происходит через заботу, возможно чрезмерную, о любимом человеке, то во втором случае отношение доминирующего человека к другому, которого он контролирует, основаны не на любви, а на ментальных принципах. В этом случае, как и в первом, который мы рассмотрели прежде, ни к каком единстве во взаимоотношениях говорить не приходится, потому что единство возможно только между свободными людьми.

Не следует понимать свободу, как независимость или даже вседозволенность. Свобода – это когда человек сам принимает решение при возникновении какой-то проблемы. При этом он учитывает и обстоятельства, и те советы, которые дают ему люди и собственный прошлый опыт и имеющиеся у него возможности. В реальности мироздания не существует свободы, при которой человек или любое другое существо могло бы существовать не зависимо от каких-либо внешних влияний, внутренних побуждений и всевозможных инстинктивных влечений. Возможно, полная свобода – это тотальная смерть, при которой тело предают земле, а сознание и все остальные части человеческого существа растворяются в Нирване. Человек живёт до тех пор, пока он несвободен, пока у него есть проблемы, которые он решает и есть вопросы, на которые он должен получить ответы. К этому можно ещё добавить, что человек – социальное существо и любые общения с другими людьми – это всегда внутренние изменения, потому что любая активность человека, даже подневольная, приводит человека к встрече с неведомым, непредсказуемым, потому что правду другого человека, находясь на позиции которой он общается с нами, мы никогда в полной мере не способны понять. Между людьми, как бы близки они ни были друг другу, всегда есть грань правды, через которую ещё никому и никогда не удавалось перешагнуть. Как мы уже говорили прежде: каждый человек живёт в своей внутренней вселенной, структура которой, её предназначение и способ реализации этого предназначения определяется индивидуальной правдой человека, характерной только для него одного. И даже тогда, когда мы говорим о единстве между людьми, то оно не приводит к единству правды, каждого из них. Практически, человек одинок в своей внутренней вселенной, живущей по законам его правды. И когда своей внешней деятельностью или же общением с другими людьми, он стремится, не осознавая этого, к единству, потому что взаимодействия или взаимоотношения всегда включают в себя элементы созвучия, то в некоторых случаях у человека может возникнуть иллюзия этого единства, иллюзия родства душ, общности интересов. Но, часто, эта иллюзия со временем рассыпается, и каждый человек остаётся наедине со своей правдой.

 Очень большое значение имеет, чем мы заполняем свою личностную психологическую зону. Большая часть её содержимого в значительной степени временно, и по ходу жизни утрачивает свою важность и выбрасывается, чтобы на освободившееся место могло быть помещено что-то новое. Но, с возрастом, интересы человека скудеют, и всё больше места в человеческой личностной психологической  зоне становится пустым. И, нередко во внутренней вселенной человека остаются только инстинкты, необходимые для его выживания – с человеческого уровня, человек опускается до уровня животного, а затем и растительного. И если прежде общение обогащало человека, то со временем, все приобретённые при общении богатства, заполнявшие его личностную психологическую зону, постепенно теряли свою значимость и превратились в мусор. И ещё в большей степени человек погружается в одиночество непонимания, в котором присутствует большая доля его ненужности. И если в этом состоянии он сумеет осознать поле своей личностной психологической зоны, то увидит, что от прежнего её богатства или, по крайней мере, достатка, остались одни руины.

Всё могло бы быть иначе, если бы в своём прошлом, когда внешний мир привлекал его множеством соблазнов ложных значимостей, среди которых обязательно были значимости непреходящие, он бы выбрал одну из них. И тогда бы она стала центром, вокруг которого сформировалась бы личностная психологическая зона с истинными непреходящими ценностями, для которых время и возраст не имеют никакого значения.