Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Петр Зорин

Нет одинаковых путей, которыми идут люди в этом социальном мире. И каждый путь содержит в себе свои особенности и свои проблемы. В действительности, проблемы – это своеобразные вехи на пути каждого человека и они определяют не только завершение какого-то этапа пути и начало нового этапа, но и определяют степень готовности человека к следующему шагу на его пути.

Это объясняется тем, что любые проблемы, с которыми встречается человек, могут быть им преодолены только в том случае, если он, прилагая усилия для их преодоления, измениться сам в той степени, которая необходима для решения этой проблемы. Другой особенностью проблем является их двойное предназначение. Можно сказать, что каждая проблема подобно медали имеет две стороны, и в зависимости от состояния сознания человека и его эмоций, он встречается и взаимодействует с одной из них. Решение любой проблемы или поднимет человека на более высокий уровень совершенства его сознания, или же ещё прочнее привяжет его к ценностям этого проявленного мира. Всё в этом мире имеет двойное предназначение, и даже сам человек является двойственным существом –  в нём есть та часть, которая тяготеет к животному миру, и та, которая пытается выйти за пределы животного в нём.  Человек подобен бутону цветка, в котором с возрастом и внешними обстоятельствами последовательно раскрываются лепестки его психологических особенностей. Но человек – многовекторное существо и в различные периоды его жизни он встречается с выбором какого-либо из возможных путей. Хотя, в действительности, это не выбор, так как перед человеком открывается тот путь, который созвучен ему, вернее, начало пути, который в дальнейшем будет удерживать человека создавая ему проблемы, соответствующие этому пути. Каждая проблема, которая будет возникать у человека на этом пути, обязательно будет менять его сознание в соответствии с продолжением пути. Можно сказать, что у человека после решения каждой из проблем, будет меняться тональность его индивидуального звучания ровно настолько, сколько это необходимо для следующего отрезка пути. Тогда можно сказать, что человек уподобляется тому пути, которым он идёт, или, другими словами, путь и проблемы на пути трансформируют человека.

– А тогда как понимать слова из молитвы «Отче наш…» – «…но избавь нас от лукавого…»? Разве не он – лукавый создаёт множество проблем для человека на Земле?

  Мы уже здесь говорили о том, что всё в этом проявленном мире несёт в себе двойное предназначение. Для обывателя, вся жизнь которого состоит в усилиях, направленных на избавление от проблем, которые вызывают в нём состояния неприятия, а всё, что привлекательно он к проблемам не относит. Конечно, обыватель хотел бы, чтобы у него не было никаких проблем, а были бы только одни привлекательности и удовольствия. Но все эти проблемы, привлекательности и удовольствия создаёт для человека сатана, которому «дана власть над этим миром», и который стремится к тому, чтобы никто из-под его власти не выходил. И он проблемами, удовольствиями и приятностями привязывает человека к этому миру. На первый взгляд, кажется, что сатана противостоит Богу, потому что привязывание человека к значимостям этого проявленного мира, какой бы характер они не носили, преследует противоположные цели Божественному намерению. На самом деле для Бога этот мир со всеми его значимостями, является своеобразным инструментом в его работе и предназначен для совершенствования сознания. И проблемы этого мира, опять-таки, служат своеобразными средствами, при помощи которых человек, на путях, ведущих к бесконечной Божественной истине, может сделать своё сознание более совершенным. Невозможно даже предполагать, что Иисус Христос был невеждой и не знал истинного предназначения сатаны или лукавого, когда  в молитве «…Отче наш…»  он говорил: «…но избавь нас о лукавого…».

У человека есть такая особенность – когда он сосредоточен на чём-либо, то это суживает его сознание на объекте сосредоточения. И если он сосредоточен на значимостях этого проявленного мира, то для него основной реальностью в Мироздании становится только этот мир. Лукавый соблазнами этого мира привязывает к нему сознание человека, и человек перестаёт быть свободным, но главное – он суживает сознание человека, ограничивает пределы его восприятия и пределы его возможностей. Но в каждого человека вложено стремление выхода за пределы ограничений. Эту особенность человека подчеркнул Пётр Вяземский в своём стихотворении: «Первый снег», в котором есть такие слова: «И жить торопится, и чувствовать спешит»! Тогда «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» можно понимать так, что человек просит Бога, чтобы он помог ему освободиться от ловушек этого материального мира, суживающих его сознание и не позволяющих ему увидеть путь истины.

Таким образом, наш проявленный мир с его значимостями можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны он своими соблазнами улавливает внимание человека и привязывает его к значимостям этого мира, при этом суживает его сознание и, этим самым не позволяет ему осознать, что есть другой путь, ведущий за пределы значимостей этого мира. Другая позиция основана на том, что этот проявленный мир с его проблемами, одни из которых притягивают человека, другие же – отталкивают его, существует для того, чтобы человек, используя все проявления этого мира значимостей, мог идти бесконечным путём самопознания.

Дело в том, что эволюция сознания живых существ в Божественном мироздании проходит три основных этапа. На первом из них внешняя природа, используя свои возможности, способствует процессу эволюции сознания всех форм жизни. На втором этапе те формы жизни, которые поднялись в своей эволюции до способности самоосознания, должны принимать участие в эволюции своего сознания. И на третьем этапе эволюции сознания – всю внутреннюю работу в человеке в свои руки берёт Божественный, оставляя человеку право согласия участия в этой Божественной работе. При этом человек занимает позицию добровольного активного свидетеля всех процессов, которые в этот период происходят во всём его существе.

И если во втором этапе внутренней работы человека проблемы выполняли роль своеобразных инструментов, способствующих трансформации сознания человека, то на третьем этапе эволюции сознания, человек уже не использует свою направленную волю, необходимую не только для осознания всевозможных внутренних состояний, возникающих при взаимодействии с внешней реальностью, но и для отстранения всевозможных отвлекающих факторов, при внутренней работе. Теперь, если так можно сказать, всю работу за человека делает Божественная Мать, а человек является только свидетелем всех происходящих процессов и изменений в своём существе.

На втором и третьем этапах эволюции сознания человека, в нём открываются все возможности, без чего не возможна никакая их трансформация. И в этом процессе так же есть коренное  отличие результатов раскрытия возможностей человека. Обыватель, раскрывающиеся возможности реализует во внешнем проявленном плане реальности мира, но, в отличие от него, духовный искатель использует раскрывающиеся возможности и их проявления не во внешней их реализации, но для их осознания. При этом сам процесс осознания можно сравнить с процессом, направленном на решение какой-либо определённой проблемы, что автоматически приводит к трансформации сознания человека и формировании в нём «Свидетеля».

Таким образом, проблемы следует рассматривать, как средства, при помощи которых происходит своеобразная специализация человека, на том пути, который он избрал. Следует знать, что проблемы возникают перед человеком только тогда, когда в нём нет внутренней готовности к их решению. И проблемы возникают не случайно – они постоянно побуждают человека к определённой направленной активности.

Опубликовано