Никогда не следует говорить, что «у меня нет эго», или же «я разрушил свое эго», потому что так любит говорить эго, которому нравится, когда его не замечают или еще лучше, когда считают, что оно отсутствует. Если бы эго принадлежало к семитам, то оно каждый раз, когда человек замечал его, кричало бы: «антисемит!» И оно чувствует себя вполне удовлетворенным, и сует во всё свой эгоистический нос до тех пор, пока его не замечают, или хотя бы делают вид, что не замечают. Одной из важных особенностей эго является его мимикрия, используя которую оно выдает свои стремления за стремления человека, на котором оно паразитирует, свою активность за его активность и оно пытается вызвать у человека страх, когда он распознав своего внутреннего энергетического и психологического паразита, делает попытку избавиться от него. Тебе же будет хуже, потому что все проблемы, которые я несу на своих плечах, придется нести тебе, и всё решать самому. Человеческое эго может быть только паразитом, потому что без энергии человека, и его способности реализовать себя во внешнем мире оно — ничто. И есть у эго еще одна особенность: оно все успехи человека, на котором оно паразитирует, присваивает себе, и тогда у носителя эго поднимается гордыня, хотя в действительности она ему не принадлежит, это эго навязывает ему такого рода отношение, как к окружающей реальности, так и к самому себе. Эго всегда ищет выгоду из любых отношений с людьми и стремится присвоить себе даже то, в чем нет никакой его заслуги. Оно, с одной стороны, стремится постоянно оставаться в тени и из-за кулис управлять человеком, и при неуспехе обычно сваливает вину на самого человека, но, гордо выпятив грудь выходит на передний план, когда человек в чем-либо преуспел. Например, человек в состоянии вдохновения создал что-либо прекрасное, и эгоистическая гордость распирает его, а в состоянии упадка эго прячется и заставляет человека вести себя так, чтобы его пожалели или хотя бы посочувствовали ему. Чтобы получить выгоду оно может заставить человека кичиться своими предками и вообще своей историей, или же показывать всем свои настоящие и прошлые, иногда несуществующие страдания и несчастья. Позади любого рода лжи стоит эго, позади любого рода подлости, предательства, низости, жестокости и многих других отрицательных проявлений жизни, стоит эго. Но и альтруизм, стремление к справедливости, в первую очередь для само-го себя, стремление добиться правды, позади себя так же имеет эго. Оно будет контролировать своих близких, насколько хорошо они выполняют свои обязанности.
Эго всеядно и оно может питаться даже человеческой религиозностью и тогда оно заставляет человека быть особенно скрупулезным при выполнении религиозных ритуалов, и очень хорошо, если это будут видеть другие люди. Оно будет питаться и его духовными стремлениями, и даже будет бороться с самим собой, но так, чтобы другие видели, как много для этого прикладывается усилий.
Все эти подробности необходимы для того, чтобы духовный искатель мог легче ориентироваться при работе по разрушению своего эго. Он должен знать, что с эго не может быть ни каких компромиссов, и нельзя оставлять работу с эго не доведя ее до конца. И еще духовный искатель должен помнить, что когда он начнет свою работу, то эго будет создавать ему всевозможные проблемы с его эмоциональными состояниями. Оно может привести человека к мысли, что без эго жизнь в этом мире невозможна, так как только эго знает все правила и способы, которые необходимы для того, чтобы человек был адекватен окружающей его реальности. Но в действительности, эго не знает истинных путей, и в своем неведении строит отношения с внешним миром, следуя принципу выгоды, поэтому оно всему дает оценку, в которой для себя выделяет наиболее выгодное место. Это может быть место непонятого, страдальца, заслуживающего уважения и преклонения, или же которого все боятся, и даже всеми отверженного. Поэтому, очень важно, чтобы человек знал какое место предпочитает занимать его эго.
А теперь рассмотрим некоторые примеры, которые могут помочь духовному искателю в этой нелегкой работе с эго. Очень хорошим примером может быть семья, потому что в ней особенно тесно переплетаются взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей, и взаимоотношения семьи с внешним миром.
Каждая семья создается на основе какой-то идеи. Она может создаваться ради удовлетворения своих похотей и удобств жизни, что бывает очень часть. Иногда она может возникать на основе сотрудничества на путях материального мира. И только в немногих случаях семья возникает на основе духовного родства. Исследуя свое положение в семье, можно найти, что в одних сферах жизни человек может занимать лидирующее положение, в то время как в других ее гранях может находиться на второстепенных ролях. Для умного человека это не играет большой роли, а для человека, эго которого примитивно, важно лидерство во всех сферах жизни в семье.
Внутренняя работа, направленная на разрушение своего эго, имеет свою статику и свою динамику. Когда человек осознает всевозможные проявления своего эго, как некие состояния, порождающие определенные взаимоотношения с окружающей реальностью, то это статика такого рода внутренней работы. Когда же осознание ведет к тому, что человек начинает предпринимать определенные усилия в направлении осознанного, то это является динамической частью внутренней работы. И это касается не только работы с эго, но и вообще любой другой внутренней работы. При общении у мужа и жены должны преобладать терпение и стремление служить друг другу. Конечно, все это должно быть искренним, т. е. совершаться ради ослабления и разрушения своего эго, но не для того, чтобы другой мог видеть насколько вы стараетесь угодить ему. При этом, необходимо помнить, что эта работа делается ради трансформации своего эго, а не эго другого человека. решимость трансформировать свое эго не может принадлежать самому эго, оно способно только делать вид, что борется с самим собой, и для него важно, чтобы это видели другие люди, или хотя бы слышали. На эго направлена работа внутренней истинной части человека, поэтому духовный искатель, решивший ослабить своего исконного господина, — испытывает при этом радость, которая является естественным состоянием истинного «Я» человека. Работа в семье над своим эго, похожа на хождение по лезвию бритвы, потому что человек может чувствовать, что над ним совершают насилие даже тогда, когда ему оказывается или предлагается помощь. Эго всегда может найти причину, чтобы быть недовольным, потому что недовольство кем бы то ни было — всегда содержит в себе оттенок превосходства, а для эго это повседневная и необходимая для него пища. Ещё одной очень важной стороной работы над своим эго, является внимание к своему собеседнику, соратнику, другу супругу, или супруге. Следует быть внимательным к любому обращению, никогда не отталкивать другого, потому что вы заняты. Отношения между людьми — всегда более важны, чем какие-то будничные дела, и только участие в процессе, который действительно не может быть прерван, может быть реальной причиной временной отстраненности от человека, который с чем-то обратился к вам. Следует считать другого человека более ценным и важным, чем являетесь вы, а его дела — более неотложными, чем ваши.
Если говорить о месте вашего проживания, то оно в первую очередь требует от вас, чтобы вы постоянно содержали его в порядке. При этом вы не надеетесь на своего супруга или супругу, но если видите, что что-либо требует приложения рук, то делайте сами, не ожидая и не требуя, чтобы эту работу сделал кто-то за вас. В это время необходимо осознавать в себе негативное эмоциональное состояние, которое порождается эго. Обычно оно осознается в области грудной клетки тотчас позади нее. Это состояние может быть различной степени интенсивности и иметь различные эмоциональные оттенки.
Еще одной важной особенностью эмоциональных реакций эго является его стремление захватить ум и сознание человека. Чтобы это стало возможным эмоция, которая является инструментом эго, поднимается в область гортани, с целью подняться еще выше, и захватить ум и сознание человека. Конечно, это не является целью эмоции, позади которой всегда находится эго. Если ум человека и его сознание будут захвачены соответствующей эмоцией, которую вызывает и управляет эго, то человек теряет все свои цели, вместо которых остается только одна цель эго.
Не следует бояться, что после разрушения эго отношения с внешним миром станут неадекватными, потому что на смену эгоистичному и примитивному способу общения придёт более высокое общение, основанное на истине. Конечно, можно сомневаться в возможности адекватного общения, когда с одной стороны в общении участвует ложь эго, а с другой — истина. Но истинное отношение к реальности, какой бы лживой она ни была, для человека, идущего духовным путем, может принести необходимый духовный опыт.