Необходимости – это границы, определённые или нашими внутренними состояниями, которые требуют от нас определённой реализации, или внешними влияниями, притягивающими или отталкивающими нас к каким-то объектам или понуждающих нас действовать в определённом направлении. По большому счёту все эти процессы протекают внутри человека, так как восприятие внешнего мира и наше отношение к нему формируется внутри нас. Многое, к чему мы стремимся, определяется нашими желаниями, которые, очень часто, не зависят от нашей воли, примером могут быть инстинкты, которым следует отнести и физиологические потребности. Мы эти влечения, при благоприятных обстоятельствах, удовлетворяем, не думая о том, что это они используют нас для своей реализации. Именно инстинкты являются в основе наших взаимоотношений с реальностью проявленного мира. Одним из инстинктов является значимость или чувство собственной важности. Это очень важный элемент в нашей жизни и в нормальных обстоятельствах создаёт для существа, и для человека в том числе, благоприятные условия для выживания и продления рода. И люди стремятся быть значимыми друг для друга и чувствуют себя комфортно, если уверены в значимости самого себя, не только перед другими людьми, но и перед самими собой.
Человек – разумное социальное существо, благодаря чему в значительной степени превосходит всех животных на Земле, но, несмотря на свою разумность и социальность, все виды его деятельности всё ещё опираются на его животные инстинкты. Инстинкты можно сравнить с корнями деревьев, основное проявление их – это ствол дерева, олицетворяющий собой жизнь во всей её многогранности. На человеческом уровне этот ствол делится на множество ветвей, которые в свою очередь делятся на ещё более мелкие ветви и т. д. Вершина же этого дерева, являющаяся продолжением ствола, устремлена к вечной жизни. И какое бы проявление человеческой деятельности мы не взяли, то, исследуя его глубинные корни, мы обязательно придём к фундаменту человеческой личности – инстинктам. Например, стремление человека к познанию реальности мироздания и познанию самого себя, в своей основе имеет исследовательский инстинкт – каждое живое существо исследует окружающую его реальность, без чего выживание его невозможно; вкусовые предпочтения человека опять-таки основаны на соответствующих пищевых инстинктах.
Обычно необходимости проявляют себя как желания или стремления, которые вначале могут не осознаваться человеком, но постепенно, усиливаясь, становятся доступными для восприятия. Эти желания и стремления, нарастая вызывают в человеке побуждение, которому человек не всегда способен противостоять. При этом человек почти всегда не осознаёт, что он только игрушка в руках низшей природы, которая используя его инстинкты, создаёт в нём состояния необходимости определённых направленных действий. И до тех пор, пока человек будет присваивать желания и стремления, порождаемые низшей природой, и будет следовать в тех направлениях, к которым его подталкивают побуждения, он будет оставаться рабом низшей природы и её послушным инструментом.
Одной из причин, почему необходимости успешно управляют человеком, является их влияние на его сознание: чем ярче выражены желания и стремления, тем в большей степени они суживают сознание человека и этот процесс достигает своей кульминации, когда в человеке появляется и нарастает побуждение действовать. Человек только тогда получает возможность освобождения от различного рода влияний низшей природы, когда приобретает способность осознавать эти влияния и их направленность. Но это не означает, что он, таким образом, приобретает полную свободу и независимость от каких бы то ни было необходимостей. Полная свобода от необходимостей – это глубокое, разрушительное несчастье для человека, так как она лишает его любых необходимостей и, следовательно, любых ориентиров. При этом он ничего не хочет и никуда не стремится. В действительности, человек не может получить полной свободы, которая способна только разрушать определённости и создавать в сознании человека хаос. Полная свобода в динамике – это хаос, в статике – смерть.
Чем острее выражена необходимость, тем в большей мере сужено сознание человека, следующего путями необходимости. И в то же время, тотальная необходимость, максимально суживая сознание человека, позволяет ему проникать в беспредельности тех планов сознания, которые созвучны этой тотальной необходимости. Говоря о сужении сознания человека тотальной необходимостью, мы имеем в виду интегральную захваченность ею всех частей человеческого существа. Любые необходимости, которые ведут к интегральной захваченности человека, трансформируют не только его сознание, но и ум, и витал, делая человека инструментом своей реализации.
Рассматривая с позиций необходимости реальность мироздания, мы видим, что всё мироздание подчиняется законам необходимости, и нет этому никаких исключений. Но, предположим, что на какое-то мгновение мироздание со всеми бесчисленными планами сознания, перестало бы следовать необходимостям. В одно мгновение оно перестало бы существовать, так как вместе с исчезновением необходимостей, прекратились бы все направленные процессы, потому что исчезли бы все силы, придающие направленность этим процессам. Одновременно с этим погасло бы и сознание во всём мироздании – Бог бы умер и на месте беспредельного океана сознания, находилось бы мёртвый неподвижный, тёмный океан хаоса.