Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНЫЕ ГРАНИ НАМЕРЕНИЯ

--

Исследуя себя, человек, часто не осознавая этого, исследует принципы статики и динамики мироздания. Поясним это адекватным примером. В каждом человеке, на физическом и на любом другом уровне, есть грани, содержащие в себе наиболее тёмную часть его существа, и есть те его части, которые стремятся к истине и свету. Это не означает, что все люди на Земле подобны близнецам почти не отличимы один от другого по своей внутренней сути. Центральная часть личности человека может быть сдвинута как в тёмную, так и в светлую сторону, поэтому нет на Земле двух одинаковых людей.

Все формы жизни на Земле, в том числе и человек, заполняют свой пространственный сосуд жизни, который они проносят через отведённое для них время существования в этом мире, всевозможными объектами этого проявленного мира. К этим объектам относятся и всевозможные вещи и идеи, желания и надежды, иллюзорные значимости и виртуальные миражи возможной реальности, образы которой человек накладывает на окружающую его действительность, и этим самым меняя, иногда до неузнаваемости, реальную её значимость. И тогда про человека можно сказать, что он тот, с кем себя отождествляет.

Любые формы взаимоотношений человека и реальности внешнего мира являются только производными намерения низшей природы, в потоке которого находится человек. Ту часть намерения, которое окружает человека, он присваивает, считая, что он сам является его источником, а реализацию намерения считает проявлением своей собственной воли, направленной на исполнение его желаний. Человек не осознаёт, что является только исполнителем воли намерения Универсальной природы, что позади его мыслей, желаний, стремлений и побуждений стоят силы универсальной природы.

И ещё он не осознаёт, что при взаимоотношениях с внешним миром он меняет его значимость. Человека можно сравнить с универсальным магнитом, который порождает у всех идей, у всех проявленных реальностей этого мира, с которыми он взаимодействует, своеобразные ответные состояния. Он словно намагничивает их, насыщает их энергией своего отношения к ним и этим самым создаёт вокруг них особое активное поле, влияющее как на него самого, при взаимодействии с этими объектами, так и на других людей и даже животных. отсюда «намоленные иконы», исцеляющие мощи и др. и от человеческих отношений во многом зависят какие-либо особенности других людей. Отсюда, если мы считаем кого-то неспособным к чему-либо, то общаясь с этим человеком, мы усиливаем его дефект. То же самое мы можем говорить и о работе, которую мы выполняем. Если нам нравится процесс взаимодействия с ней, то наше отношение насыщает её положительной энергией. И, однажды, когда такого рода насыщение достигает определённой величины, мы начинаем воспринимать отношение к нам всего процесса в этой работе. Это будет вызывать у нас состояние радости, и мы когда-то безразличную для нас работу, будем выполнять с удовольствием. Причиной этому будет получение нами положительной энергии от объекта, с которым мы взаимодействуем.

И, кажется, откуда будет браться энергия у объекта или самого процесса взаимодействия с этим объектом, которой он будет делиться с нами, чтобы сделать нам приятное? И не сделает ли этот объект или процесс нас зависимым от него, вызывая у нас положительные состояния? – Обязательно сделает, и не только тогда, когда  он вызывает у нас положительные состояния, но и тогда, когда нейтрализует мучительную абстиненцию. Абстиненция – это не только физические состояния при отсутствии привычного наркотика, но своеобразная абстиненция может возникнуть у человека и в связи с расставанием с близким для него человеком, и при лишении чего-либо привычного, ставшего частью человеческой жизни. Ведь тоска по родине, по дому, по близкому человеку, неизбывное горе – это тоже абстиненция. А если отправить человека на другую планету, и оставить его без связи с Землей, разве у него не возникнет синдром абстиненции – тоски по Земле?

Можно сказать, что любые стремления и желания – это попытки заполнить в себе какую-то пустоту, когда нам чего-то нехватает или же мы не удовлетворены тем, что имеем. Но и в этом случае нам нехватает совершенства, значимости, свободы и ещё чего угодно.

Совершенный человек не будет к чему-либо стремиться или чего-то хотеть, потому что у него уже всё есть. И эта полнота возможна не только на материальном плане, но и в любой другой области. Здесь мы можем встретиться с парадоксом совершенства. Когда человек только начинает жить, то он ещё очень далёк от совершенства и, поэтому, жадно впитывает знания об окружающем его мире. В преклонном возрасте жажда знаний ослабевает, потому что человек становится более совершенным и многое из того, что было для него когда-то интересным, становится безразличным. Шри Ауробиндо так же говорил о несовершенстве человека по сравнению с животными.

Тогда что мы должны понимать под совершенством? В совершенстве есть две грани, которые, кажется, взаимно исключают друг друга – в статике – это полнота, достигнув которой человек уже ни к чему не стремится. Такое совершенство можно сравнить с достроенным домом, в котором основные его элементы останутся неизменными, возможно, до тех пор, пока этот дом не начнёт разрушаться от ветхости. Но, обратите внимание, дом в его завершённом совершенстве может быть и землянкой, и ярангой, и дворцом. Тогда спектр совершенства в статике может быть велик – от вируса до человека, да и человек тоже имеет свой спектр, поэтому два совершенных в статике человека могут отличаться друг от друга, как мало заметный холмик и Эверест. Но всё выглядит иначе, когда мы рассматриваем совершенство в его динамической ипостаси. Можно сказать, что совершенство в статике – это закрытая замкнутая на самую себя система, в то же время совершенство в динамике – открытая, бесконечная система. И если в первом случае, достигнутое совершенство остаётся относительно неизменным на всё время существования закрытой системы, то во втором случае перед нами всё возрастающая до бесконечности череда статических совершенств. Но это так выглядит только внешне, так как каждому следующему проявлению совершенства предшествует внутренний процесс накопления, скрытый от сознания исследователя. Этот скрытый процесс накопления происходит под влиянием потока Божественного намерения, в котором находится духовный искатель. От человека в этом случае зависит только осознание внутри себя направленности Божественного намерения на пути к бесконечному совершенству. И в этом важной частью является осознанная направленность внимания духовного искателя. Конечно, речь не идёт о внешнем внимании, которое может быть направленным на что угодно. И речь не идёт о внутреннем внимании, которое человек намеренно использует при исследовании различных состояний. Речь идёт о направленном внимании Божественного намерения, существующее само по себе, и которое должен осознавать духовный искатель. До тех пор, пока человек осознаёт направленность внимания Божественного намерения, его не могут увлечь соблазны на какие угодно другие пути.  Кратковременное отвлечение на какие-то другие внешние события или деятельность человека не ослабляют направленность и силу потока Божественного намерения, и человек в процессе какой-то внешней работы, периодически обращая своё внутреннее внимание в область сердца, будет осознавать направленный поток Божественного намерения.

Для чего такое осознание необходимо? Благодаря осознанию человек сохраняет канал, связывающий его сознание и поток Божественного намерения. По этому каналу влияние Божественного намерения постепенно трансформирует сознание человека. В тех же случаях, когда человек длительное время захвачен какими-либо внешними делами и не спешит заглянуть в своё сердце, через которое проходит поток Божественного намерения, то канал, связывающий с ним сознание человека, постепенно закрывается, и у человека возникает состояние оставленности. Эта оставленость осознаётся человеком в сердце, в котором прежде ясно осознавалась полнота устремлённости, как внутренняя пустота.

Очень важно, чтобы человек, идущий духовным путём, полностью посвятил себя духовной работе и неотступно придерживался избранного им пути. И в этом большой помощью для него является терпение. Терпение – это проявление сознательной воли, удерживающей внимание человека от всевозможных отвлечений в направлении соблазнов проявленного мира. И в то же время, терпение удерживает внимание человека в состоянии осознанности при восприятии всевозможных внутренних состояний и процессов. Кроме того, терпение даёт возможность духовному искателю не позволять проявляться во внешнем мире всевозможным поднимающимся негативным состояниям. И если сознание человека определяет пределы дозволенного, то терпение удерживает эти пределы.

Но снова вернёмся к совершенству, так как нам нужно рассмотреть, какие дороги ведут человека к его статике и динамикеОчевидно, что статическая часть совершенства связана с проявленным миром, в котором всё имеет своё начало и свой конец. И все совершенства в этом проявленном мире, проявляют себя, как нечто завершённое по своей форме. Но проходит некоторое время и на смену прежнему совершенству приходит совершенство новое. Отсюда мы можем сделать вывод, что на глубинном уровне за пределами форм существует бесформенный поток, устремлённый к бесконечному совершенству, не имеющему окончательной формы. И все совершенства нашего проявленного мира, облечённые в свои формы – это только манифестация бесконечного потока Божественного намерения. Можно сказать, что наш проявленный мир во всей своей многогранности – это только отражение Божественного потока намерения. Все формы жизни, обитающие в своих проявлениях, являются только средствами или инструментами, при помощи которых Божественный проявляет в мироздании свою волю. Некоторые из людей на Земле, сознание которых соприкасается с бесконечным потоком Божественного намерения, переносят идеи совершенства в наш проявленный мир, другие же реализуют эти идеи в определённые конечные формы, третьи присваивают себе то, что должно принадлежать всем и т.д. каждый делает то, к чему он внутренне готов. Те из людей, которые выбирают и довольствуются тем, что проявлено в этом мире, обречены на судьбы, которые заканчиваются в тупиках. И это происходит потому, что они уже изначально были предназначены быть выразителями тупиков. Другие же, которые соприкоснулись с потоком Божественного намерения и даже вошли в него, так же уже при своём рождении были предназначены быть выразителем бесконечного бесформенного потока совершенства. Я сказал, выразителями, так как, осознавая непроявленное, мы придаём своим осознанием ему форму и, этим самым, подобно сеятелям, разбрасываем семена идей непроявленного в нашем конечном проявленном мире.

Но всё в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец, и, приближаясь к концу своего существования, человек, часто, не замечая этого, утрачивает многие из своих прежних интересов. И это происходит, нередко, потому, что не будучи единым с бесконечным Божественным потоком намерения, человек внутренне оскудевает и, как следствие этого, утрачивает прежде активные грани своей личности. Когда люди утрачивают какие-то свои возможности или же какие-то из его возможностей вообще не были раскрыты в течение всей его жизни, то человеку становятся не интересными те реальности мира, которые ему не созвучны. Но возможны и такие изменения человеческого сознания, когда всё его существо сосредоточивается на реализации какой-то сверхценной для него идеи и всё, что несозвучно его стремлениям, он воспринимает как досадные помехи, отвлекающие его от главного для него жизненно важного направления. Но иногда было бы более правильным не отбрасывать то, что по мнению человека является излишеством и помехой в его духовных устремлениях, и изменить свою позицию, благодаря чему, человек в тех же самых взаимоотношениях с внешней реальность, может находить в ней те её грани, которые созвучны его духовным устремлениям.

Правильно будет, если мы не будем отделять человека от всего спектра планов сознания, которые являются только ступенями лестницы сознания, ведущие его к бесконечному совершенству. Любые взаимодействия человека с окружающими его людьми или же пребывание его в каких-то обстоятельствах, в конечном счете, является взаимодействием с реальностью других планов сознания, которое происходит через посредство других людей, вещей или же каких-то других обстоятельств. И когда мы взаимодействуем с другими людьми или усваиваем другие идеи, то в это время мы налаживаем дополнительные связи с другими планами реальности, под преимущественным влиянием которых находился тот человек или то влияние, под воздействием которого при общении мы находимся. Другими словами, взаимоотношения человека с внешним проявленным миром, на более тонком уровне, является взаимоотношением его с силами других планов сознания, что позволяет нам утверждать, что человек – это космическое существо.