Это несозвучие воспринимающего с воспринимаемым, потому что возможности восприятия не активированы. Во внешней реальности не существует неведения, но человек должен предпринимать какие-то направленные усилия, чтобы активировать возможности восприятия и осознания. Было бы неправильным под словом «неведение» понимать «не знание». Поясню это примерами. Человек, находясь в музее, может «не знать», что находится в соседнем зале, но если он войдёт в него, то может свободно воспринимать всё, что там находится. И совсем другое дело не иметь способности к познанию чего-либо. Мироздание имеет бесчисленное количество вселенных, вложенных одна в другую, т. е. занимающих одно и то же пространство, но человек не способен воспринимать эти вселенные, потому что необходимые для этого программы восприятия в нём ещё не активированы.
Восприятие человека настроено на определённую гамму частот, характерную для материальной реальности нашего мира и, благодаря этому человек воспринимает и осознаёт ту часть реальности мира, которая окружает его. Но в этом мире существует много мест, где человек прежде никогда не бывал и ничего не знает о них; существуют многие миллионы и даже миллиарды источников информации, о которой человек ничего не знает, но если у него появится необходимость познакомиться с этой информацией и этому будут способствовать обстоятельства и время, то препятствий для познания у него не будет. Тогда мы наш проявленный мир можем разделить на две части – одна из них уже познана нами, правда, относительно, другая – ещё не познана, но познаваема, и эти две части занимают ничтожно малое место во всём Мироздании. Вся остальная бесконечно великая часть – это океан неведения или непознаваемое. Это может породить довольно грустный вопрос: и долго человеку придётся существовать на этом бесконечно малом островке, на котором многое уже познано, а не познанное – познаваемо, в то время, как за пеленой реальности этого проявленного мира существует бесконечный океан непознаваемого?
Для человека всегда большую ценность представляло то, что недоступно, непреодолимо или хотя бы труднодостижимо. Поэтому люди стремятся подняться на Эверест, выйти в космос, побывать на Луне, заглянуть в самые дальние уголки мироздания и даже приблизились вплотную к непознаваемому, открыв для себя необычное поле квантовой реальности. Толтеки называют познанное и познаваемое – островом тоналя, а бесконечный океан непознаваемого – нагвалем. И пускаться в плавание по водам бесконечного океана непознаваемого, используя средства, которые хороши для передвижению по острову тоналя, по крайней мере безрассудно и не эффективно. Это всё равно, что измерять расстояние килограммами.
Но Богом всё предусмотрено, чтобы каждое живое существо могло бы выполнить своё предназначение. Человек подобен мирозданию – он един с ним и так же беспределен, и имеет свой тональ и свой нагваль. И человеку дана способность осознавать в себе свою Беспредельность с её бесчисленными вселенными. В действительности, беспредельность человека связана с тем, что всё его существо не отделено от мироздания, но постепенно переходит в него. Отделённость человека – это только иллюзия восприятия, которая в период внутренней работы постепенно исчезает и человек начинает воспринимать себя исполнителем Божественной воли. И, вместе с тем, к нему приходит осознание своей беспредельности, так как Бог, с которым он чувствует себя единым – беспределен. Когда здесь говориться, что духовный искатель осознаёт себя исполнителем Божественной воли, то имеется в виду, что происходит манифестация Бога через человека на этом проявленном плане сознания. При внимательном и в то же время отстранённом исследовании самого себя, тело осознаётся как размытый контур – своеобразное окно, впереди которого находится наш проявленный мир, а позади сияющий бело-голубой, пронизанный золотым туманом, бесконечный океан. Но и сквозь тонкую пелену проявленности мироздания, которую люди воспринимают, как проявленную реальность, ясно виден тот же самый бело-голубой океан, пронизанный золотым туманом. Осознание себя «исполнителем Божественной воли» – воспринимается, как состояние единственно правильной и возможной жизни в этом мире, поэтому активность человека, направляемая Божественной волей, воспринимается, как состояние наполненности и радости, которые осознаются как незыблемая опора существования в этом изменчивом и неспокойном мире. Человек при этом, будучи исполнителем Божественной воли, не осознаёт какого бы то ни было насилия над собственной волей, напротив, он испытывает состояние полной свободы.
Но вернёмся к вопросу о неведении, которое, как мы уже говорили, является бесконечным океаном непознаваемого, из которого в направлении человека постоянно идут всевозможные влияния. Так как эти влияния приходят к человеку из-под сознания, и как эхо отзываются в его эмоциональной сфере и теле желаний, то он, не ведая их первоисточника, принимает эти отражённые влияния, как свои собственные состояния, эмоции, стремления, желания или побуждения. Практически, выбор, который делает человек в своих осознанных или неосознанных решениях, в своей основе имеет влияния, приходящие из непознаваемого. И, поэтому, мы должны согласиться с тем, что нами управляют силы беспредельного океана неведения. И в любом случае, когда мы говорим о взаимоотношениях человека с окружающей его реальностью, мы имеем в виду, что он при этом является исполнителем воли тех сознательных сил, которые обитают в мирах непознаваемого.
Человеку дана возможность самоосознания, и эта его способность на внутренних путях, ведущих к бесконечному совершенству, может однажды привести его к свободе, в которой непознаваемое станет бесконечным путём познания Божественной реальности Мироздания. Но для того, чтобы это стало возможным, необходима тотальная трансформация не только сознания человека, но всего его существа.