Исследуя себя, человек, часто не осознавая этого, исследует принципы статики и динамики мироздания. Поясним это адекватным примером. В каждом человеке, на физическом и на любом другом уровне, есть грани, содержащие в себе наиболее тёмную часть его существа, и есть те его части, которые стремятся к истине и свету. Это не означает, что все люди на Земле подобны близнецам почти неотличимы один от другого по своей внутренней сути. Центральная часть личности человека может быть сдвинута как в тёмную, так и в светлую сторону, поэтому нет на Земле двух одинаковых людей.
Все формы жизни на Земле, в том числе и человек, заполняют свой пространственный сосуд жизни, который они проносят через отведённое для них время существования в этом мире, всевозможными объектами этого проявленного мира. К этим объектам относятся и всевозможные вещи и идеи, желания и надежды, иллюзорные значимости и виртуальные миражи возможной реальности, образы которой человек накладывает на окружающую его действительность, и этим самым меняя, иногда до неузнаваемости, реальную её значимость. И тогда про человека можно сказать, что он тот, с кем себя отождествляет.
Любые формы взаимоотношений человека и реальности внешнего мира являются только производными намерения низшей природы, в потоке которого находится человек. Ту часть намерения, которое окружает человека, он присваивает, считая, что он сам является его источником, а реализацию намерения считает проявлением своей собственной воли, направленной на исполнение его желаний. Человек не осознаёт, что является только исполнителем воли намерения Универсальной природы, что позади его мыслей, желаний, стремлений и побуждений стоят силы универсальной природы.
И ещё он не осознаёт, что при взаимоотношениях с внешним миром он меняет его значимость. Человека можно сравнить с универсальным магнитом, который порождает у всех идей, у всех проявленных реальностей этого мира, с которыми он взаимодействует, своеобразные ответные состояния. Он словно намагничивает их, насыщает их энергией своего отношения к ним и этим самым создаёт вокруг них особое активное поле, влияющее как на него самого, при взаимодействии с этими объектами, так и на других людей и даже животных. отсюда «намоленные иконы», исцеляющие мощи и др. и от человеческих отношений во многом зависят какие-либо особенности других людей. Отсюда, если мы считаем кого-то неспособным к чему-либо, то общаясь с этим человеком, мы усиливаем его дефект. То же самое мы можем говорить и о работе, которую мы выполняем. Если нам нравится процесс взаимодействия с ней, то наше отношение насыщает её положительной энергией. И, однажды, когда такого рода насыщение достигает определённой величины, мы начинаем воспринимать отношение к нам всего процесса в этой работе. Это будет вызывать у нас состояние радости, и мы когда-то безразличную для нас работу, будем выполнять с удовольствием. Причиной этому будет получение нами положительной энергии от объекта, с которым мы взаимодействуем.
И, кажется, откуда будет браться энергия у объекта или самого процесса взаимодействия с этим объектом, которой он будет делиться с нами, чтобы сделать нам приятное? И не сделает ли этот объект или процесс нас зависимым от него, вызывая у нас положительные состояния? – Обязательно сделает, и не только тогда, когда он вызывает у нас положительные состояния, но и тогда, когда нейтрализует мучительную абстиненцию. абстиненция – это не только физические состояния при отсутствии привычного наркотика, но своеобразная абстиненция может возникнуть у человека и в связи с расставанием с близким для него человеком, и при лишении чего-либо привычного, ставшего частью человеческой жизни. Ведь тоска по родине, по дому, по близкому человеку, неизбывное горе – это тоже абстиненция. А если отправить человека на другую планету, и оставить его без связи с Землей, разве у него не возникнет синдром абстиненции – тоски по Земле?
Можно сказать, что любые стремления и желания – это попытки заполнить в себе какую-то пустоту, когда нам чего-то не хватает или же мы не удовлетворены тем, что имеем. Но и в этом случае нам не хватает совершенства, значимости, свободы и ещё чего угодно.
Совершенный человек не будет к чему-либо стремиться или чего-то хотеть, потому что у него уже всё есть. И эта полнота возможна не только на материальном плане, но и в любой другой области. Здесь мы можем встретиться с парадоксом совершенства. Когда человек только начинает жить, то он ещё очень далёк от совершенства и, поэтому, жадно впитывает знания об окружающем его мире. В преклонном возрасте жажда знаний ослабевает, потому что человек становится более совершенным и многое из того, что было для него когда-то интересным, становится безразличным. Шри Ауробиндо так же говорил о несовершенстве человека по сравнению с животными.
Тогда что мы должны понимать под совершенством? В совершенстве есть две грани, которые, кажется, взаимно исключают друг друга – в статике – это полнота, достигнув которой человек уже ни к чему не стремится. Такое совершенство можно сравнить с достроенным домом, в котором основные его элементы останутся неизменными, возможно, до тех пор, пока этот дом не начнёт разрушаться от ветхости. Но, обратите внимание, дом в его завершённом совершенстве может быть и землянкой, и ярангой, и дворцом. Тогда спектр совершенства в статике может быть велик – от вируса до человека, да и человек тоже имеет свой спектр, поэтому два совершенных в статике человека могут отличаться друг от друга, как мало заметный холмик и Эверест. Но всё выглядит иначе, когда мы рассматриваем совершенство в его динамической ипостаси. Можно сказать, что совершенство в статике – это закрытая замкнутая на самую себя система, в то же время совершенство в динамике – открытая, бесконечная система. И если в первом случае, достигнутое совершенство остаётся относительно неизменным на всё время существования закрытой системы, то во втором случае перед нами всё возрастающая до бесконечности череда статических совершенств. Но это так выглядит только внешне, так как каждому следующему проявлению совершенства предшествует внутренний процесс накопления, скрытый от сознания исследователя. Этот скрытый процесс накопления происходит под влиянием потока Божественного намерения, в котором находится духовный искатель. От человека в этом случае зависит только осознание внутри себя направленности Божественного намерения на пути к бесконечному совершенству. И в этом важной частью является осознанная направленность внимания духовного искателя. Конечно, речь не идёт о внешнем внимании, которое может быть направленным на что угодно. И речь не идёт о внутреннем внимании, которое человек намеренно использует при исследовании различных состояний. Речь идёт о направленном внимании Божественного намерения, существующее само по себе, и которое должен осознавать духовный искатель. До тех пор, пока человек осознаёт направленность внимания Божественного намерения, его не могут увлечь соблазны на какие угодно другие пути. Кратковременное отвлечение на какие-то другие внешние события или деятельность человека не ослабляют направленность и силу потока Божественного намерения, и человек в процессе какой-то внешней работы, периодически обращая своё внутреннее внимание в область сердца, будет осознавать направленный поток Божественного намерения.
Для чего такое осознание необходимо? Благодаря осознанию человек сохраняет канал, связывающий его сознание и поток Божественного намерения. По этому каналу влияние Божественного намерения постепенно трансформирует сознание человека. В тех же случаях, когда человек длительное время захвачен какими-либо внешними делами и не спешит заглянуть в своё сердце, через которое проходит поток Божественного намерения, то канал, связывающий с ним сознание человека, постепенно закрывается, и у человека возникает состояние оставленности. Эта оставленость осознаётся человеком в сердце, в котором прежде ясно осознавалась полнота устремлённости, как внутренняя пустота.
Очень важно, чтобы человек, идущий духовным путём, полностью посвятил себя духовной работе и неотступно придерживался избранного им пути. И в этом большой помощью для него является терпение. Терпение – это проявление сознательной воли, удерживающей внимание человека от всевозможных отвлечений в направлении соблазнов проявленного мира. И в то же время, терпение удерживает внимание человека в состоянии осознанности при восприятии всевозможных внутренних состояний и процессов. Кроме того, терпение даёт возможность духовному искателю не позволять проявляться во внешнем мире всевозможным поднимающимся негативным состояниям. И если сознание человека определяет пределы дозволенного, то терпение удерживает эти пределы.