Знание всегда первично, потому что является результатом человеческого опыта, полученного при взаимоотношениях с внешней или внутренней реальностью, при исследовании самого себя. И тогда знание – это субъективный образ внешней или внутренней реальности, отражённой в человеке. Я сказал «субъективный образ», потому что такой реальности, какую воспринимает человек, в действительности не существует, и, кроме того, внешняя реальность на тонком энергетическом уровне едина, и человек воспринимает только отдельные её фрагменты, связи между которыми он почти всегда не осознаёт. Каждый человек имеет своё зеркало восприятия, которое в чём-то подобно ему самому, поэтому, при одной и той же внешней реальности различные люди получают не одинаковый опыт. Почему не существует той реальности, которую воспринимает человек? Потому что у каждого человека своя реальность со своими значимостями, и кроме того, органы чувств человека в соответствии с программами восприятия, вложенными в каждого человека, проявляют то, что прежде было непроявленным. Например, существует ли запах или вкус без того, кто их воспринимает? Конечно, не существует, так как он появляется у человека только тогда, когда какие-то внешние влияния воздействуют на его соответствующие рецепторы. То же самое касается зрения и слуха. В дальнейшем от рецепторов сигналы идут в соответствующие центры головного мозга и у человека рождаются определённые образы – зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Но эти внешние влияния представляют собой только вибрации, подобные радиоволнам. И у человека, его программы восприятия имеют ещё одну важную особенность – он воспринимает и осознаёт только одну грань реальности мироздания. Хью Эверетт говорил о множественности вселенных в мироздании, а Шри Ауробиндо утверждал, что человек одновременно живёт во многих мирах. Но человек не осознаёт этого в состоянии бодрствования, и только в сновидениях посещает своих двойников в параллельных вселенных.
На самом деле, каждый из двойников, живущих в параллельных вселенных, здесь, на земном плане реальности представлен одной из граней человеческой личности. Но человек – космическое существо и в него вложены программы восприятия всех планов мироздания, хотя они для него остаются недосягаемыми для восприятия, до тех пор, пока он бодрствует. Это свидетельствует о том, что в процессе своей эволюции, на путях познания, как внутренней, так и внешней реальности, он должен будет открыть все свои возможности восприятия Мироздания. И это является одной из причин, определяющих необходимость исследования человеком своих внутренних состояний.
Дело в том, что между бодрствующей частью человеческого сознания и подсознанием не существует чёткой границы – осознанная часть плавно переходит в подсознание, и человек при исследовании своих внутренних состояний на самом тонком, едва воспринимаемом уровне, этим самым расширяет зону сознания, оттесняя подсознательные области. А так как именно в подсознательных областях человека встречаются все планы реальности Мироздания, то исследования человеком различных внутренних состояний, как бы расчищает подходы к другим параллельным вселенным, и то, что было прежде для человека неосуществимым для его восприятия, становится доступным ему. И есть другой способ, который помогает человеку стать сознательным в сновидениях.
Внешний мир всевозможными своими проявлениями поддерживает бодрствующее состояние человеческого сознания только той его части, которая связана с проявленной реальностью. Между этой частью сознания и реальностью проявленного мира происходит постоянное созвучие, что можно сравнить с дуэтом певцов или музыкантов. Когда же человек засыпает, то его «я» освобождается от всех созвучных внешней реальности факторов, которые поддерживали сознание бодрствующим и оно опускается в подсознательные области, в которых пересекаются все бесчисленные вселенные с двойниками человека. Но мы помним, что «я» человека при этом, опускаясь в подсознание, становится несознательным, так как внешняя реальность не поддерживает его бодрствование. И входя в соприкосновение с каким-то из своих двойников, «я» человека остаётся бессознательным, и находится в своеобразном состоянии между сном и бодрствованием. Мирра Ришар, соратница Шри Ауробиндо, предложила способ, используя который, человек может сохранить состояние бодрствующего сознания в сновидениях. Для этого необходимо при отходе ко сну дать себе установку, проснувшись вспомнить сновидение. При этом она рекомендовала быть совершенно неподвижным физически, и не открывая глаз тут же направить своё внимание на воспоминание последнего сновидения. Важно, чтобы внимание было неподвижным, а намерение вернуться в прошедшее сновидение, устойчивым. При этом у человека формируется своеобразный канал связи между осознанностью, которую он имеет в бодрствующем состоянии и параллельной реальностью, в которой он некоторое время назад был в сновидении. Если подобное упражнение повторять каждый день, то однажды человек осознает себя в сновидении с мыслью, что его необходимо запомнить, чтобы утром было легче восстановить в своей памяти. Обычно сновидения отделены одно от другого только промежутками перехода от одного к другому. В тех случаях, когда воспринимающее сознание человека остаётся максимально неподвижным, будучи направленным в прошлое, в котором прошла целая череда сновидений, то исследователь начинает различать вначале смутно, но затем всё более ясно, следующее сновидение. При постоянной и терпеливой направленной настойчивости, человек может вспомнить всю череду прошедших сновидений. В конечном счёте однажды наступит время, когда человек будет осознанно воспринимать реальности тех сновидений, в которых он окажется в период сна.
Но исследование своих внутренних состояний и стремление быть сознательным в сновидениях, проявляют в человеке не только способности управлять своими всевозможными состояниями, и не только формируют в его сознании «Свидетеля», но и трансформируют всё его существо, делая его более совершенным, чем оно было прежде.
При работе над собой, человек должен придавать большое значение пониманию всего, с чем ему приходится соприкасаться в своих взаимоотношениях с реальностью мира. Это необходимо, потому что именно понимание является признаком трансформации сознания человека и его ума. Понимание возникает потому, что в человеческом сознании и уме возникают новые структуры созвучные тому, что стремиться познать человек.
Таким образом, на внутреннем пути, человек однажды приходит к пониманию, что жажда знаний, которая является одной из основ жизни на Земле, является не только движущей силой эволюции сознания, но главная её цель – это трансформация познающего, которая необходима для того, чтобы искатель был способен сделать следующий шаг на пути к бесконечному восхождению своего сознания.