Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОСТИ

Петр Зорин

Когда-то ещё в советские времена, мне пришлось читать о воспитании детей. Там говорилось, что родившийся ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором воспитанием будут написаны нужные тексты психологических особенностей человека. Это не цитата, но смысл того что мне однажды пришлось прочитать, здесь приведён без искажения. Но сейчас мы знаем, что у каждого родившегося человека уже изначально есть свои особенности и этому есть две причины: во-первых, генетическая предрасположенность и, во-вторых, воспитание плода во внутриутробном периоде его развития. Плод купается в эмоциональных состояниях и ощущениях матери. Её желания и стремления или, напротив, нежелания и отвержения, так же оказывают определённое влияние на формировании его будущей личности. На формирование будущих предпочтений и склонностей в значительной степени влияют предпочтения и склонности матери. Иногда дети наследуют такие особенности матери, которые кажется, не должны были передаваться потомству. Мне хорошо известен случай, когда многодетная мать передала своим детям психологическую особенность – она разговаривала сама с собой вслух словно с кем-то беседуя. Обычно она это делала в отсутствии свидетелей, и на вопросы мужа, с кем она так громко разговаривает на кухне, отвечала, что это не его дело. Но её дети так же оказались очень разговорчивыми наедине с самими собой. описано множество случаев, когда дети выбирают профессию своей матери и даже в процессе работы говорят о предзнании результатов, ожидающих их в процессе соответствующей деятельности. Так музыкант виолончелист, разучивая музыкальное произведение сообщил матери, что он знает его продолжение, хотя ещё не прочитал запись мелодии, которая была на следующей страницы. Как оказалось, его мать, будучи виолончелисткой, в период беременности разучивала эту же самую мелодию, готовясь к какому-то выступлению и, ещё не родившийся сын, подслушал и запомнил её.

Итак, каждый человек сразу после своего рождения уже является личностью. Точнее, у него уже есть какой-то свой психологический фундамент, на котором в дальнейшем  возникнет здание личности взрослого человека со своими психологическими и социальными особенностями. Но фундамент ещё не определяет, каким будет здание, построенное на нём. На нём может быть выстроен хлев, какой-то стандартный дом, или же на этом фундаменте может быть возведён замечательный по своей архитектуре коттедж. Конечно, лучше если фундамент дома достаточно прочен, чтобы дом был выстроен на славу, но очень многое зависит от архитектора и мастеров, которые будут строить дом по его проекту.

Но перейдем от аналогий к человеку. Очевидно, что самым важным в его жизни – это направленность его сознания и мировоззрения, чтобы он не был как корабль «без руля и без ветрил». Но человек – это живое, разумное существо и он не может не участвовать в своём собственном воспитании. И в то же время воспитатель должен понимать, что то, что он считает правильным, совсем не обязательно будет восприниматься его воспитанником, как нечто правильное. Воспитание должно сводиться к созданию обстоятельств, в которых воспитанник должен заставлять себя делать определённые усилия, чтобы соответствовать этим обстоятельствам. Конечно, эти обстоятельства создаёт воспитатель и когда воспитанник успешно справляется с необходимостью действовать определённым образом в имеющихся обстоятельствах, то он обязательно должен получить поощрение, которое должно быть явным для воспитанника. Но это поощрение следует делать не в присутствии других людей, потому что это будет воспитывать в воспитаннике чувство собственной важности или значимости перед другими людьми. Это плохая человеческая черта, так как ведёт к воспитанию в человеке состояния исключительности и превосходства над другими людьми. Но, кроме поощрения должно быть и наказание, но оно не должно быть явным для воспитанника. Он должен знать, что не выполнение какого-то нужного дела – это плохо, так как не только страдает дело, но это свидетельствует о несовершенстве его личности, например, воли или восприимчивости. И от этого, конечно же, страдает его самооценка. Очень важно, чтобы воспитанник не ориентировался на оценку его другими людьми, но давал себе оценку сам, а воспитатель только подтверждал её, или же не подтверждал.

Сознание большинства людей остаётся не структурированным от своего рождения и до своей смерти. Но так как действия любого живого существа во внешнем мире всегда имеют какую-то направленность, то выбор этой направленности определяется или внутренней психологической или физиологической необходимостью, или же внешними обстоятельствами. Поэтому, в воспитание человека входит формирование его направленности в жизни и тех качеств, которые должны обеспечивать эту направленность. И примером во всём этом должен быть в первую очередь воспитатель.

Конечно, говоря о необходимости воспитания с раннего возраста, автор опирается на своё видение человеческих судеб и причин, влияющих на выбор направлений, которым будет следовать человеческая жизнь. Возможно, некоторые взрослые могут не согласиться с необходимостью воспитания человека с раннего возраста, так как, по их мнению, у ребёнка должно быть детство. Но другого мнения придерживается Масару Ибука – президент всемирно известной фирмы «Сони», являющийся автором новейшей концепции воспитания и обучения детей раннего возраста. В своей книге: «После трёх уже поздно», он указывает на необходимость формировать личность человека с очень раннего возраста.

В этой работе я хочу показать, что принципы воспитания различных человеческих качеств, которые могут сделать человеческую жизнь более успешной, одинаковы как для детей, так и для взрослых, но сам процесс воспитания и способы, которые для этого должны быть использованы, могут быть совершенно несходными, так как способность к самоосознанию у детей и взрослых не сопоставимы. И ещё, что автору этой работы кажется важным, воспитатели должны принять как аксиому, что они, воспитывая другого человека, независимо от его возраста, одновременно воспитывают и самих себя. Воспитание – это всегда взаимодействие, которое приводит к изменениям всех взаимодействующих сторон. И, поэтому любые взаимоотношения можно рассматривать как воспитания и одновременно самовоспитание людей. Правда, люди чаще всего не знают, что при общении они воспитывают друг друга и самих себя. Если бы они знали о воспитательном значении общения, то взаимодействия людей приобрели бы новые качества и имели бы другой результат, но на этом мы остановимся несколько позже и подробнее рассмотрим некоторые аспекты общения.

Благодаря воспитанию и самовоспитанию в человеке формируется направленность его жизни и формируется поток намерения, содержащий в себе смысл жизни человека и способы, при помощи которых человек реализует этот смысл. Можно подумать что было бы более правильным разделить идею воспитания и самовоспитания на несколько отдельных работ и это бы сделало их более конкретными и более понятными. Но их нельзя разделить, так как они переходят одна в другую и даже являются составными частями одна другой.

Кажется, воспитание духовности невозможно, так как человек может быть готов к духовной работе только тогда, когда Психическое существо достигнет определённой степени зрелости и в значительной степени изменит сознание человека. Всё верно, но можно воспитанием и самовоспитанием создать внутри себя ту атмосферу, которая будет наиболее благоприятной для созревания и роста Психического существа. Конечно, этому должно предшествовать соответствующее побуждение. Но у каждого человека есть одна общая для всех людей особенность: люди стремятся казаться такими, как все и даже лучше всех. И если человеку при воспитании определили значения значимостей так, что те из них, которые он считает для себя наиболее важными, как раз и способствуют росту и созреванию Психического существа.

Опубликовано