Вечность – это тот океан, из которого все рождается и к которому все возвращается. Вечность – это не время, а то, что за пределами времени и за пределами всех проявлений как в проявленных, так и в непроявленных мирах. Все миры существуют в потоке времени. В этой работе будет рассмотрено только состояние вечности, хотя она является лишь частью той большой работы, которую следует выполнить на духовном пути.
Можно представить миры низшей сферы в виде многослойного потока жизни. И если низшие миры, находящиеся в этом потоке – это миры мрака, то миры, находящиеся в верхнем слое этого потока, полны света. Нельзя рассматривать поток жизни вне времени, потому что все процессы жизни совершаются в линейной последовательности, с определенными временными интервалами между ними. Этим же объясняется способность человека ясно видеть в каждое мгновение только одну точку с нечеткой периферией, и восприятие любого объекта происходит так же в определенной последовательности. И только благодаря памяти эта последовательность воспринимаемых точек превращается в целостный образ, и может иметь свое прошлое и будущее. Человек, имеющий короткую память, не может строить обобщающих образов. Но, чем лучше память, тем сложнее могут быть эти образы, включая в себя не только далекое прошлое, но и обширное настоящее, что позволяет человеку лучше понимать происходящее в настоящее время, и прогнозировать возможное будущее. Конечно же, при этом нельзя не учитывать разум, который оперирует информацией, полученной в результате сканирования внешнего мира.
Поднимаясь по ступеням сознания, человек постепенно переходит от точечного восприятия мира, к все более возрастающему временному, в котором воспринимается не только точка настоящего времени, но прошлого и будущего одновременно. И когда человек, поднимаясь по ступеням сознания, выходит за пределы миров низшей сферы, он оказывается вне времени и пространства, или, точнее, там, где время и пространство составляют одно целое. В этот период у человека возникает состояние вечности, и он воспринимает себя беспредельным существом. Для человека, все части существа которого адекватны потоку времени, выход за его пределы разрушителен. Все дело в том, что все физиологические процессы происходят в определенной последовательности во времени и время является регулятором направления и скорости этих процессов. Но в запредельных мирах, относительно планов низшей сферы бытия, регуляторами всех процессов является не время, так как там взаимоотношения между объектами, бесконечно удаленных друг от друга мгновенны. Поэтому там, не существует не только времени, но и пространства, которое люди иногда меряют расстояниями. Что собой представляет жизнь в этих запредельных мирах, не может сказать ни один фантаст. Но если человеку на мгновение удастся приблизиться к запредельным мирам, а для этого, возможно, понадобится вся его жизнь, знания, которые он получит при этом, не будут понятны ни одному существу, живущему в потоке времени.
Здесь следует остановиться на принципах восхождения сознания, без понимания которых, никакая внутренняя работа сделана быть не может. Все планы бытия одновременно присутствуют в одном и том же пространстве, как радиоволны различной длины. Все эти планы, включая Землю, составляют низшую сферу миров. Человек по своей структуре в точности соответствует низшей сфере миров, и различные его части бесчисленными связями соединены с соответствующими планами бытия низшей сферы. Отсюда, очень легко сделать вывод, что между человеком и всеми планами бытия низшей сферы существуют постоянные взаимодействия. Если человек несознателен в период этих взаимодействий, то находится под полным контролем сил этих планов бытия, так как они неизмеримо превосходят его в своем могуществе. Правда, здесь не идет речь о внутренней истинной части человеческого существа, включающей в себя Центральное существо и истинное «Я» человека, которые имеют запредельное, для миров низшей сферы, происхождение и поэтому недоступны влияниям сил, воздействующих на человека. Быть сознательным – это, значит, осознавать влияние на себя сил низшей сферы миров.
Человека можно сравнить со своеобразной призмой, расщепляющей солнечный свет на его составные части. Он так же расщепляет кажущуюся однородность низшей сферы миров на частоты вибраций, соответствующих каждому из планов бытия. При этом, наиболее темные миры, в проекции на его физическое тело, располагаются в его низшей части, а наиболее светлые, миры Богов, – в верхней части его существа. Это в точности соответствует расположение чакр в проекции на физическое тело.
Есть одна интересная особенность влияний на человека как высоких, так и низких планов сознания – они похожи на волны прибоя, которые проникают в смежные миры. Благодаря этому, человек способен осознать не только те планы сознания, которые непосредственно окружают его, но и более высокие, которые могут осознаваться над головой. Осознание влияний, приходящих с более высоких планов для человека, стоящего перед выбором путей, ведущих к его предназначению, раскрывают перед человеком возможность избрать для себя духовный путь. и в дальнейшем, когда человек перешагнул через рубеж обывателя и пошел духовным путем, эти волны, отражаясь в его внутренней истинной части становятся для него маяком, указывающем направление к своему духовному предназначению.
Сознание человека может быть привязанным к любому из спектра миров низшей сферы, в зависимости от интенсивности его воздействия на человека, и еще от того, в какой степени эти миры представлены в человеческом существе. Причем, эти воздействия могут быть как влияния через соответствующие чакры, так и внешними средствами, при помощи информационных влияний или же физических обстоятельств. При этом сознание человека как бы сдвигается или в сторону более темных миров, или же поднимается в направлении миров света. В связи с этим меняется и его видение мира и самого себя в нем. Такой сдвиг сознания ведет к тому, что человек не осознает изменений в самом себе, а свое измененное видение окружающей его реальности, приписывает самой реальности.
В тех случаях, когда человек начинает осознавать в себе различные состояния, которые индуцируют в нем силы низшей сферы миров, то это приводит к тому, что в нем начинают преобладать планы бытия, несущие в себе более высокий свет сознания. Это объясняется тем, что «свидетель», осознающий всевозможные влияния сил миров низшей сферы, всегда располагается выше того, что он свидетельствует. И в этой работе есть еще одна важная особенность – то, на чем более всего фиксируется внимание человека, получает приоритет над всеми остальными влияниями. Если человек свидетельствует в себе какие-либо витальные реакции, то, конечно же, его сознание привязано к «свидетелю», который в этом случае находится на более высоком плане сознания (все планы бытия низшей сферы миров можно называть планами сознания). Такого рода позиция обязательно ведет к тому, что этот более высокий план сознания, становится в человеке доминирующим над всеми остальными. Он как бы расширяет свои пределы за счет более темных планов реальности и этим самым поднимается над более низкими влияниями, освобождаясь от их воздействия, как от балласта, тянущего его вниз. Конечно, силы этих планов не могут остаться к этому равнодушными, так как из-под их влияния уходит очень важный для них объект, и с удвоенной силой набрасываются на человека, чтобы повысить угасающую активность определенных частей человеческого существа. Но, если человек искренен на духовном пути, то такого рода возросшая активность сил низших миров дает ему возможность более ясно осознавать их влияния и не потакать им. Благодаря этому среди всех вибраций низшей сферы миров, он поднимается еще к более высокому свету сознания. но наблюдение над всевозможными витальными реакциями, которые поднимаются в человеке при взаимодействии с силами витальных миров, создает для этих сил проблемы, которые действуют на них разрушительно. Дело в том, что сам процесс наблюдения за всевозможными витальными реакциями в самом себе, ведет к тому, что человек вводит в эти планы реальности более высокий свет, который не адекватен этим витальным планам, а так как они не имеют возможности эволюционировать, т. е. усваивать более высокие вибрации, духовная практика человека становится для них непереносимой. В связи с этим, они еще более активно атакуют человека, стремясь опустить его на свой уровень или даже еще ниже.
По мере продолжения внутренней духовной работы «свидетель» поднимается на все более высокие планы сознания и перед ним открывается возможность осознания влияния более высоких планов реальности, которые прежде были местом обитания его «свидетеля». На этих планах он осознает не только более тонкие витальные влияния, но и проявления своего эго, и все это происходит потому, что в период работы по осознанию своих внутренних состояний, продолжает расти его восприимчивость. И так поднимаясь от одного плана сознания к другому человек не только освобождается от влияния на него сил низших миров, не только трансформирует свое сознание, в более высокое и светлое, но и вводит в нижестоящие миры свет более высокого сознания.
Но, поднимаясь, словно по ступеням, по планам сознания, человек не теряет связи с более низкими планами бытия, которые когда-то были для него естественной средой. Его тело продолжает принадлежать Земле – своеобразному перекрестку всех миров низшей сферы. Оно точно магнит притягивает его сознание к прежде привычным, а теперь оставленным принципам бытия. С этой проблемой столкнулись древние Риши-мудрецы и не решили ее. Они донесли до нашего времени свою скорбь, вызванную невозможностью трансформировать свое тело. Дело в том, что пока человек находится в пределах влияния миров низшей сферы, для которых человеческая форма является естественной, проблемы трансформации физического тела в нечто иное не существует, она появляется только тогда, когда духовный искатель подходит к рубежам низшей сферы миров, за пределами которых прежние принципы бытия теряют свое значение.
Из всего, что было здесь сказано, можно сделать вывод: для того чтобы пережить состояние вечности необходимо достичь пределов возможного для существа, живущего в потоке жизни-времени и даже превзойти их. И это верно не только в тех случаях, когда человек, идя духовным путем, поднимается к высочайшим вершинам сознания в мирах низшей сферы, но и к глубочайшим безднам страдания, мрака и смерти. Правда, при восхождении к вершинам сознания, когда это происходит не внезапно, тонкие структуры человеческого существа успевают трансформироваться, но, достигнув высочайшего состояния сознания, человек не может удержаться на этом уровне и вынужден или оставить свое тело и уйти в нирвану, или же трансформировать его. Конечно, возможен и возврат в свое тело и Шри Ауробиндо это делал неоднократно.
Трансформация тела – это длительный процесс, потому что физическое тело – наименее сознательная часть человеческого существа, и первое что необходимо на этом пути – это сделать его сознательным. Для этого необходимо ввести в него динамическую часть того плана сознания, которого достиг человек в духовной работе, а затем ввести в тело мантру, которая содержит в себе наиболее высокие вибрации.
Предыдущие мудрецы поднимаясь вверх оставляли нижние миры своего существа такими какими они были прежде, и уходили в вечность нирваны. Шри Ауробиндо поступил иначе, – он стал низводить более высокий свет в свое существо, трансформируя его в подобие низводимого света. Для сущностей миров низшей сферы – это было подобно ускользанию человеческого существа от доступных для них пределов. И в то же время это было низведение запредельного супраментального света в миры мрака и несознания, что привело к созданию моста между Небом и Землей, – между супраментальными планами бытия и планами низшей сферы миров. Это привело к интенсивному сопротивлению сил миров низшей сферы, и они прорвались на человеческий план бытия, как об этом сообщил в свое время Шри Ауробиндо.
Почему силы низшей сферы миров не хотят эволюционировать? Потому что они не знают, что такое хотеть измениться. В отличие от человека они не способны к изменениям, так как все их возможности уже открыты, а пути эволюции – это раскрытие прежде не раскрытых возможностей. Каждый из планов низшей сферы миров – это только какая-то одна часть его полного спектра. Эволюция для всего сущего в низшей сфере миров возможна только для человека и если какая-либо сущность вдруг однажды захотела бы эволюционировать, то она должна бы для этого войти в человеческое существо и вместе с ним совершить эволюционное восхождение. Другого способа измениться и не быть разрушенными, когда в этих силах отпадет надобность, не существует.
И теперь можно ответить на еще один вопрос: почему силы высших миров, которых люди называют богами, сопротивлялись низведению супраментального света на Землю? Потому что их вполне устраивает то положение, которое они занимают среди всех миров низшей сферы. Их план бытия полон света и радости, они практически бессмертны и не знают что такое боль и страдание, и они знают, что завершение эволюции человека его супраментализацией приведет их к пределу их благополучия и они должны будут подчиниться уготованной их судьбе. Некоторые из них, осознав такого рода финал своего существования, вошли в человеческие существа, чтобы участвовать в своей собственной эволюции. Другие же предприняли попытки воспрепятствовать неизбежной эволюции и для того, чтобы эта проблема была решена Шри Ауробиндо ушел на эти планы бытия. В настоящее время разыгрывается финальная сцена этой космической пьесы, и мы ее участники, хотим мы этого или нет.