Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНЫЕ ГРАНИ НАМЕРЕНИЯ часть 7. Тайна значимостей проявленного мира

--

Мы живём в мире добра и зла, в мире, в котором всё имеет свои противоположности, и в котором зло манипулирует добром, используя для этого догмы добра. И весь спектр добра и зла помечен значимостями, ценность которых в большинстве случаев зависит от потребностей человека. Тогда мы можем говорить, что потребности человека так же распределены по шкале значимостей в спектре добра и зла. Другими словами, есть потребности разрушительные для человека, и есть те, которые способствуют сохранению его и даже совершенствованию его сознания. По большому счёту никаких значимостей, важностей или ценностей за пределами человека не существует; оценку всему, с чем человек взаимодействует, он носит в самом себе. И тогда значимости проявленного мира – иллюзорны и не могут быть надёжной опорой для человека на путях его жизни. В лабиринтах значимостей проявленного мира, проводником в котором для человека являются его потребности, существует множество тупиков-ловушек, избежать которых человеку редко удаётся, потому что среди его потребностей – много ложных и даже разрушительных. Он чувствует потребность в какой-либо значимости, и она становится для него необходимой. Интересно, если  смотреть на реальность этого проявленного мира с позиций значимостей в нём, то можно увидеть, что в нём взаимодействуют между собой только значимости и каждая из них стремится подняться в своей значимости над другими, для чего использует любые подходящие для этого способы. Сами по себе значимости являются виртуальной реальностью и для каждого человека имеют свою индивидуальную величину, которая для различных людей, в различные времена, может располагаться где угодно на шкале значимостей. Интересно, но степень значимости не имеет своих пределов. На Земле значимость реализуется или  в стремлении к богатству, символом которого являются деньги, или же стремлением к власти, символ которого проявляется в положении человека в социальной иерархии. Рассматривая отношение человека к значимости можно увидеть сходство её с инфекционной болезнью, к которой у различных людей не одинаковый иммунитет. Но это «инфекционное заболевание» проявляет себя в человеке своеобразно – оно меняет в человеке его психику и направляет всё его существо на повышение своей значимости.

Как мы уже говорили, значимость человека – это ценность, важность его в социальном мире. И, по-видимому, это является наиболее значимым в человеке, потому что, имея фундаментом своей личности – значимость или важность самого себя, взаимодействует с внешним миром с позиций собственной значимости. И при этих взаимодействиях стремится не уменьшить своей значимости, а если возможно, то и увеличить её. Но он может это сделать только в одном случае, если всё во внешнем мире, с которым он взаимодействует, также являются значимостями. Тогда можно понять стремление человека к обогащению, славе, власти. Практически, приобретая различные вещи, человек, этим самым, увеличивает свою значимость, занимая высокий социальный пост, человек так же увеличивает свою значимость. Получая за свою работу денежное вознаграждение, человек так же утверждается в своей значимости, так как деньги – это не только мера стоимости чего бы то ни было, но и мера значимости.

Рассматривая влияние значимостей на человека в этом проявленном мире, мы находим, что их воздействие на человека тем в большей степени выражено, чем большую ценность для человека они представляют. Второй причиной повышающей эффективность значимостей является длительность их воздействия на человека. Ну и третья причина – это частота их влияния на человека – чем чаще человек оказывается под влиянием каких-то значимостей, тем в большей степени он становится зависимым от них. Это происходит потому, что значимости при достаточной частоте повторения могут суммироваться. У значимостей есть ещё одна особенность: в тех случаях, когда человек отвергает какую-либо значимость, то она все-таки может овладеть его вниманием и даже захватить его, чтобы в дальнейшем использовать его, как свой инструмент для своей реализации в этом мире. Для этого её влияния должны быть вначале неосознаваемыми человеком, и постепенно усиливаясь, они будут приняты им, как естественные.

Таким образом, из множества значимостей этого проявленного мира мы можем выделить две основные суперзначимости, которые являются основой всех остальных значимостей – это власть и деньги, которые не только трансформируют человека, делая его адекватным своей структуре, но и создают и управляют всей динамикой этого проявленного мира. Идеи суперзначимости пронизывают всю социально-психологическую иерархию этого мира от индивидуума до всего человечества, разветвляясь на множество созвучных этим суперзначимостям ветвей. Лежащие в основе личности человека и его поведения в этом мире, суперзначимости, не одинаковы по своей ценности для различных людей, и к тому же ценность их меняется в различные периоды человеческой жизни и во многом зависят от его мировоззрения.

Всё это является одной из причин, почему люди стремятся к беспредельному богатству, беспредельной власти, беспредельным наслаждениям и т.д. Следовательно, в человеке есть нечто, стремящееся к беспредельному, которое в проявленном мире выражается в стремлении к значимостям, а в непроявленной реальности мироздания – в стремлении к бесконечному совершенству. И эти стремления к беспредельному имеют два источника – один из них Божественная душа в человеке – Психическое существо, второй – тень Психического существа – человеческое эго. Для каждого из этих двух источников этот проявленный мир и человек имеют свои конкретные предназначения.

Выше мы уже рассмотрели, с позиций эго, предназначение мира и человека в нём; в то же время с позиции Психического существа проявленный мир существует как реальность, в которой человек должен сформировать свою индивидуальность и, освободившись из-под влияний низшей природы и став сознательным, полностью сосредоточиться на бесконечном восхождении сознания  на пути, ведущем к всё возрастающему совершенству.

И, кажется всё понятно – человек стремится к значимостям, потому что они упорядочивают социальную иерархию этого мира и определяют положение человека в ней, этим самым создавая для него состояние определённости. Но остался ещё один вопрос, без ответа на который, понимание необходимости значимостей в этом проявленном мире будет не полным. Между человеком и значимостями, которые привлекают его внимание, а иногда даже порабощают его, существует некое пространство неопределённости. Действительно, что связывает человека со значимостями, количество которых в современном мире увеличивается в геометрической прогрессии? Можно сказать, что человека разворачивают в сторону значимостей его генетические особенности, которые он унаследовал от животной природы. К этим особенностям относится человеческое любопытство, которое, на первый взгляд кажется совершенно безобидной реакцией человека на какие-то события, происходящие в мире, имеющие местное значение или же, несущие информацию о каких-то глобальных процессах. Но не все люди, поддавшись соблазну любопытства, способны вновь погрузиться в ту работу, которой они были заняты до этого. Мир полон вещей и событий, на которые может быть брошен любопытный взгляд. И некоторые люди бездумно тратят безвозвратно уходящее время на бесконечную череду прыжков своего любопытства, не оставляя ни времени, ни энергии для каких-либо более важных дел. Возможно, это связано с тем, что у большинства людей, у которых на переднем плане их внимания постоянно маячит вожделеющее и ненасытное любопытство, а может быть причиной этому является отсутствие в человеке каких-то  значимых стремлений, которые бы поддерживались устойчивым вниманием намерения. Часто повторяющиеся прыжки любопытства от одного объекта к другому, разрушают непрерывность внимания человека и его устремлённость к каким-то важным для жизни и совершенствованию сознания ценностям. И постепенно внимание человека и его воля становятся не пригодными для чего-то большего, чем быть исполнителем намерения низшей природы, которая заинтересована в удержании человека в пределах своих владений, даже ценой его примитивизации. Человек становится отвлекаемым, поверхностным и несознательным, благодаря чему – легко управляемым и заботящимся только о собственном благе. Обратите внимание, что современные гаджеты, кроме своей пользы в некоторых областях, напичканы всевозможными развлечениями, привлекающими любопытствующее внимание человека. Похоже, что низшая природа сделала заказ изобретателям и программистам на средства, при помощи которых она может ограничить человека от его высоких стремлений и сделать его своим послушным исполнителем.  Действительно, раздробленное любопытством внимание не позволяет человеку стремиться к чему-то большему, чем обыденность этой жизни. И тогда Божественное намерение, увлекающее человека в потоки знаний, отделяет таких любопытных, но не любознательных людей, не пригодных для реализации Божественного намерения и отбрасывает их во встречные нисходящие потоки, уходящие в небытие.

Человек должен осознавать проявления  мелких поверхностных намерений, порождающих «хочу» и «надо» или же их противоположности и стремиться удерживать в своём внимании основную цель, ради которой он удерживает своё внимание на каких-то объектах или процессах этого мира, или же нужной для него информации. Не следует позволять себе быть захваченным всем тем, что привлекает к себе его любопытство. Нужно помнить, что любопытство – это проявление животного начала в человеке, которое всегда состоит из кратковременных отрезков, в то время как любознательность не имеет своих пределов. И если через любопытство себя проявляет себя низшая животная часть человеческого эго, то через любознательность – его бессмертная душа. Можно сказать и другими словами: через любопытство в человеке проявляет себя низшая природа, в то время как любознательность – это проявление в человеке его высшего духовного начала, позади которого находится восходящее Божественное намерение. И любопытство,  и стремление к знаниям в период своей реализации, трансформируют сознание человека в соответствии с потоками намерения, которые могут принадлежать как низшей природе, увлекающей человека в её нисходящие пределы, так и в восходящие в беспредельность потоки Божественного намерения. Поэтому, человек, идущий внутренним путём в направлении бесконечного совершенства, должен быть внимательным ко всем граням своей жизни и не позволять низшей природе управлять собой. Но это станет возможным для человека только тогда, когда его прежние автоматизмы будут в полной мере осознаваться им, и не только тогда, когда он активен при взаимоотношениях с внешней реальностью мира, но и тогда, когда он делает выбор, определяющий направление его активности. И мы ещё должны помнить, что любое намерение стремится к своей реализации, независимо от того, принадлежит ли оно низшей природе или же является частью Божественного восходящего потока намерения. Почему так важна реализация намерения, и каковы её цели, мы рассмотрим в следующей работе, которая всецело будет посвящении этому вопросу.