Знания подобны непрерывному потоку, из которого человеческий ментал способен брать только отдельные пробы. Затем, манипулируя ими, он пытается воссоздать на своем ментальном уровне весь этот поток. Можно привести еще одну метафору, показывающую отличие знаний от информации: знание подобно прекрасной картине, сложенной из многоцветных элементов. Ментал же способен воспринимать только те ее элементы, которые окрашены или в черные, или в белые цвета. На основании такого чрезвычайно бедного восприятия реальности, человек не может понять всеобщую картину знаний.
А теперь представим себе человека, который имеет полноценное зрение, и видит всю красоту и гармонию реальности, несущей в себе знания. Он пытается описать то, что видит, словами, понятными для людей с черно-белым восприятием реальности. Этот человек вырос среди всех остальных людей, освоил их язык, отражающий смысл той реальности, которую они способны воспринимать, но его попытки описать реальность такой, какая она есть, оказались тщетными. Причина этому в том, что их язык приспособлен только для описания черно-белой реальности, и, кроме того, сами люди могут представить какой-то образ только в черно-белом цвете.
Это объясняет слова Матери, когда она сетовала, что Шри Ауробиндо написал много книг, но не сказал, как делал эту работу. Он не мог передать людям знания, которые получил сам, потому что язык человеческий не адекватен по своей полноте этим знаниям, а с другой стороны, люди еще не готовы принять такого рода знания. Но он своими книгами указал направление, в котором они, если захотят, могут получить эти знания. Такого рода введением я хотел показать трудности, которые возникают при попытках в письменном виде передать знания, так чтобы они были приняты хотя бы на веру, а еще лучше, если после прочтения человек попытается отправиться на поиски этих знаний. Важно, чтобы он поверил, что эти знания являются отражением реальности, чтобы он согласился, что кроме той реальности, среди которой он живет и которая содержит в себе его смысл жизни, есть еще и другая, необъятная реальность, включающая в себя все остальные человеческие реальности.
Миры низшей сферы созданы супраментальным разумом для того, чтобы в этой части Вселенной восторжествовала истина. В этой фразе расположен путь, заполненный всевозможными трудностями и ловушками. Когда мы говорим о мирах низшей сферы, то, конечно же, имеем в виду, что есть миры и высшей сферы. И если миры низшей сферы относятся к земной группе миров, то миры высшей сферы – к солнечной, супраментальной. Миры низшей сферы расположены в ауре солнечных миров и однажды должны будут войти в их Великую семью. С поверхностной точки зрения, наш материальный мир представляет собой набор всевозможных химических элементов, и в этом нет никаких противоречий с той реальностью, в который мы живем. Но если смотреть на материю как на волновой феномен, то она распадется на множество октав вибраций, и каждая из этих октав будет представлять свой мир, с его природой и его сознанием. Причем все формы жизни, обитающей в этих мирах, имеют свои особенности, характерные только для этих миров, в пределах звучания октавы их вибраций.
Человек, в связи со своей универсальностью, одновременно существует на всех планах бытия низшей сферы миров, но очень редко он что-либо знает о других частях своего существа, обитающих в других мирах, в других октавах вибраций, потому что они для него чаще всего находятся на уровнях несознания. Во время сна, когда сознание человека опускается на эти низкие уровни, он может осознавать себя в других мирах, в чем-то похожих на наш человеческий мир, но в то же время отличающийся от него. Одним из признаков того, что человек находится на другом плане бытия, является его стремление во сне вернуться домой. Это стремление порождено тем, что он осознает чуждость той атмосферы, в которой он находится, но не знает, что он на другом плане бытия. Для всех миров низшей сферы характерен единый принцип форм жизни. Правда, могут быть и всевозможные их комбинации, например, на низших планах можно встретить «людей» с хвостами, копытами, рогами, в то же время на высоких планах обитают прекрасные человекоподобные существа, с белоснежными крыльями. И если первых мы называем бесами, злыми духами, монстрами, то вторых – ангелами, существами света, богами. И для существ всех миров низшей сферы характерен единый принцип эго, вокруг которого строится вся их личность. Поэтому они жаждут поклонения им, и стремятся показать человеку свое могущество, постоянно враждуют друг с другом за овладение человеком. Полем битвы между богами и существами низших планов, которых иногда называют титанами, является человек, и целью, ради которой они восстают друг против друга также является человек, но как боги, так и титаны являются препятствием для человека на его духовном пути.
Мы говорили о том, что существа различных планов бытия, принадлежащих октаве вибраций своего плана, не могут взаимодействовать с существами других планов реальности, так как те принадлежат другой октаве вибраций, и в связи с этим, они прозрачны друг для друга, и, кажется, им нечего делит между собой. Но общий для всех этих планов бытия принцип эго заставляет всех этих существ – и богов, и титанов, стремиться к власти. Владея человеком, они получают власть над всеми мирами низшей сферы. Разница между ними только в средствах, которые они используют для получения власти и использование ее. Если титаны в стремлении к власти, используют насилие, то боги – альтруизм, гармонию взаимоотношений, чувство дружбы, взаимопомощи, высокие национальные чувства и чувство патриотизма. Оглядываясь на современный мир, мы можем без всяких сомнений считать, что в настоящее время на Земле преобладает принцип, устанавливаемый титанами или, что то же самое, принцип Люцифера.
Если каждый из планов бытия содержит в себе узкий диапазон вибраций и все сущее в нем имеет тот же самый диапазон вибраций, то каким образом они могут взаимодействовать с человеком, который живет на своем плане бытия? Мы уже говорили о том, что человек имеет много тел, каждое из которых пребывает на каком-либо из планов бытия. Все эти тела относительно самостоятельны, относительно потому, что они связаны с соответствующими частями человека, живущего на проявленном плане бытия. Если все миры низшей сферы занимают одно и то же пространство и отличаются друг от друга только частотой вибраций, то в человеке они обосабливаются друг от друга и самые низшие миры мрака относительно человеческого тела находятся у самых ног и даже еще ниже, а самые верхние, миры богов, над головой. И, кажется парадоксальным, но если опуститься еще ниже миров мрака, то войдешь в сияющий супраментальный мир. И все это заключено в материи человеческого тела. Здесь говориться «в материи», потому что Вселенная, проявленная и непроявленная – материальна. Там, за пределами низшей сферы миров – находятся супраментальные солнечные миры и когда человек прикоснется к супраментальному свету сознания в материи своего тела, возникнет мост между супраменталом в теле и той его частью, которая за пределами низшей сферы миров.
Рассмотрим модель возникновения моста между супраментальными планами бытия и супраментальной частью физической материи нашего тела. Эту модель следует рассматривать с условной ее середины. Середина определяется способностью человека осознавать различные эмоциональные и эгоистические реакции не задним числом, а в тот период, когда они возникают, Она представляет собой лестницу, каждая из ступеней которой, является символом одного из миров плана бытия. Самая нижняя ступень окрашена в абсолютно черный цвет, самая верхняя в белый. За пределами обоих концов этой лестницы, вверху и внизу располагаются солнечные полудиски, являющиеся символом супраментальных планов бытия. На ступенях лестницы располагаются люди, что является символом уровня человеческого сознания. Чем выше на этой лестнице находится человек, тем выше уровень его сознания. Те люди, которые находятся на ступенях лестницы ниже ее середины, более интенсивно притягиваются нижним ее полюсом, те же, которые располагаются выше ее середины, имеют притяжение в направлении верхнего полюса лестницы. Подавляющее большинство людей находятся ниже середины лестницы и одни медленно, другие более быстро, сходят вниз в направлении все более темных планов бытия. При этом люди приобретают цвет в соответствии с цветом этих планов.
Незначительное количество людей, на ступенях лестницы миров, находящихся выше ее середины, ведут себя не одинаково. Одни из них очищаясь от всего темного, что есть в их существе, стремятся подняться на более высокую и светлую ступень бытия, и это им удается, если они достаточно очистят себя и сравняются по цвету с этой, более высокой ступенью – это люди религиозные, занятые спасением собственной души. Другие ведут себя несколько странно. Они в своих движениях в чем-то похожи на водяного паука-серебрянку, который живет в пресноводных водоемах. (Особенностью этого паука является то, что он строит себе гнездо под водой, запасая воздух под паутинным колоколом. Его тело, покрытое ворсинками, не смачивается водой и, окруженное со всех сторон воздухом, под водой выглядит серебряным, так же как и его гнездо-колокол, заполненное воздухом). Эти люди, очищаясь от того, что есть в них темного, соответствующего более низкому плану бытия, поднимаются вверх, и затем опускаются вниз на ту ступень миров, которая находится ниже середины этой лестницы. Поднявшись на одну ступень вверх, они приобретают более светлую окраску, как бы пропитываясь цветом более высокой ступени, это дает им возможность опуститься на одну ступень вниз и внести туда свет, который они получили на более высокой ступени сознания. Поднявшись на вторую от середины лестницы, более высокую ступень плана реальности или плана сознания, что одно и то же, эти люди получают возможность опуститься на вторую ступень ниже середины этой лестницы миров и внести туда свой свет. И однажды они поднимутся на самую высокую ступень лестницы миров низшей сферы, план Сверхразума, откуда уже возможно рассмотреть солнце супраментальных планов бытия, и тогда они получают возможность опуститься до самого нижнего плана бытия, полного мрака, чтобы внести в него свет Сверхразума. И вся эта работа по очищению планов сознания, расположенных в пределах нижней части лестницы, о которой здесь шла речь, совершается внутри человеческого существа в его ментальных, витальных частях, в физическом теле и в клетках его тела.
При работе на планах сознания более низких, чем уровень обыкновенного разума, духовный искатель не должен переступать границ, за пределами которых возможна захваченность его сознания. Для этого он должен сразу же прекращать внутреннюю работу, как только какое-либо состояние начинает затягивать его. Обычно такого рода затягивание осознается человеком как своеобразное прилипание внимания к какому-то состоянию или же образу. «Свидетель» не должен быть участником того, что он свидетельствует. И еще, духовный искатель должен помнить, что длительное и непрерывное наблюдение какого-либо состояния, связанное с более низкими планами бытия, или же какие-либо образы, возможно, воспоминания витального уровня, могут незаметно трансформировать его сознание. В связи с этим он должен периодически возвращаться в состояние внутреннего равновесия и покоя, чтобы восстановить в себе прежнее состояние недоступности для низших витальный влияний.
Когда же человек опускается в план бытия абсолютной ночи, ужаса и смерти, будучи окруженным светом плана Сверхразума и защищен своим истинным «Я», он переходит через нижнюю грань эволюционной лестницы, за пределы низшей сферы миров и оказывается в золотом супраментальном свете. В это мгновение возникает мост между материей человеческого тела, которая является частью материи Земли, и супраментальными солнечными планами бытия. Этот мост проходит сквозь все планы низшей сферы, представленные в человеке, предвещая им начало трансформации. Но все сущее на этих планах, от миров богов до миров смерти не хочет быть трансформированным, и прилагает усилия, чтобы перекрыть возникший, гибельный для них, поток супраментального света, и стремится развернуть сознание людей в сторону, противоположную духовному восхождению. Для этого сущности низших витальных планов прорываются на план Земли и своим влиянием пытаются навязать человеку животные потребности как единственно реальные. При этом обесценивается не только все духовное, но и то, что имеет прямое отношение к высшему виталу: восприимчивость ко всему возвышенному, пылкость стремлений, безграничная любовь, сострадание, преданность. В то же время существа плана богов перекрывают поток супраментального света на уровне материи. И это привело к тому, что Шри Ауробиндо оставил свое тело, чтобы войти во мрак основания материи, который древние риши называли скалой, с заключенном внутри светом. Это решение, низойти на планы мрака и смерти, была вызвана необходимостью восстановления моста между материей и супраментальным планом бытия, и для этого Шри Ауробиндо последний раз использовал свое тело, чтобы войти в миры мрака и смерти, пограничные с супраментальными мирами.