Существует множество форм захваченности и все они являются разновидностями наркомании. Возможно, было бы более правильным оделить химические наркомании от ментальных и витальных наркоманий, которые можно назвать захваченностями. Но, у всех захваченностей есть общие признаки с химической наркоманией – со временем они становятся необходимой частью человеческой жизни и даже её смыслом. И однажды человек может осознать, что все его прежние интересы принесены в жертву захваченности, и он живет, обслуживая свою захваченность. Основной особенностью наркоманий является сужение сознания на том, чем человек захвачен. Например, люди захвачены реальностью этого проявленного мира, в гипнотическом состоянии человек через канал рапорта захвачен гипнотизёром. Всё необычное, яркое, авторитетное может быть причиной захваченности сознания человека. Захваченности различны по глубине, и из одних захваченностей, если они были не глубокими или непродолжительными, человек выходит неизменным, а из других уже в какой-то степени изменённым. В дальнейшем, если человек будет продолжать идти на поводу у захваченности, эти изменения сознания человека могут нарастать, как снежный ком. Захваченность может быть обратимой, если человек вовремя остановился и сопротивляется влечению возникающей захваченности, и необратимой – если он сдался. Она может быть сужающей сознание человека, если он захвачен на уровне человеческой или более низкой – инфернальной реальности. И она может расширять сознание беспредельно, если захваченность направлена на восхождение сознания к бесконечному совершенству. И если в первом случае, по мере нарастания захваченности, воля человека слабеет, подменяясь волей захваченности, то во втором – становится сильнее, так как человек постоянно прилагает усилия, чтобы достичь более высокого состояния сознания.
Воля человека подавляется тогда, когда желания и влечения человека не только навязывают ему свою волю, но и радикально переориентируют его намерение.
Если воля человека является проявлением его намерения, то при исследовании потока намерения можно обнаружить, что при взаимоотношениях человека с окружающей его реальностью, и даже при некоторых воспоминаниях, намерение человека замедляет своё течение, сознание суживается, а воля слабеет. В дальнейшем, при изменении обстоятельств, поток намерения может приобрести прежнюю полноту, сознание расшириться, а воля снова стать сильной. Это связано с тем, что многие внешние обстоятельства, в которых человек оказывается перед авторитетами или перед необычными проявлениями окружающей его реальности, или же под влиянием животных инстинктов всегда подавляют волю, которая в подобных обстоятельствах может быть помехой для реализации человеком его стадных инстинктов, когда он должен находится в подчинённом состоянии перед авторитетами или же в подчинении своих половых инстинктов. В таких обстоятельствах человек в значительной степени глупеет и попадает под влияние воли низшей природы.