ТАЙНЫЕ ГРАНИ НАМЕРЕНИЯ часть 2. От "совершенства" к несовершенству

 

Но снова вернёмся к совершенству и попытаемся рассмотреть идею совершенства, так как люди обычно стремятся при определениях беспредельного использовать эталоны этого проявленного мира, в котором всё имеет свои пределы, своё начало и свой конец, и всё имеет своё совершенство. Когда мы говорим о совершенстве, то не имеем в виду – «без изъянов» или без дефектов, и не имеем в виду – что-то в превосходной степени. Когда Шри Ауробиндо говорил о том, что животные в отличие от человека – совершенны, то он имел в виду, что животные завершили свою эволюцию сознания, и поэтому навсегда останутся животными. То же самое можно сказать об обитателях других планов сознания – от самых низших тёмных миров, до планов богов – они совершенны, но это не является характеристикой их внешней формы или каких-то качеств – которые могут быть какими угодно. Совершенные – это, значит, в своей эволюции уже подошли к своему пределу и, поэтому, их предназначение ограничено соответствующими пределами. Например, каждое насекомое имеет своё предназначение, и в него вложена программа, которая соответствует этому предназначению. Можно сказать, что все совершенные формы жизни – это замкнутые и неизменные системы. Программы, определяющие их предназначение, позволяют этим живым существам в какой-то мере приспосабливаться к изменяющимся условиям, но целью их жизни при этом остаётся то предназначение, ради которого они существуют на Земле или где угодно ещё. Практически, их можно сравнивать со специализированными инструментами, каждый из которых имеет своё предназначение. Таким образом, не только животный мир Земли не эволюционирует, но и формы жизни планов сознания низшей сферы миров так же не способны эволюционировать, так как они уже совершенны.

Но вернёмся к несовершенному человеку, в основании которого находится совершенная животная природа. Можно быть уверенным, что в основе эволюционирующего несовершенства находится совершенство. Шри Ауробиндо однажды говоря о прекрасном распускающемся цветке лотоса, указывал, что его корни погружены в грязь и ил. Тогда человека можно сравнить с вечно распускающимся цветком лотоса, который никогда не завершит своё, устремлённое навстречу солнцу, цветение. Но это было бы невозможным, если бы в основании этого цветка, не было бы проявленной материи в виде грязи и ила. Можно сказать, что эволюция в своей динамике нуждается в опоре – статике. И будем ли мы говорить об эволюционирующем человеке или же об эволюционирующем мироздании, принцип остаётся одним и тем же. И тогда для нас становится понятным выражение, что человек создан по образу и подобию Бога. Но если вспомним слова Шри Ауробиндо, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим», то, следовательно, низшая сфера миров в своём совершенстве является подножием Бога, необходимой в его эволюции, и человек в этом является подобием Бога. У человека так же есть те части его существа, которые совершенны и есть те, которые по своей природе никогда совершенными стать не могут, потому что они заполнены неутолимой жаждой знаний и непреодолимым стремлением к познанию божественной реальности мироздания.

Тогда почему человек должен освобождаться от влияния на него низшей природы и соблазнов внешнего мира, которые является опорой в его духовных устремлениях? – Потому что для устремлённости человека этот конечный проявленный мир только необходимая опора устремлённости человека, уходящей в беспредельность. И если эту устремлённость замкнуть на решение всевозможных проблем этого проявленного мира значимостей, то человек окажется навсегда привязанным к этому миру, и животное его начало, которое мы назвали статикой, будет преобладать над динамикой бесконечной устремлённости к знаниям, и тогда не придётся говорить об эволюции сознания человека, так как он во всей своей полноте станет совершенным существом, подобным всем остальным животным, обитающим на Земле. У человека другая судьба, и сколько бы не пыталась низшая природа замкнуть человека в круг своих соблазнов и тупиков, из которых он уже никогда на найдёт выхода, человек обязательно преодолеет привязанности к этому проявленному миру с его ловушками и тупиками, потому что в сердце его светит нить Ариадны, держась за которую он обязательно выйдет навстречу Солнцу. Здесь можно вспомнить слова бывшего министра образования Андрей Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». И только потому, что у каждого человека есть животное начало, подконтрольное низшей природе, человека можно внешними средствами, используя принцип окна Овертона, зациклить на принципах его животного существования. Но это в значительной степени зависит от того, в какой степени в человеке представлена его животная природа и, соответственно, в какой степени в нём выражено стремление к свету знаний. В связи с этим и интересы людей следуют только в тех направлениях, которые соответствуют их завершённости и их незавершённостям, так как в основе человеческого существа лежат завершённые его части, с расцветающими над ними незавершённостями, которые понуждаемые жаждой знаний никогда не будут в полной степени удовлетворены. И, можно сказать, что человек обречён на бесконечное стремление к совершенству, в котором главным для него является само стремление и путь, которым он неустанно восходит к этому недостижимому совершенству. Можно сказать, что человеческая судьба и жажда знаний, понуждающие человека стремиться к недостижимому совершенству, печальна, так как нет конца этому пути, который бы однажды принёс человеку удовлетворение. На этом бесконечном пути восхождения нет пристанища, в котором человек мог бы хоть на время отдохнуть. И даже кратковременные остановки на этом пути невозможны, так как и при остановках человек, какое-то время спустя, не желая этого, оказывается на более низкой позиции, чем была та, на которой он сделал остановку. Дело в том, что духовное восхождение человека возможно только при постоянных усилиях, и оно замедляется до полной остановки и даже начинается движение вспять, когда эти усилия недостаточны или даже вовсе отсутствуют.

 

 Очевидно, что статическая часть совершенства связана с проявленным миром, в котором всё имеет своё начало и свой конец. И все совершенства в этом проявленном мире, проявляют себя, как нечто завершённое по своей форме. Но проходит некоторое время и на смену прежнему совершенству приходит совершенство новое. Отсюда мы можем сделать вывод, что на глубинном уровне за пределами форм существует бесформенный поток, устремлённый к бесконечному совершенству, не имеющему окончательной формы. И все совершенства нашего проявленного мира, облечённые в свои формы – это только манифестация бесконечного потока Божественного намерения. Можно сказать, что наш проявленный мир во всей своей многогранности – это только отражение Божественного потока намерения. Все формы жизни, обитающие в своих проявлениях, являются только средствами или инструментами, при помощи которых Божественный проявляет в мироздании свою волю. Некоторые из людей на Земле, сознание которых соприкасается с бесконечным потоком Божественного намерения, переносят идеи совершенства в наш проявленный мир, другие же реализуют эти идеи в определённые конечные формы, третьи присваивают себе то, что должно принадлежать всем и т.д. каждый делает то, к чему он внутренне готов. Те из людей, которые выбирают и довольствуются тем, что проявлено в этом мире, обречены на судьбы, которые заканчиваются в тупиках. И это происходит потому, что они уже изначально были предназначены быть выразителями тупиков. Другие же, которые соприкоснулись с потоком Божественного намерения и даже вошли в него, так же уже при своём рождении были предназначены быть выразителем бесконечного бесформенного потока совершенства. Я сказал, выразителями, так как, осознавая непроявленное, мы придаём своим осознанием ему форму и, этим самым, подобно сеятелям, разбрасываем семена идей непроявленного в нашем конечном проявленном мире.

Но всё в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец, и, приближаясь к концу своего существования, человек, часто, не замечая этого, утрачивает многие из своих прежних интересов. И это происходит, нередко, потому, что не будучи единым с бесконечным Божественным потоком намерения, человек внутренне оскудевает и, как следствие этого, утрачивает прежде активные грани своей личности. Когда люди утрачивают какие-то свои возможности или же какие-то из его возможностей вообще не были раскрыты в течение всей его жизни, то человеку становятся не интересными те реальности мира, которые ему не созвучны. Но возможны и такие изменения человеческого сознания, когда всё его существо сосредоточивается на реализации какой-то сверхценной для него идеи и всё, что несозвучно его стремлениям, он воспринимает как досадные помехи, отвлекающие его от главного для него жизненно важного направления. Но иногда было бы более правильным не отбрасывать то, что по мнению человека является излишеством и помехой в его духовных устремлениях, и изменить свою позицию, благодаря чему, человек в тех же самых взаимоотношениях с внешней реальность, может находить в ней те её грани, которые созвучны его духовным устремлениям.

Правильно будет, если мы не будем отделять человека от всего спектра планов сознания, которые являются только ступенями лестницы сознания, ведущие его к бесконечному совершенству. Любые взаимодействия человека с окружающими его людьми или же пребывание его в каких-то обстоятельствах, в конечном счёте является взаимодействием с реальностью других планов сознания, которое происходит через посредство других людей, вещей или же каких-то других обстоятельств. И когда мы взаимодействуем с другими людьми или усваиваем другие идеи, то в это время мы налаживаем дополнительные связи с другими планами реальности, под преимущественным влиянием которых находился тот человек или то влияние, под воздействием которого при общении мы находимся. Другими словами, взаимоотношения человека с внешним проявленным миром, на более тонком уровне, является взаимоотношением его с силами других планов сознания, что позволяет нам утверждать, что человек – это космическое существо.