Когда нас ведут, то сознание наше при этом суживается в том направлении, в котором находится наш ведущий. Постепенно мы, ведомые, теряем критику к тому, кто впереди нас и перестаем осознавать, что меняемся в соответствии с тем направлением, в котором нас ведут. А потом мы привыкаем быть ведомыми и теряем всякую ориентацию, когда нас перестают вести.
Мы идем в том направлении, в котором приковано наше внимание. Если оно приковано к удовольствиям, то мы считаем самым значимым в нашей жизни удовольствия и все, что мы делаем, делается ради того, чтобы получить удовольствие. Существует целый букет удовольствий, ради которых некоторые люди жертвуют всю свою жизнь. Оно может быть приковано к богатству, и определенная категория людей главной целью своей жизни ставит богатство. Способов приобретения его, также существует целый букет. Внимание человека может быть приковано к власти и славе, и тогда человек смыслом и целью своей жизни считает власть и славу, ради которой все остальные ценности могут быть попраны и разрушены. В определенных условиях внимание человека может быть приковано к выживанию. Существует множество способов выживания, которые, как и все перечисленные здесь пути, подчиняются единому принципу, характерному для каждого из них в отдельности.
Когда люди следуют какому-либо пути, который может стать смыслом их жизни, впереди них всегда есть то, что ведет их. И этим ведущим не обязательно может быть человек или же конкретный какой-то объект, этим ведущим может быть идея и им может быть какое-либо чувство, влечение, этим ведущим может быть толпа, потому что человек стадное существо. Но любой путь, какой бы ни избрал человек, подчиняется определенным принципам или правилам, которые адекватны только для этого пути и ни для какого другого. Это можно сравнить с правилами игры, которые уместны только для конкретной игры. Но люди не стандартные существа – часто они идут не за тем, кто адекватен их раскрывающимся или же еще нераскрытым, но готовых раскрыться возможностям, а за тем, за которым идут другие, или же за тем, который в большей мере тешит их честолюбие. И у человека есть еще одна особенность – он, иногда, не может остановиться, даже если его путь и его возможности уже исчерпали себя и тогда он тратит большие усилия, чтобы быть адекватным прежде избранному им пути и ему, нередко, удается сохранить форму, но очень редко удается сохранить содержание.
Когда человек идет избранным им путем, то постепенно принципы этого пути перестраивают его по образу и подобию своему, потому что идея этого пути становится для человека не только его опорой, но и смыслом жизни. Сознание его становится узким, вмещающим в себя только интересы его пути. В этом случае внимание человека становится избирательным и точно мост соединяет его с определенной категорией объектов, содержащих в себе принцип пути, которым этот человек следует. Внимание всегда связано с восприятием, а восприятие содержит в себе взаимодействие. Люди всегда находятся в «тени» того, с чем они взаимодействуют. И если это происходит длительное время или же взаимодействие было интенсивным, то может привести к значительным изменениям личности человека. Это связано с тем, что при таком взаимодействии раскрываются одни возможности, а другие могут закрыться за ненадобностью.
Конечно, это не может не породить вопрос о духовной работе, при которой сознание человека должно быть максимально сфокусировано на стремлении к Божественному. Не приведет ли это к деградации человека? Напротив, это сделает сознание человека безграничным, так как при настойчивых попытках познать Божественную истину, человек стремится заглянуть за пределы событий проявленного мира, позади которых находится истинная причина всего, происходящего на Земле. Все материальное привязывает человека, его внимание точно прилипает к вещам, идеям, людям и даже к самому себе. А там, позади всего этого нет ничего, что бы привязывало человека к чему-то одному, потому что Бог безграничен, и человек, стремящийся познать Божественную истину, открывается всей Вселенной, вмещает в себя всю Вселенную. Когда человек долго находится в тени Бога, это так же ведет к изменению личности, которая становится Божественной и тогда человек и Бог становятся одним целым, и об этом человеке можно сказать, что он вернулся туда, откуда он однажды пришел на Землю. Он вернулся к своему отцу, чтобы стать исполнителем его воли здесь на Земле.