Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕИЗБЕЖНОСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ

Петр Зорин

Шри Ауробиндо говорил, что миром правят необходимости. Необходимость – это то, что человек не может изменить, избежать и не может делать выбор. Это то, что сильнее его и является для него непреодолимым. Особенностью такого рода необходимостей является их скрытость, для человека подсознательность. Такие необходимости сравнимы с руслами рек, которые всегда направлены под уклон, и вода не может изменить направление своего потока на обратное, и вынуждена течь в направлении от неё не зависящем.

Существует целый спектр необходимостей, в основании которых находятся неизбежные, и в верхней части спектра обозначены те, которые перед человеком предстают, как проблемы, позволяющие человеку делать выбор. И тогда неизбежные необходимости можно рассматривать, как судьбу, предуготованную человеку от его рождения, а необходимости, которые человек воспринимает как проблемы и влечения, к которым следует относить и соблазны, – это степени допустимой свободы человека в пределах неизбежной необходимости. В действительности, неизбежная необходимость это скрытое намерение низшей природы, поток которого охватывает всё живое на Земле.  Когда-то Фридрих Энгельс сказал, что свобода – это осознанная необходимость. Конечно, странной кажется свобода смертника, ожидающего в своей камере время казни, даже если он осознаёт всю эту ситуацию в полной мере.

Но неизбежная необходимость, определяющая судьбу человека, может перестать быть неизбежной, если человек постигнет намерения и цель низшей природы и средства, которые она для этого использует. Так как неизбежную необходимость формирует низшая природа, в подчинении  которой находятся все формы жизни, то человеку, для того, чтобы выйти из-под её зависимости, надо сформировать своё намерение, которое будет иметь свой смысл и свою цель и тогда низшая природа вместо того, чтобы использовать человека по своему усмотрению, станет исполнителем его воли. Так как в намерение низшей природы входит продолжительность жизни человека, в течение которой он должен создать семью, родить детей, возможно, помочь вырастить внуков, чтобы они так же подпитывали низшую природу своей энергией и служили ей, то человек, будучи сознательным существом, может создать своё намерение и следовать ему.

В намерении низшей природы одним из важных элементов является продолжительность жизни всех живых существ, обитающих на Земле. каждой форме жизни определён свой срок. Это связано с общими принципами низшей природы – всё на Земле имеет своё начало и свой конец. Поэтому, формируя своё намерение, человек должен следовать не тем принципам, которые утверждаются низшей природой на Земле, в соответствии с которыми всё имеет своё начало и конец, а принципам, которым следует всё беспредельное мироздание – неугасимая бесконечность. Например, человек может посвятить свою жизнь исследованию самого себя, что заведомо не имеет пределов, так как человек космическое, бесконечное существо. Об этом уже знали древние пращуры человечества и даже зафиксировали эту мудрую мысль на фронтоне дельфийского храма: «Познай самого себя». И, кроме того, он должен  посвятить своё тело служению этой, не имеющей пределов идее. Принимает ли человек пищу, или выполняет определённые физические упражнения, или же отходит на ночь ко сну – всё это он делает для того, чтобы его тело было достаточно сильным и здоровым, чтобы соответствовать бесконечному намерению по исследованию самого себя. И что бы человек ни делал, всё должно посвящаться бесконечной работе по исследованию самого себя.

Эта работа имеет одну очень важную особенность: исследуя самого себя, человек формирует в своём сознании специальный центр, который занимается этими исследованиями. Особенностью этого центра является, во-первых, его положение над тем, что он исследует. Во- вторых, этот центр многогранный, как многогранна человеческая жизнь. В-третьих, по мере внутренней работы по исследованию самого себя, этот центр приобретает свойства индивидуальной личности со всеми необходимыми психологическими особенностями. Правда, всему этому должно предшествовать решение человека встать на духовный путь, которое человек принимает только тогда, когда у него появляется внутренняя готовность к этому.

Мы уже однажды говорили о том, что в основе любой деятельности человека лежат инстинкты. Они являются фундаментом и опорой для формирования здания человеческой личности и всех его стремлений. Но низшая природа намеренно скрывает от человека свои инструменты и способы, при помощи которых она управляет и привязывает его к значимостям этого проявленного мира. «Мне дана власть над этим миром», Говорит сатана Иисусу Христу, искушая его. Власть низшей природы над человеком становится возможной только потому, что сознание и мировоззрение человека созвучны окружающей его реальности проявленного мира. Всё созвучное притягивается друг к другу, поэтому человек является пленником этого проявленного мира, хотя и не осознаёт этого. Тогда, чтобы выйти из-под власти низшей природы, человек должен перестать, в чём-то быть созвучным ей! Это созвучие с низшей природой нарушает Психическое существо человека, которое созревая, постепенно трансформирует сознание человека и меняет смысл и предназначение значимостей этого проявленного мира. Это вызывает изменение не только взгляда на реальность окружающего мира, но и в значительной степени трансформирует потребности человека и его взаимоотношения с миром.

Иисус Христос однажды сказал: «многого званных, да мало избранных». Избранными могут считать себя те, которые услышали внутренний зов и последовали ему. Обычно, внутренний зов человек осознаёт как неприятие чего-либо прежде привлекательного, или побуждение к поиску смысла жизни. И этот поиск для человека всегда начинается среди значимостей этого проявленного мира, потому что он пока ещё остаётся частью низшей природы. Но так как начало всех путей, независимо от их направленности, находится в этом проявленном мире, то человек однажды обязательно найдёт начало своего пути.

Мы однажды говорили, что реальность внешнего мира поворачивается к человеку созвучной ему стороной, если намерение человека непреклонно. Но это становится возможным, когда Психическое существо трансформирует сознание человека. Обычно низшая природа манипулирует человеком, разворачивая его к себе различными сторонами, делая его, таким образом, созвучным себе. Но Психическое существо выходит за пределы подчинения низшей ,природе и та трансформация сознания человека, которую оно производит, постепенно делает человека неудобным для манипуляций. Тогда низшая природа, стремясь вернуть человека в лоно своей власти, начинает всячески соблазнять его и даже, нередко, бросается в атаку, чтобы опустить сознание человека до максимально возможного низкого уровня. Для некоторых людей, которые всё ещё находятся в неустойчивом равновесии между прежними ценностями проявленного мира и новыми стремлениями, эти соблазны и атаки могут иметь фатальный исход, так как привычные стереотипы для них, к сожалению, оказываются предпочтительнее.

Опубликовано