Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

--

Справедливость предполагает, что человек в своих взаимоотношениях с другими людьми и с природой в своих поступках не руководствуется принципами неравенства социальной значимости, корысти и выгоды, которые всегда ведут к неравенству во взаимоотношениях. Между всеми людьми есть нечто общее, присущее каждому из них. И если человек опирается на эти общие для всех принципы, во взаимоотношениях со всеми чувствующими объектами, то его взаимоотношения с другими людьми и даже вообще, с другими формами жизни, будут основаны на справедливости. Например, все живые организмы испытывают в определённых обстоятельствах чувство голода или жажды, они могут испытывать чувство страха и боли и ещё множество других состояний. И если человек будет осознавать своё равенство со всеми живыми чувствующими организмами или существами, то он, вероятно, будет относиться к ним с позиций справедливости. Но у человека всегда существовало стремление к преобладанию над всем, что его окружает. Иногда это стремление может выглядеть парадоксально, когда человек низводит себя до состояния крайнего ничтожества, предельного рабства, омерзительного проявления своей низшей природы. И в то же время значимость других людей может проявляться в неимоверной гордыне, жажде власти, богатства, наслаждений. Во всех этих и подобных им случаях никакой речи о справедливости быть не может. Справедливость предполагает, что человек считает себя равным по отношению к другим людям, что делает его поступки по отношению к ним справедливыми. Кроме того, справедливость подразумевает ещё и честность, способность жертвовать, прощать. Справедливый человек не злопамятен и нетерпим, или как сейчас говорят – не толерантен ко всему, что связано с несправедливым насилием, ложью и бесчестностью. справедливость – это не внешняя форма поведения или каких-либо отношений, и это не проявления человеческого ума, но проявления в человеке божественной души.

Разве не стремление быть социально максимально значимым породило атеизм. Если всё человечество со всеми его качествами и стремлениями к значимостями усреднить в одном человеке, то для такого сверхчеловека присутствие над ним Бога невыносимо, потому что Бог является непреодолимым препятствием для бесконечного стремления человека к значимости.. Не сатанинская ли гордыня стоит за человеческой значимостью, которая подобна высочайшей вершине, притягивающей к себе весь человеческий род. Здесь уместным будет вспомнить слова Ивана Мичурина: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у неё наша задача».