Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕСТАНОВКИ ЗНАЧИМОСТЕЙ

Петр Зорин

Стремление человека к познанию процессов, происходящих в окружающей его реальности, в своей основе имеет инстинкт, присущий всему животному миру. Каждое живое существо исследует окружающее его пространство, так как это необходимо для его выживания. Человек так же стремится к познанию реальности того мира, в котором он обитает, но в своих познаниях он выходит далеко за пределы необходимости своего собственного выживания. Следовательно, человека природа подготовила для исполнения другой роли – познания реальности Мироздания, к которой относится и сам человек. Такого рода утверждения основаны на том, что природа даёт всем живым существам только те возможности и способности, которые соответствуют их предназначению.

Познавая реальность Мироздания, человек копирует её функции во всевозможных технических системах. На сегодняшний день эти копии соответствуют низшему животному началу в живой природе. Я не имею в виду способы хранения и передачи информации, но всевозможные взаимодействия элементов на уровне программ и всевозможных игровых возможностей этих электронных систем. И люди, использующие эти системы не с познавательной целью, а для приятного времяпровождения, не замечают, как их интеллект постепенно, в каких-то своих проявлениях, снижается до уровня, определяемого возможностями программ, функционирующих в этих системах.

Таким образом, современный человек потенциально выходит за пределы биологических программ жизни, которые являются фундаментом всех жизненных процессов каждого живого организма и определяют его поведение при взаимоотношениях с окружающими его условиями. Я сказал – «потенциально», имея в виду, что большинство человечества только имеют эту возможность, но не подозревают об этом, и ведут жизнь обывателя, независимо от своего социального статуса. Более того, в современном мире немало людей, которые поворачиваются спиной к своим потенциальным возможностям восхождения сознания и идут в противоположном направлении, опускаясь до животного уровня. Похоже, что в их природе, где-то в глубинах подсознания таится страх перед неизбежной эволюцией сознания, и они пытаются повернуть эволюцию вспять.

Особенностью жизни обывателя является то, что в своей жизни он следует тем же принципам, которым следуют все животные, правда, всё это он делает цивилизовано, на более высоком  чему у животных интеллектуальном уровне. Для него главным является сама жизнь, затем общепринятое благополучие, в котором он стремится быть «таким как все» на своём социальном уровне. И при этом, он поглядывает на более высокую часть социального спектра.

На первый взгляд, кажется, не совсем понятно стремление обывателя подняться на более высокую социальную ступень. Можно подумать, что основной причиной такого стремления является инстинкт значимости, и это верно только отчасти, потому что в основе социальной активности человека находятся многие животные инстинкты, правда, прикрытые цивилизованными одеждами. У всех людей в социальном мире есть стремление иметь  определённые блага, которых почему-то никогда не бывает достаточно. И многие обыватели, основной целью которых являются жизненные блага, стремятся подняться на более высокую социальную ступень, чтобы не только получить дополнительные желаемые блага, но и избавиться от тех проблем, которые свойственны той части социального спектра, на котором они находятся. При этом, люди надеются, что более высокий социальный статус, предполагает большую защищённость. Конечно, они не думают о том, что как бы высоко человек не находился в социальной человеческой пирамиде, на каждом её уровне есть не только свои блага, но и свои проблемы, которые, чтобы избежать нисхождения на более низкие ступени социального статуса, каждый человек вынужден решать по-своему.

Инстинкт стремления к жизни, заложенный в человека, не смотря на то, что он является всеобщим в живой природе на Земле, тем не менее, отличается от инстинкта выживания животных. Человек, зная, что он смертное существо, тем не менее живёт так, как будто он бессмертен, он даже чувствует свою бессмертность и для него смерть всегда предстаёт, как ложь, несправедливость и, по крайней мере, как несвоевременность. Человек живёт в двух потоках времени одновременно – он умом знает, что смертен, и пытается успеть, в выделенный ему отрезок жизни,  нажиться, и, в то же время живёт так, как будто он бессмертен. Можно сказать, что у человека уже есть предчувствие своего возможного бессмертия, но для того, чтобы возможность стала действительностью, необходимо поменять местами предназначение человека и процесс жизни. Современный человек пытается реализовать в отведённый ему отрезок жизни  свои инстинкты и амбиции своего эго. К тому же и сама жизнь создаёт для него множество всевозможных проблем, которые он вынужден постоянно решать. И всё это он должен успеть сделать в течение своей не слишком-то продолжительной жизни. Тогда человека можно сравнить с работником, который трудится на конвейере жизни, скорость которого задаётся системой, не зависимой от человека. Или, другими словами, человек обслуживает конвейер жизни и является второстепенным, зависимым от него придатком. Но всё может быть иначе если самым главным для человека станет ни его жизнь, а та работа или та идея, ради реализации которой эта жизнь существует. В этом случае жизнь обслуживает человека, целью которого является реализация его определённой идеи. И здесь следует сказать, что не любая идея может быть достойной, чтобы её обслуживала жизнь, а только та, которая не имеет в своей реализации пределов. Приведу несколько примеров: человек может посвятить свою жизнь исследованию своих различных состояний. Эти исследования могут продолжаться вечно, так как человек космическое существо. Не напрасно на фронтоне дельфийского храма написано: познай самого себя. Далее, человек может посвятить свою жизнь той деятельности, которая может сделать этот мир лучше, чем он есть в настоящее время. Это может быть работа писателя, но не любого, а того, произведения которого воспитывают в человеке высокие человеческие качества. И это может быть общественная работа на благо своего народа. При этом очень важно, чтобы у человека не было ни какой корысти, связанной с этой работой. Другими словами, человек не должен жить для себя и его целью должно быть стремление к совершенству не только самого себя, но всего, что доступно его возможностям. Но и это ещё не всё. Если прежде окружающие обстоятельства создавали в человеке намерения, адекватные этим обстоятельствам, что делало человека частью и инструментом низшей природы, то теперь человек должен сам сформировать своё намерение, целью которого должна быть идея, которой он посвятил всю свою жизнь. И это человек должен сам отмечать для себя, не забывая при любой своей деятельности. Например, я ложусь спать, для того, чтобы мой ум и моё тело завтра были работоспособными в моей работе по самопознанию. То же самое можно делать и перед утренней зарядкой и перед умыванием, которое необходимо не только для того, чтобы смыть с себя сон, но и освежить себя для предстоящей работы самоисследования. Вы принимаете пищу для того, чтобы поддержать тело работоспособным, а ум ясным. Вы ходите на работу, чтобы заработать средства, необходимые для поддержания тела в состоянии здоровья, что важно для его работоспособности. Вы и прежде всё это делали, но таким проговариванием (можно проговаривать мысленно) вы создаёте намерение с определённой направленностью. Вы этим самым формируете состояние готовности к той деятельности, ради которой существует ваша жизнь. Вы заметили, теперь все ваши дела направлены не на поддержание жизни, а на выполнение той работы, которая является смыслом вашей жизни. И даже сам процесс жизни служит средством для того, чтобы эта работа была сделана.

 

Опубликовано