Человек – очень странное и неоднозначное существо. Нам кажутся естественными те его состояния, в которых он находится в период бодрствования и сна, и те реакции, которые у него возникают при взаимодействии с внешней реальностью. Мы пытаемся понять его послушное следование за своими эмоциями и влечениями и подчинение его авторитетам и идеалам. Здесь мы рассмотрим одну из причин, которая, возможно, объяснит некоторые особенности поведения человека при взаимодействии с реальностью окружающего его мира.
Сознание человека и его инструменты, которые оно использует при взаимодействии с реальностью внешнего мира, обычно находятся в одном из двух основных состояний – пассивном и активном. В пассивном состоянии, при взаимодействии с внешней реальностью, человек действует автоматически, часто, не осознавая ни сам процесс взаимодействия, ни его результаты. Обычно для этой цели используются сформированные прежде стереотипы, адекватность которых относительна, потому что ситуации, в которых они проявляются не могут быть стандартными. Обычно люди, которые общаются с таким человеком, чаще всего не замечают его автоматичности, потому что сами живут в таком же режиме.
Когда сознание человека находится в состоянии неопределённости, то в активном состоянии находится только небольшая его часть, которая и использует во взаимодействии с внешней реальностью прежде наработанные шаблоны элементов активности. Фактически, такого рода активность можно сравнить с действиями робота, возможности которого ограничены вложенной в него программой.
Существует много уровней спектра неопределённости – на самом низшем уровне находятся манкурты – люди, сознание которых находится в полном подчинении их господина. К этому же уровню следует отнести и тех людей, которые находятся в глубоком гипнотическом состоянии. Состояние неопределённости сознания может возникать у человека и тогда, когда им овладевает какая-либо сверхценная идея. При этом, реальность мира воспринимается человеком с позиций этой идеи. И в то же время, человек, находящийся в таком состоянии, не способен критически относится ни к своему состоянию, ни к идеям, которыми он руководствуется, насколько бы абсурдными они ни были. И чем выше в спектре неопределённости находится сознание человека, тем более пробуждённым и сознательным становится человек, и тем в большей степени выражена его восприимчивость и более тонкой адекватность взаимодействия с внешней реальностью.
Человек – стадное существо, но чтобы отделить себя от животных, он называет себя существом социальным. Стадный инстинкт в человеке формирует в его сознании состояние неопределённости, когда человек встречается с каким-то для него авторитетом, чем-то необычным, внезапным или же сверхсильным – здесь имеется в виду какое-то явление, вызывающее ярко выраженное эмоциональное состояние. В таких случаях среди поля неопределённости, в сознании человека формируется очаг активности, соответствующий обстоятельствам.
Большинство людей всю свою жизнь проводят в состоянии неопределённости своего сознания, что приводит к их хронической несознательности, в которой они, будучи стадными существами, следуют общепринятым правилам, условностям и стремятся быть «такими как все». Но в этой закономерности есть два выхода – один из них связан с проявленным миром значимостей, а другой – с непроявленной реальностью мироздания. Если сознание человека сосредоточено на объектах проявленного мира, неважно, будут ли они материальные или идеальные, то сознание фокусируется в точку, устремлённую в ничто. В то же время, если сознание человека концентрируется на чем-то, не имеющем предела, на том, что имеет свои корни в непроявленном, то оно, пройдя через точку, расширяется беспредельно. В этом один из секретов медитации.