ПОЗНАВАЕМА ЛИ РЕАЛЬНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ

В познании реальности мира всегда есть познающий и познаваемое. Бесспорно, что познавать может только живой организм, первоначальной целью которого является выживание и продление своего рода. Я здесь сказал не живое существо, а «живой организм», потому что растения так же способны познавать. Так, Тошиюки Накагаки – профессор из университета Хоккайдо исследовал сознание жёлтых плесневых грибков при помощи лабиринтов, которые используются для исследования интеллекта  мелких грызунов. В этом исследовании он брал грибницу этого гриба и помещал её у входа в закрытый лабиринт, а на выходе из него он помещал кусочек сахара. Нити грибницы устремлялись в лабиринт в поисках сахара и, разумеется, находили его. Тогда в следующем опыте Тошиюки брал кусочек грибницы, которую он прежде помещал перед входом в лабиринт и снова повторял тот же самый эксперимент. Теперь гриб уже не заполнял своими гифами всех ходов лабиринта, он запомнил, где находилась для него пища и направил в её сторону свой гиф кратчайшим путём. Мало того, так как лабиринт был закрытым сверху, то он выпустил ещё один гиф и по потолку по прямой дошёл до кусочка сахара. Животные так быстро не обучаются. И Тошиюки Накагаки делает вывод: сетевая структура гриба передаёт не только питательные вещества, но представляет собой весьма умную и самообучающуюся систему связи и принятия решений.

В свою очередь исследования Клива Бакстера, которые он начал проводить в середине двадцатого века, показали, что растения воспринимают намерения человека и его отношения к ним и, кроме того, растения очень «эмоционально» реагировали на разрушение живых структур, находящихся в поле их восприятия. И кроме того, он обнаружил, что растения реагируют на состояние человека, который ухаживал за ними, на любых расстояниях, даже если это многие тысячи километров. При этом попытки как-то экранировать их, например, в свинцовый ящик, не уменьшали их восприимчивость. При чрезмерной опасности растение от страха даже может даже потерять сознание. Таким образом, сознание присуще не только человеку и не только животным организмам, на каком бы уровне сложности своей структуры они не находились, но и грибам и растениям.

А вот профессор Дэвид Бом, один из основателей квантовой физики, пишет, что сознание является более тонкой формой материи и что деление Вселенной на живую и неживую материю не имеет никакого смысла. "Даже скала в определенном смысле жива", -  говорит профессор Бом, – потому что жизнь и информация присутствуют не только в материи, но и в "энергии", в "пространстве", во "времени", во “всей Вселенной"». И далее: "Всё окружающее живо. То, что мы называем неживым, – абстракция". Согласен с ним и Кен Уилбер, которого называют Эйнштейном в области человеческого сознания. Он утверждает: "Сфера материального существования является наименее фундаментальной, по сути, она находится на гораздо более низком уровне, чем жизнь, которая в свою очередь находится на более низком уровне, чем сознание, которое по своей сути наименее фундаментально, чем духовное начало. Физика представляет собой просто изучение наименее фундаментальной области бытия”. Можно мысль, выраженную Кеном Уильбером несколько иначе: наивысшее начало, являющееся фундаментом Вселенной является начало духовное, затем следует уровень сознания, ещё ниже – уровень жизни, а физический мир – это наименее фундаментальное начало мироздания. Все эти уровни существуют одновременно в одном и том же пространстве и являются проявлениями единого мироздания. Но Хью Эверетт говорит о бесконечной множественности миров Мироздания, в котором только одна незначительная его часть является для человека проявленной и воспринимается многими людьми, как единственно возможная.

Тогда, познание реальности мироздания – это также взаимодействие сознания познающего с сознанием познаваемого и осознание и понимание познанного невозможно без участия сознания человека. Это даёт нам право говорить, что любая деятельность человека – это проявление познания реальности мира. Ум, витал, физическое тело – каждый из них по-своему используются в познании мира. Вся литература мира – это результаты познания мира, пропущенного через человеческую личность и его опыт. Все изделия человеческих рук стали возможными в результате познания человеком реальности мироздания.

Процесс познания невозможен без взаимодействия познающего и познаваемого. Известный физик в области квантовой механики – Дэвид Бом говорил, что сознание и материя – это две стороны одной и той же реальности. Можно говорить о том, что всё мироздание сознательно и любые взаимодействия, между формами, это, прежде всего взаимодействия сознания.

Известно, что электроны меняют свою структуру в зависимости от того, взаимодействуют ли они с человеческим сознанием, когда он наблюдает их в эксперименте – в этом случае они ведут себя как частицы, когда же человек их не наблюдает, – начинают вести себя как волна. В остальном же обстоятельства эксперимента остаются неизменными, как в первом, так и во втором случаях. И если внимательно присмотреться к динамической стороне реальности мироздания, то можно увидеть, что любые взаимодействия между объектами мира обязательно меняет их в чём-то. Любой способ познания реальности мира – это так же взаимодействие с ним, при этом обязательно происходят изменения, как в познающем, так и в познаваемом.

Вселенная бесконечна и многопланова. Поэтому, познание человеком реальности мира, не меняет всё мироздание, но, в основном, ту его часть, с которой он взаимодействует, но при этом происходит так же и трансформация сознания человека. Сознание человека, будучи единим с сознанием мироздания, в связи с ограниченными способностями человека к самоосознанию, воспринимается им как нечто индивидуальное, отделённое от сознания мироздания, и только человеческое неведение не позволяет ему осознавать свою космичность.

Человеческое сознание можно сравнить с  беспредельным океаном, который скрыт от человека в его подсознании, и только незначительная часть возможности осознания доступна для человека. Эволюция сознания человека возможна только тогда, когда человек познаёт реальность мира. При этом он не должен забывать, что является частью познаваемой им реальности Мироздания. Зная это, человек однажды сможет осознать, что в познании мироздания может быть два пути – один из них внешний, который будет продолжаться вечно, и другой – внутренний, который может быть длиною с человеческую жизнь и даже меньше. Всё зависит от того, насколько человек был готов к внутреннему пути и в каком возрасте он встал на него. Внешний и внутренний пути познания можно сравнить с познанием какой-то очень большой по размерам мозаичной картиной. В этом случае, внешний путь познания мира можно сравнить с внимательным последовательным изучением каждого элемента мозаики, что не позволит увидеть всю картину одновременно и понять её содержание. Внутренний путь можно сравнить с рассматриванием картины во всей её целостности со стороны. Не напрасно на фронтоне Дельфийского храма с древних времён существует надпись: «Познай самого себя».

Астрофизики говорят о расширяющейся вселенной, пытаются измерить её и, предположительно, считают, что её диаметр равен от семидесяти до восьмидесяти миллиардов световых лет. Но так как мироздание сознательно, о чём здесь уже говорилось, то будет верным и такое утверждение, что расширяется не только пространство мироздания, но в первую очередь расширяется поле сознания, захватывая всё новые области прежде несознательного в бесконечной реальности абсолюта. И ещё, скорость разбегания галактик мироздания тем больше, чем дальше эти галактики находятся от наблюдателя. Но не свидетельствует ли это о том, что субстанция пространства имеет определённую упругость, что легко моделируется простейшими подручными средствами. Если на полоску резины длиной около двадцати сантиметров нанести через каждый сантиметр штрихи, то при растягивании её они удаляются от центра тем с большей скоростью, чем дальше от него находятся. Интересно, но центром, от которого «разбегаются» начертанные на этой резиновой полоске штрихи, может быть любая точка по всей её длине.  Другими словами, найти центр Мироздания невозможно, так как любая точка в нём является его центром, и каждый из людей находится в центре мироздания

Но Мироздание бесконечно в своей многогранности. Когда Хью Эверетт говорил о множественности вселенных, то он пояснил, что каждая из множества вселенных отличается от той, в которой существует наше человечество, только некоторыми параметрами, можно сказать, что всё множество вселенных составляют спектр фрактальных отличий одна от другой. И тогда в верхней части этого спектра вселенная света будет заселена богами, а жителей нижних вселенных мрака мы назовём бесами. Внешние органы чувств человека не способны воспринимать реальности других вселенных, каждая из которых содержит в себе фрактального двойника человека, который на уровне подсознания связан со своим земным оригиналом. Не напрасно индийский философ, поэт и основатель интегральной йоги – Шри Ауробиндо однажды сказал, что человек одновременно живёт во многих мирах. Но люди на уровне подсознания связаны со своими многочисленными двойниками, каждый из которых представляет только какую-то одну грань человеческой индивидуальности. Иногда в сновидениях мы оказываемся в теле какого-либо своего двойника и участвуем в каких-то не всегда для нас приемлемых событиях и так как связь наша с двойниками находится где-то на уровне подсознания, то мы и в сновидениях не сознательны, и проснувшись, часто не помним содержания своих путешествий  теле или даже телах наших мистических двойников. Однажды по телевидению год или два тому назад, показали молодого человека, который, приглашённый на передачу, спал в кресле какого-то помещения в телестудии. Когда его разбудили, то он на вопросы ответил, что в этом мире он просыпается только чтобы поесть, так как ему необходимо сохранять своё тело живым. А основная его жизнь проходит в другом мире, в котором у него есть дом, девушка, машина и всё, что ему нужно. Соратница Шри Ауробиндо – Мирра Ришар говорила, что человек в своей внутренней работе, должен научиться быть сознательным в сновидениях. Другими словами, он должен расширить своё сознание за счёт своих подсознательных областей, что позволит ему осознавать миры своих двойников так же реально, как он воспринимает известный ему земной мир.

Современные астрономы и астрофизики, исследуя мироздание, получили очень интересные результаты. Оказалось, что оно имеет ячеистую структуру, состоящую из своеобразных вселенских додекаэдров. Додекаэдр – это трёхмерное тело, ограниченное двенадцатью пятиугольниками. Такие додекаэдры плотно прилежат друг к другу и в своих углах содержат галактики. Каждая грань такого додекаэдра имеет протяжённость приблизительно в сто миллионов световых лет. Т. е. если лететь со скоростью света, то можно долететь до ближайшей галактики через сто миллионов лет. В нашем мироздании около двухсот пятидесяти миллиардов галактик и в каждой из них более ста миллиардов звёзд. По мере расширения мироздания наш космический дом постоянно увеличивается.

Я назвал мироздание, имеющее множество вселенных, вложенных одна в другую, человеческим домом. Дело в том, что каждое живое существо имеет свой малый и большой дом. Например, у медведя есть берлога – это центр его большого дома, который может иметь много квадратных километров. Обычно животные исследуют окружающую территорию – свой большой дом, что для них необходимо для выживания. Потому что этот большой дом может для хищника быть охотничьим угодьем, а для всех остальных живых существ – местом, которое снабжает их всем необходимым для выживания. Человечество руководствуется теми же самыми принципами – для него малым домом является Земля, а большим домом – всё мироздание, с его мега и микро миром. Человек – космическое существо и он по космическим меркам, только что начинает исследовать свой большой дом. И так же как история любого народа начинается с вымыслов, так и наука начинается с гипотез. Но со временем, гипотезы становятся знаниями, и человечество постепенно осваивает предназначенную для него среду обитания. В настоящее время человек ещё только в самом начале пути, на котором он будет постепенно обживать свой большой дом. Можно даже сказать, что это путь, ведущий к Богу, потому что всё мироздание – сознательно, а Шри Ауробиндо однажды сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Современные физики, исследующие реальность на квантовом уровне утверждают, что всё живое и неживое в нашем мироздании сознательно, следовательно мы живём в сознательной реальности мироздания, которая и есть Бог. Джеральдин Бинвот – руководитель Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, предложивший теорию циклической Вселенной, сказал, что в самом начале возникновения мироздания был тот, кто наблюдал этот процесс. Он имел в виду наблюдающее сознание Бога. Дело в том, что субстанция мироздания может находиться только в двух состояниях – проявленном и непроявленном – или материальной частицей или волной. То, что становится объектом наблюдения, переходит из состояния волны в материальную частицу. Другими словами, когда сознательная субстанция мироздания становится объектом наблюдения – она превращается из непроявленной в проявленную. В каждое живое существо вложена программа восприятия реальности мира в том объёме, который необходим не только для выживания этого вида жизни, но и для его эволюции. Само мироздание в своём изначальном состоянии непроявлено. Для того чтобы оно проявилось, необходим наблюдатель. Сознание наблюдателя превращает волновую природу изначальной субстанции в плотную материю. Работы физиков, на субквантовом уровне субстанции реальности мироздания, показали, что поток электронов тут же превращается в частицы, если эксперимент наблюдается человеком, но как только прекращается наблюдение, он вновь возвращается к своей изначальной волновой природе.

Мы говорили о множественности вселенных нашего мироздания, но наши органы чувств настроены только на одну реальность из всего этого множества. Это связано с тем, что в каждый живой организм вложена своя программа восприятия реальности мира, которая определяется предназначением этого организма. Человек воспринимает реальность мира в соответствии со своей программой, которая соответствует его предназначению. Но это не означает, что человек находится в плену программы своего предназначения. Возможности человека беспредельны, но они могут быть раскрыты при определённых направленных усилиях человека на путях, ведущих к совершенству его сознания. И тогда, прежде не воспринимаемые вселенные, которые иногда называют планами сознания, станут доступными для человека. 

 Можно сказать, что вселенная позволяет познавать себя человеку, но она никогда не будет познана, так как она вечно изменчива в своём непрерывном эволюционном восхождении к бесконечному совершенству. И в стремлении к познанию мироздания, несмотря на то, что реальность мира никогда не будет познана в полной мере, человек неустанно стремится, побуждаемый жаждой знаний. И эта жажда знаний – величайший Божественный дар всему живому – является основой процесса эволюции сознания во всём мироздании. В человеке этот дар дал множество ветвей, большинство из которых приобрели противоположный первоначальному предназначению смысл, порождая в человеке идеи извращения и разрушения. Это связано с тем, что человек на уровне подсознания более тесно связан с теми своими двойниками, которые являются обитателями более низких и тёмных вселенных, и в то же время он менее доступен влияниям высоких планов реальности. Существует целый спектр состояний, которые мы называем «жаждой знаний» от узкого круга интересов, замкнутых на своём индивидуальном благополучии, который характерен для обывателя, до бесконечных горизонтов всего Мироздания, носители которого ради знаний, могут не колеблясь, отдать огню жажды знаний всю свою жизнь.

Абсолютные знания – это когда все познанные части всего мироздания будут объединены человеком в одно целое. Но если знания существуют в виде отдельных фрагментов в головах многих людей, и в своей абсолютной полноте не могут вместиться в голову любого даже сверхгениального человека, то можем ли мы говорить о том, что вселенная может быть познана. И имеют ли значение для человека знания, которые находятся в голове другого человека? Мироздание познаваемо, но, чтобы познать его целиком, надо стать Богом.

Можно сказать, что всё мироздание – это воплощённое или реализованное знание в материю. Но вселенная – это постоянно изменяющаяся система, и, поэтому, познание будет бесконечным. И смысл познания только тогда становится оправданным, когда целью познания становится трансформация самого познающего. И вероятность такой трансформации неизмеримо возрастает, когда человек избирает путь познания реальности Мироздания через познание самого себя.

Познавая Вселенную, человек расширяет своё сознание до бесконечности. И к этому человека влечёт жажда вселенной к самопознанию, которая проявляется в нём как непреодолимое стремление к познанию. Но большинство людей, которых мы здесь назвали обывателями, стремятся познавать и действовать только в тех направлениях, которые создают для них материальное благополучие, повышают их социальную значимость и  создают для них условия, в которых они могут получать гарантированные удовольствия. Эти люди подобны статистам в эволюционном потоке человеческого сознания, они не понимают, что оказались в ловушке низшей природы, которая имеет свою жажду – сохранить в людях прежнее животное начало и сделать это начало более утончённым и разнообразным. И для этого она стремится захватить сознание человека своим разнообразием, удовольствиями, обещаниями и надеждами, которые могут никогда не сбыться.

Жажда знаний и неведение, словно река и её берега, определяют пути, на которых человек может получить необходимые знания. Именно эти два состояния определяют все человеческие стремления. Но есть ещё третья сила, без которой жажда знаний и неведение не способны выполнить своё предназначение – это сознательная воля. Чем меньше она проявлена в человеке, тем уже круг его интересов и стремлений, и тем более элементарны объекты его познания. Но это уже другая тема, которая, возможно, интересна только для немногих людей, которых мы относим к искателям.