Обычное состояние ума человека, когда он не поглощён какой-то определённой работой – хаотично. И не только ума, но и его сознания. В связи с чем его внимание находится в состоянии «свободного плавания» «без руля и без ветрил». В таком состоянии, внимание человека фиксируется на объектах, которые эмоционально привлекательны для него. Но почти у всех людей внимание сравнительно быстро насыщается этими объектами и переходит к другим предметам, которые так же, непродолжительное время спустя, будут оставлены ради каких-то других объектов, но и на них внимание человека не задержится на долгое время, чтобы отдать предпочтение чему-то ещё. Среди объектов, по поверхности которых скользит внимание человека, преобладает преимущественно всевозможный ментальный и витальный мусор, который обычно заполняет все свободные пространства между психологически, социально и духовно значимыми объектами. Пространство между такими значимыми объектами у различных людей различно. Немало людей, сознание и ум которых в основном погружены в обширные мусорные пространства, не имеющие определённой направленности и нет в этом пространстве действительно значимых объектов, которые бы могли сделать жизнь таких людей более ценной и менее пустой.
Правда, значимость окружающих человека объектов индивидуальна, и то, что одни воспринимают как мусор, для других имеет особую важность. Интересно, но мусорные и значимые пространства разрастаются и иногда увеличиваются до необъятных размеров, если человек часто или продолжительно ими пользуется. И тогда среди хаоса мусорных пространств могут разрастаться прежде мелкие, и даже ничтожные значимости, до огромных величин и занять всё жизненное пространство человека и стать для него целой вселенной, которая будет служить для него опорой. И такого рода разрастающиеся миры имеют важную особенность, которая может для человека стать фатальной – они активно притягивают к себе внимание человека и даже могут формировать у него определённое направленное стремление, которое со временем, становится его намерением. Почему фатальной? Потому что нечто ничтожное и пустое может стать смыслом и целью всей человеческой жизни и определять структуру его личности.
Обычно человек осознаёт их притяжение, как побуждение, вначале смутное, которое кажется неопределённым, но уже в этот период времени оно ослабляет концентрацию внимания человека на той работе, которой он был занят. Некоторое время спустя отвлекающее побуждение нарастает и появляется конкретный образ тех объектов, или тех процессов, которые пытаются обратить внимание человека на себя. При этом сознание человека ещё больше сужается и человек перестаёт контролировать своё поведение, предпочитая быть под контролем возникшего в нём побуждения. И эти предпочтения нередко приобретают над человеком такую силу, что сознание человека суживается на желании, которое побуждает его к определённому поведению, и теряет волю к сопротивлению этому побуждению.
Но в самом начале возникновения побуждения, когда оно ещё не набрало силу, человек способен противостоять ему, и, удерживая своё внимание на важной для него работе, не позволять побуждению реализовать себя.
Любые побуждения, идущие от внешних объектов или от процессов, требуют от человека, чтобы он реализовал их во внешнем мире в виде какой-то деятельности. И если человек вовремя не удержал себя и пошёл на поводу побуждения, позади которого обязательно стоит желание, то шансов удержать себя в следующий раз, у человека будет значительно меньше. Причиной этому является то, что каждый раз, когда побуждение реализует себя во внешнем мире, оно приобретает большую силу и постепенно подчиняет себе человеческую волю.
В действительности не внешние объекты или процессы притягивают к себе внимание человека, а внутренние структуры, сформированные в процессе какой-то повторяющейся деятельности, сопровождающейся соответствующим эмоциональным состоянием. Мы уже с вами однажды говорили о том, что вся реальность окружающего человека мира, моделируется внутри него и в поле мировоззрения все объекты и все процессы в виде моделей располагаются вокруг центра, в котором находится личность человека. И в таком случае всё, что есть на этом поле, обслуживает центральную его часть, т. е. человека. Но возможны и такие обстоятельства, когда в центре поля мировоззрения находится не фантом самого человека, а его страсть к чему-либо, или к кому-либо. И тогда человек всей своей жизнью обслуживает страсть, которая подчинила себе его волю.
Родившийся человек уже имеет генетическую основу личности. Другими словами, новорожденный – уже личность с большим набором возможностей, которые в дальнейшем могут быть проявлены внешними обстоятельствами. Но это не значит, что в одних и тех же обстоятельствах у людей будут раскрываться одни и те же возможности, потому что уже при рождении у малыша из всего набора возможностей могут преобладать какие-то одни над другими, так как у каждого человека существуют свои предрасположенности. Особенностью предрасположенностей является то, что они «тянутся» ко всему во внешнем мире, что созвучно им и они, нередко, определяют судьбу человека. Отсюда, одни и те же объекты внешней реальности, для различных людей будут иметь не одинаковую значимость.
Но мы с вами говорили о пространстве отчуждения, которое не только отделяет человека от каких-то объектов или процессов, на которых человек хотел бы сосредоточиться, но и препятствуют этому сосредоточению. Именно это пространство, в котором возникают всевозможные для человека препятствия, окружают нас постоянно. Безвольный человек, попавший в это пространство, будет находиться в состоянии хаоса и неопределённости до тех пор, пока кто-нибудь не определит для него какую-либо направленную деятельность. Но это будет не его собственное решение, а необходимость, которой он вынужден следовать.
Таким образом, внутреннее состояние обывателя – это состояние неопределённости, в которой отсутствует какая-либо сознательная направленность. иногда по какому-либо поводу у человека возникают какие-то эмоциональные состояния или желания, которые провоцируются внешними обстоятельствами, вызывающие соответствующие им побуждения, которые вынуждают человека действовать в соответствии с направленностью этих состояний. Человека делает человеком осознанная им определённость деятельности, которую он выбрал для себя сам, по крайней мере, осознал важность той необходимости, которой он следует.
Исследуя побуждения, позади которых стоят эмоциональные состояния и желания, человек приходит к мысли, что современное человечество ещё во многом находится на животном уровне. Действительно, животные в своей внешней активности руководствуются желаниями и различными эмоциональными состояниями. У большинства людей, в основе их активности, и не только активности физической, но ментальной, лежат эмоциональные состояния. Можно сказать, что человек отличается от животных только наличием у него второй сигнальной системы, благодаря которой он способен абстрактно мыслить. В основном его стремления те же, что и у животных, только более цивилизованные.
Человек должен структурировать своё сознание и свой ум. Он не должен позволять своим эмоциональным состояниям управлять собой и одним из способов, при помощи которого он может упорядочить себя является наблюдение за своими побуждениями. Почему побуждениями, а не эмоциональными состояниями?, Потому что побуждение является переходной фазой от состояния к его реализации во внешнем мире. И сам процесс осознания побуждений постепенно лишает их силы направленной на их реализации. И это можно понять, так как любые состояния возникающие в человеке всегда стремятся к тому, чтобы подчинить себе человека и сделать его их послушным инструментом. Когда мы говорили о состоянии хаоса, который окружает человека и присутствует в самом человеке, то этим самым мы хотели показать, что человек, не имеющий своего непреклонного намерения, попадает под всевозможные по силе и направленности внешние влияния, которые своей какофонией постепенно превращают его в слепой и слабовольный инструмент низшей природы.
Но есть и другой путь, ведущий человека к освобождению от влияний низшей природы, который позволяет ему не быть игрушкой в её руках – это составление жёсткого плана последовательных действий, направленных на осознанную реализацию необходимого для человека намерения. Человек должен помнить, что тот хаос, который окружает его во внешнем мире и царит внутри него самого – это хаос его сознания и его ума, которые являются изначальным состоянием, от которого начинается формирование Человека. и первое на этом пути, что должен сделать человек – это переформатировать и упорядочить себя, чтобы перестать быть инструментом низшей природы, которая помыкает им в своих интересах, но сделать низшую природу своей служанкой.