Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНЕШНЯЯ ИЛИ ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА

--

Психологической опорой для человека является то, что он считает самым главным в своей жизни. Поэтому, говоря о психологической опоре человека, мы имеем в виду, что она является не только центральной частью его мировоззрения, но и смыслом его жизни. Это психологическое состояние является мерой любых значимостей проявленного мира и определяет направление жизни человека, устремлённое в будущее. Психологическая опора человека определяет оценки всех поступков, которые совершал этот человек в прошлом. И одновременно с этим, психологическая опора содержит в себе позицию человека, с которой он судит обо всём, что происходит в настоящем времени, как с ним самим, так и во внешнем мире.

В идеале, человек должен иметь опору внутри себя самого и не внешние факторы должны служить фундаментом для его внутренней опоры, потому что они не только преходящи, но, нередко, вводят человека в заблуждение. Даже та опора, в которой человек живёт не для себя, а посвящает свою жизнь служению кому-то другому, например, воспитанию своих детей или внуков, служению своему господину или же заботе о своём муже или жене, может быть чрезмерной, и однажды может рухнуть. И тогда для человека рушится мир и смысл его жизни в этом мире. Есть такая мудрость: «не сотвори себе кумира» - смысл этой мудрости состоит в том, чтобы человек из любых, даже самых великих значимостей этого мира, не создавал себе идолов и не обожествлял их. Всё в этом мире преходяще и привлекательное может стать отталкивающим.

Мир бесконечно разнообразен, и создав себе опору из того, что принадлежит этому миру, человек, противопоставляет себя тому многообразию мира, которое не созвучно ему, и замыкает себя в пределах значимостей, созвучных своей опоре.

Истинная опора должна иметь в своём основании непреходящие ценности, уходящие своими корнями в беспредельность мироздания. Это может быть любовь к родине, стремление к познанию ещё не познанного человечеством. Пути познания прежде неведомого, начинаются в этом проявленном мире, но жажда знаний всегда приведёт человека к непроявленному бесконечному источнику знаний. И это может быть познание самого себя, которое всегда приводит человека на путь познания Бога. Но в любом случае внутренняя опора, не опирающаяся на ложные ценности этого проявленного мира, всегда формируется в течение длительного времени и начало формирования её не зависит от желания человека.

В мире ничего не бывает случайного, человек не сам выбирает направление тех путей, которые формируют его психологическую внешнюю или внутреннюю опору. В нём должно сформироваться состояние готовности и приятия того пути, который в дальнейшем станет смыслом его жизни, его опорой и его предназначением.

Когда всё существо человека созвучно его внутренней опоры, которая в таком случае становится его намерением, то весь окружающий человека мир начинает поворачиваться к человеку теми своими гранями, которые соответствуют на данный момент устремлённости человека. И даже судьба человека поворачивается к нему теми своими сторонами, которые созвучны его предназначению.