Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВЫТЕСНЕНИЕ, ЗАХВАЧЕННОСТЬ И МЕДИТАЦИЯ

--

На первый взгляд активность ума хаотична, в действительности же ум следует определённому намерению, реализации которого он неотступно следует. Являясь инструментом низшей природы, ум привязывает сознание человека к значимостям этого проявленного мира. всё в этом проявленном мире значимостей пронизано потоками намерения. В эти потоки включена вся реальность, окружающая людей. Одни из них полноводны, другие поменьше впадают в них, делая их ещё более великими, и существует множество мелких потоков намерений –  речек и ручьёв, которые так же, захватывая внимание людей, привязывают их к единому потоку жизни на Земле и значимостей, которыми заполнены человеческие судьбы. Люди, не осознавая этого, рождаются и умирают в потоках намерения низшей природы, считая, что смыслом их жизни является их реализация в чём-то в проявленном мире значимостей. И именно потоки намерения низшей природы являются опорой жизни людей. Не напрасно большинство людей стремится «быть такими, как все». Так через людей низшая природа выражает свои стремления – она заполняет своими намерениями человеческие стремления и надежды и большинство людей, благодаря этому, чувствуют полноту своей жизни и смысл своего существования в этом мире. Фактически, желания человека, его стремления и ожидания – это только отражение в человеке различных ветвей, единого потока намерения жизни в проявленном мироздании с его значимостями. Но тогда, остановка ума ведёт к значительному освобождению человека от влияний низшей природы, и тогда искатель вплотную подходит к возможности власти над своими желаниями и стремлениями, и для этого он становится на путь исследования своих состояний.  

Этот метод называется «самовнушение с вытеснением», потому что вы вытесняете сделанное самовнушение в подсознание. Для того, чтобы вытеснение было эффективным, следует перевести своё внимание на что угодно ещё, на какое-то событие, которое было в прошлом, или на что-то, что вы ожидаете в будущем. Но всё это не должно быть связано с тем внушением, которое вы только-что делали. Такого рода ментальная активность может закрыть канал, по которому результат только-что сделанного самовнушения может разрядиться в повседневной реальности. И тогда суть направленного самовнушения войдёт в подсознание и будет оттуда влиять на состояние и возможности человека. Для чего это необходимо? Самовнушение эффективно только тогда, когда оно совершается в состоянии погружения, в котором нет ничего, что препятствовало бы самовнушению или отвлекало от него. Когда мы сравнивали ум с волнующейся поверхностью моря, то погружение можно сравнить с погружением в его глубину, в которой нет никаких волн, и не возникают отвлекающие побуждения. В период погружения ум остаётся «наверху». Ум имеет особенность – при пассивном состоянии сознания он стремится подчинить его себе и позволяет себе делать то, что он хочет. Когда же сознание проявляет свою волю и не позволяет уму отвлекать его, то ум становится послушным его слугой и старательно выполняет все указания сознания. Но как только сознание в какой-то степени ослабит свою волю, то ум тут же забывает, что он только слуга сознания, и начинает вести себя, как обезьяна в клетке. Когда человек настойчив в своём стремлении к погружению, то ум довольно быстро начинает понимать, «кто в доме хозяин», так как ему не удаётся овладеть вниманием человека и побуждать его следовать за его бессмысленными «ужимками и прыжками». И тогда активность его проявляется только в том направлении, которое укажет ему сознание, – он будет автоматически повторять то слово или те слова, которые необходимы сознанию. Это и происходит при погружении, при котором внимание человека, как остриё сознания направлено в глубину подсознания за пределами ума, при этом ум повторяет фразу или мантру, которую определило для него сознание. но человек не должен позволять уму повторять эту фразу автоматически и внимательно следить за повторением умом заданной ему фразы. Дело в том, что если сознание человека, погружаясь в подсознательные области оторвётся от ума, то фраза, повторяемая умом автоматически будет бессильна что-либо изменить в человеке. Сам по себе ум бессилен что-либо сделать, но когда внимание обращено на него, то через канал внимания смысл слов или фразы проникает в подсознательные области и трансформирует какую-то их часть. И, благодаря этому прежний психологический дефект, который не устраивал человека, может быть в значительной степени исправлен. Можно сказать, что ум в своих непрерывных движениях работает на зрителя. Для него необходим слушатель или зритель, внимание которого он будет постоянно привлекать к себе. Благодаря вниманию, которое сознание обращает на ум, он получает необходимую для его существования энергию. Но, чтобы это было для него гарантировано, он вынужден стараться и удерживать свою активность на необходимом уровне.

Мы кратко рассмотрели первый способ дисциплинирования ума – привязывание, в котором уму предлагается заняться нужным делом и не лезть туда, где его не просят. Второй способ – более радикальный – уму предлагается спокойно сидеть и ждать, когда ему дадут какую-либо работу. Для того, чтобы таким образом дисциплинировать ум искатель должен погрузиться в сферу ума и наблюдать за проходящими мыслями, будучи полностью безразличным к ним. Ум при этом, несмотря на свою активность, не получает энергии, которую он прежде получал, постоянно привлекая к себе внимание сознания. конечно, он продолжает настойчиво привлекать к себе внимание сознания – он ведь не может быть без зрителя и слушателя. Ему всегда казалось, что он является первой скрипкой в человеческом оркестре, а тут не обращают на него внимание, и он оказывается на голодном пайке. Ум способен осознавать состояние сознания и когда оно находится в не сосредоточенном состоянии, тут же начинает проявлять «перед его лицом» повышенную активность. Шри Ауробиндо потребовалось трое суток, чтобы остановить ум. Трое суток потребовалось, чтобы ум осознал, что в «доме хозяин» теперь не он и успокоился. И если прежде ум точно поплавок, не позволял сознанию погружаться в те области, которые были за пределами влияний этого проявленного мира, то после успокоения ума, эта проблема для человеческого сознания была окончательно решена.

При концентрации человека на каком-либо состоянии, идее или образе, он обязательно должен пройти через пространство ума, который можно сравнить с поверхностью вечно волнующегося моря. Есть два способа прохождения пространства ума: один из них – это привязывание ума к определённой мысли, молитве, мантре, образу или ощущению и второй – это заставить его замолчать. В первом случае человек может привязать активность ума к непрерывно повторяемой фразе или мантре, которые должны по смыслу соответствовать устремлённости человека за пределы ума. При этом мантра или фраза должны произноситься не спеша в уме и между фразами должны быть паузы в несколько секунд, в период которых человек прислушивается к тишине, которая внутри него. В промежутках тишины между повторяемыми фразами должна оставаться безмолвная связь. Тогда тишина не будет пустой, но наполненной смыслом этой фразы или мантры. Очень важно, чтобы фраза, которую человек мысленно повторяет, была короткой, чтобы внимание охватывало её целиком, а не скользило вдоль неё от начала к её концу. Проговаривая мысленно фразу, человек должен чётко слышать её звучание внутри себя, и ни на мгновение не уходить в бессознательное состояние, в котором фраза повторяется автоматически. Фраза должна иметь лечебный смысл, например: «Я всегда очень спокоен», или «Я уверенно себя чувствую» и др. При этом надо создать образ каких-то обстоятельств, в которых прежде было трудно оставаться спокойным. Можно дать оценку другому человеку, который был возбуждён при взаимоотношениях с вами. При неуверенности в чём-либо, обязательно мысленно внушать себе уверенность и создавать образ не только зрительный, но и чувственный, в котором вы уверенно себя чувствуете и успешно себя ведёте.