«Безумству храбрых поем мы песню…»
Максим Горький: «Песня о соколе»
Несколько тысяч лет тому назад древние пророки Индии – Ангирасы, открыли для себя «великий переход» к мирам бессмертия и «неугасимого света» внутри скалы бессознательного. Но с уходом из жизни мудрецов – Ангирасов, ушла и тайна их внутренней работы, оставившая в символической форме след в древних Ведах. Шри Ауробиндо заново открыл утраченную тайну и вместе с ней надежду человечества, которую в свое время выразили в молитвах древние Риши: «Да будут Земля и Небеса едины».
Работа Шри Ауробиндо - в глубинах несознательного, о которой он говорит:
«Глубоко и долго копаю
Среди ужасов трясины и грязи…
Некий голос воззвал:
«Иди дальше – куда раньше никто не ступал!
Копай глубже и глубже, пока не достигнешь
Зловещего камня в самом основании,
И не постучишь в ворота,
К которым нет ключа».
И в 1910 году, в Шандернагоре Шри Ауробиндо достиг дна и неожиданно был резко выброшен наверх в высший Свет. И тогда он осознал, что солнечный супраментальный мир находится в самом центре Материи и, поэтому, дверь ведущая вниз, открывает дверь, ведущую наверх. Сат-Чит-Ананда наверху – это Сат-Чит-Ананда в сердце материи, а далекое будущее соприкасается с далеким прошлым.
Но Шри Ауробиндо ушел в 1950 году, оставив свое тело, потому что миры Богов препятствовали прохождению супраментального света в материю. То, что вверху должно объединиться с тем, что внизу, в глубинах материи, и он, опустившись в мрачные её глубины, поднялся на высочайшие планы бытия, чтобы преодолеть сопротивление Богов.
Мать осталась одна, в центре незавершенного решения проблемы по низведению супраментального света-сознания в тело. Правда, Шри Ауробиндо указал ей путь в тело, но не сказал, как он делал эту работу. И вот 23 года упорной работы в глубинах несознания материи своего тела, годы надежд и сомнений в возможности выполнить эту работу, закончились в 1973 году. Ее положили в гроб уже через семь часов после того, как она ушла из тела, и внесли в зал для прощания. После чего гроб с телом поставили рядом с гробом Шри Ауробиндо и сверху закрыли мраморной плитой.
Здесь можно подумать, что Шри Ауробиндо и Мать и сейчас продолжают работу по трансформации материи Земли. Да, это так, они делают эту титаническую работу, потому что для Земли пришло время, но трансформация человеческого тела возможна только в теле и Сатпрем поднял это знамя, чтобы нести его дальше. И когда автор книги «За пределы человека» – Джордж Ван Фрекем говорит, что «Создается впечатление, что он (Сатпрем) считает себя единственным преемником Шри Ауробиндо и Матери», то, мягко выражаясь можно сказать, что позади этих слов стоит дремучее неведение этого автора, и, конечно же, его личное отношение к Сатпрему. Тридцать четыре года напряженной внутренней работы завершились введением мантры жизни в физическое тело…. Остался еще один шаг, последний шаг.… Но, 9 апреля 2007 года он также оставляет свое тело, не сделав этого последнего шага. Почему? Возможно потому, что еще не пришло время для Земли? А может быть это великое сострадание супраментального сознания к людям, которые еще не готовы принять его?… Пока нам ничего не известно о последних днях и часах его жизни Сатпрема, нам даже не известно где и когда похоронили его тело. Но, возможно, со временем, обо всем этом мы будем знать больше.
Однажды Сатпрем сказал, что весь процесс внутренней работы он фиксирует в своих дневниках, которые, возможно, будут полезны будущим духовным искателям. Это свидетельствует о том, что он не считал усилия, необходимые для проведения внутренней работы, принадлежащими ему. Все делает Божественный и только Он может знать, когда эта работа может быть сделана. А человек может вести дневник этой работы и быть восприимчивым к любым указаниям Божественного, идущим из его сердца. И, конечно же, он не считал, что именно он завершит эту внутреннюю работу, он уже думал о тех, которые пойдут за ним, чтобы однажды, когда Божественный посчитает это своевременным, эта работа могла быть сделана.
Как это ни парадоксально, но для русского человека уход Сатпрема кажется большей трагедией, чем уход Шри Ауробиндо и Матери, потому что при жизни этих великих учителей человечества, у нас в Советском Союзе о них знали очень немногие. Затем появилась книга Сатпрема в самиздатовском варианте: «Шри Ауробиндо или блуждание разума», а в дальнейшем ее хороший перевод под названием: «Шри Ауробиндо или путешествие сознания». Эта книга была открытием для Советского читателя, потому что она открывала двери, приглашающие человечество к его предназначению. Эта первая книга Сатпрема, за которой в дальнейшем последовали и другие его книги, была введением в духовную практику Интегральной йоги. И эта книга пробудила у ее читателей интерес к учению Шри Ауробиндо и Матери, что привело к появлению многочисленных переводов их работ у нас в России.
Сатпрем был надеждой всех людей Земли, избравших для себя путь, проложенный Шри Ауробиндо и Матерью, потому что он был для нас живым современником, несущим знамя победы над смертью. Мы все были позади него, и это для нас он пролагал тропу среди непроходимых топей и джунглей к мирам света и Божественной истины…
Но он ушел, не успев сделать всего один, последний шаг, не успев вдохнуть в себя глоток золотого света бессмертия. В действительности это не он не успел сделать последнего шага к тысячелетней мечте человечества, это человечество, вцепившись в пустые ценности своего иллюзорного мира, склонившись до земли перед владычеством золотого тельца, не пустило его. И теперь каждый из нас, идущих путем, проложенным Шри Ауробиндо, Матерью и Сатпремом несет в своем сердце знамя, которое только что отпустили руки Сатпрема. Пусть оно неугасимым пламенем горит в каждом, кто стремится познать истину, кто посвятил свою жизнь пути, ведущему к Великому Предназначению Человека.
Уход Сатпрема оставил в каждом человеке, идущим духовным путем, состояние утраты и даже незащищенности перед неизвестным во внутренней работе, потому что он был частью нашего духовного пути, возможно, самой важной его частью, так как мы считали, что он знает то, что нам пока еще не известно, но с чем мы обязательно встретимся в будущем. Возможно, состояние незащищенности и утраты перед этим будущим, возникло именно по этой причине, – мы боимся неизвестного даже тогда, когда не осознаем этого. Мы хотим, чтобы у нас был учитель во плоти, потому что он знает, и мы нуждаемся в нем, потому что нам пока еще нужна опора в этом внешнем мире, которому принадлежит большая часть нашего существа.
Уход Сатпрема совсем не предполагает появление на смену ему кого-то еще. Было бы более правильным и эффективным для внутренней работы, чтобы каждый, идущий духовным путем сказал себе: «если не я, то кто другой может сделать эту работу за меня!» Когда нас ведут или мы сами ориентируемся на кого-то, идущего впереди, то мы менее эффективны и хуже ориентируемся в обстоятельствах. То же самое происходит и с теми, которые идут за своим Гуру-учителем. Они в какой-то мере расслаблены, недостаточно собраны и ответственны в своей работе. здесь имеется в виду ответственность не перед учителем, а перед самой работой. Очень большая разница в том, какую даст оценку работы учитель и какую оценку своей работе даст сам работающий. В духовной работе самооценка дисциплинирует человека и развивает его волю. Она делает его все более честным и ответственным перед самим собой и перед Божественным. Поэтому, уход Сатпрема может привести к растерянности только тех, которые возлагали все свои надежды только на него, что он сделает для них всю необходимую работу здесь на Земле, и им останется только воспользоваться тем, что сделают за них. Даже самый духовно высокий учитель не может за кого-либо сделать самую незначительную работу. Уход Сатпрема стал своеобразной проверкой искренности тех, которые избрали для себя путь Интегральной Йоги и, возможно, пробудил некоторых из полусна.