От намерения человека зависит его личность, его взаимоотношения с реальностью проявленного мира и его судьба. Намерение – это маршрут человеческой жизни и смысл, ради которого он проживает свою жизнь. Чаще всего человек не задумывается о своём предназначении в жизни, а если когда и приходят ему в голову подобные мысли, то чаще всего он или уходит от ответа на такие вопросы или же отвечает себе, что живёт, чтобы вырастить своих детей или же видит смысл своей жизни в самой жизни. Такого рода ответы, на возникающие вопросы, свидетельствуют о том, что человек полностью полагается на внешние обстоятельства, которые где-то тянут его в определённом направлении, а где-то подталкивают, преодолевая его нерешительность. При этом человек совсем не думает о каком-то намерении, живёт по инерции, потому что «все так живут». Ему сообщают о празднике, и он празднует, и веселиться, как умеет. А в противоположных обстоятельствах – печалится. Судьба не позволяет человеку быть предоставленному самому себе, она всегда найдёт, чем его занять, и всегда определит, что ему хочется, а что не хочется. Человека можно сравнить с овцой, которая в отаре не думает о том, куда её ведут, и что она будет делать там, где окажется на следующий день. И даже те козлы, которые идут впереди отары, и которые могут думать, если допустить, что они имеют такие способности, что это они ведут отару овец на горные пастбища или к водопою, на самом деле идут туда, куда надо чабану. И даже пастух – чабан, которого в этом проявленном мире пасёт его судьба, не знает, что она приготовила ему на следующий день. Человек чаще всего может только предполагать, что его ждёт в будущем, но всё за него решает его судьба. Даже тогда, когда он сознателен и «сам создаёт своё намерение», а не полагается на то, что это за него сделает низшая природа – всё равно, и в построении его намерения и в случайностях, которые происходят постоянно в его жизни – он только «перекати поле», которое в припрыжку катится в том направлении, куда дует ветер. Разница только в осознании происходящего.
Когда люди прилагают свою волю, чтобы чего-то достичь или что-то отвергнуть и когда они получают желаемое или же происходит что-то, чем человек недоволен, то всё это происходит только потому, что пришло время и место, в котором это событие должно произойти. И даже тогда, когда мы говорим о карме, человек бессилен по собственной воле что-либо изменить или что-либо сделать или не сделать. Каждый человек совершающий преступление и тот, который совершил какой-то благородный поступок, не должны быть ни порицаемы, ни награждены, потому что в том, что с ними произошло, нет ни вины их, ни заслуги. И даже тогда, когда мы говорим о выборе и согласии или несогласии с чем-либо или с кем-либо, в действительности, никакого выбора или согласия с чем-либо небыло. Человеку такая возможность не дана и за него всё это делают те силы, над которыми он не властен. Иисус Христос однажды сказал: «не судите, да не судимы будете». Какой смысл судить того, который не волен ни в выборе, ни в своих поступках, ни в своих мыслях. Когда человек стремится к свободе, благу, удовольствиям или же к знаниям и совершенству, то где источник его стремлений? И если он делает выбор, то на основании чего он предполагает, что выбор, сделанный им, будет для него благом. Когда мы говорим о зависимостях людей от наркотиков или же компьютерных зависимостях и пытаемся что-то делать, чтобы избавить человека от этих зависимостей. В то же время мы сами, считая себя независимыми от всевозможных наркотиков, полностью зависимыми и от проявлений этого мира значимостей и от тех сил, которые являются инструментами, определяющими нашу судьбу. И всё это может порождать в нас множество вопросов, ответы на которые не сделают нашу жизнь легче, а нас – более свободными. Но эти ответы помогут нам понять причины нашей несвободы и выбрать направление нашей возможной судьбы. Обратите внимание, все альтернативные судьбы уже существуют и человек не может создать свою судьбу, исходя из своих намерений, он может только выбрать из того, что будет ему предложено жизнью. И этот выбор не осуществляется на развилке дорог, он формируется в течение длительного времени, потому что, каждый человек следует тем путём, который созвучен ему, а не тем, который кажется ему более предпочтительным. Другими словами, человек идёт теми путями, которые созвучны ему, и даже ошибки он совершает только тогда, когда соответствует им. Мы с этим утверждением согласимся, если вспомним, что внешний мир такой, каким мы его воспринимаем, формируется внутри нашего существа в соответствии с программами, вложенными в нас природой, и тем жизненным опытом, который к моменту восприятия мы получили. Следовательно, мы воспринимаем мир таким, каковы мы сами, и, поэтому, наши взаимоотношения с миром так же будут соответствовать нам самим.
Людей можно сравнить с калейдоскопами, в которых каждый раз, как только меняется положение калейдоскопа, при его повороте, меняется и узор. С человеком происходит то же самое – каждый раз при изменении внешних обстоятельств, соответственно меняется и воспринимающая структура человека, так как мы можем воспринимать только то, что созвучно нам. И не только воспринимающая структура, но при этом в какой-то степени меняется всё человеческое существо. Это связано с тем, что все части человека являются единой системой. Отсюда нам становятся понятными многие способы воздействия на человека, как с целью его лечения, так и переформатированию его мировоззрения. Примерами могут быть лечение музыкой, цветом, запахом – ароматерапия, внушением, и, наконец, воспитание, которое реально продолжается в течение всей жизни. Но воспитание – это внутреннее переформатирование мировоззрения человека, и переформатированный человек будет по-своему воспринимать значимости этого проявленного мира и по-своему реагировать на реальность при взаимоотношениях с ней. К этому имеет прямое отношение пословица: «с кем поведешься, того и наберешься». К этому имеют прямое отношение и слова М. Горького: «всем хорошим во мне, я обязан книгам». И не только потому, что он читал хорошие книги, но и потому, что чтение развивает в человеке способность к длительной концентрации внимания и развивает его волю, если читать не художественную литературу. И, к тому же, чтение способствует развитию визуализации человека и расширяет поле его мировоззрения. Кроме того, сам процесс чтения переносит человека в другую реальность, которая в значительной степени влияет на формирование не только мировоззрения человека, но и на его сознание. и можно с уверенностью утверждать, что процесс чтения определённой художественной литературы может оказывать на человека лечебное корректирующее влияние.
О человеке написано бесчисленное количество книг. Его происхождение теряется в глубочайшей древности. По крайней мере, археологи находят изделия человеческих рук, которым сотни миллионов лет, но, тем не менее, человек ещё очень мало изучен, и любой человек, идущий путём самопознания, однажды осознаёт, что человек так же бесконечен, как бесконечно мироздание. Но его бесконечность очень часто существует только, как потенциальная возможность. Действительно, если попытаться рассматривать человека с позиций необходимости, пределы которой определяют его способность к выживанию, то мы придём к интересному выводу, что человек перешагнул за пределы необходимости к выживанию. Это можно сравнить с ежедневным меню человека, которое по своему разнообразию значительно превосходит пределы необходимого для питания физического тела. И что интересно, так это то, что именно в области меню человека, которая находится за пределами необходимого, находятся далеко не самые полезные для человеческого организма кулинарные изделия. То же самое мы видим и в других человеческих потребностях: физических, витальных, ментальных и социальных. Но не надо забывать, что за пределами необходимости находятся не только деструктивные элементы, но и элементы творчества и, что очень важно, все духовные пути так же находятся за пределами необходимости.
Коротко рассмотрим ту часть человека, которая ограничена пределами необходимости. Для сохранения физического тела в состоянии относительного здоровья человеку необходимы белки, жиры, углеводы, микроэлементы и витамины и, конечно же, вода. Вкус пищи организм использует как указатель на те продукты, в которых есть необходимые для тела вещества. Для нормального, неизвращённого организма не существует лакомств, и он никогда не будет употреблять в пищу что-либо ради вкуса или запаха, и он никогда не будет применять напитки ради их вкуса или изменения состояния своего сознания, здесь имеются в виду наркотические вещества.
Витальная часть человека, которая с одной стороны является своеобразной приправой, как к физическим потребностям, так и к ментальным формациям, очень часто использует, как физическую часть человека, так и его ум для своей реализации. В действительности, эта витальная часть предназначена для эмоциональной и энергетической поддержки и поощрения физической и ментальной деятельности человека, сохранения жизни в экстремальных условиях и её продолжения для сохранения человеческого рода. Витальная составляющая человека не предназначена для получения удовольствий ради самих удовольствий, она не предназначена для получения вкусовых и каких угодно других наслаждений, и, конечно же не предназначена для переживаний, связанных с изменёнными состояниями сознания, при любых видах наркотических погружений.
Ум с его рациональностью и его второй сигнальной системой с её абстракциями, является инструментом, который способен создавать вербальные формы для знаний, благодаря чему у человека появилась возможность передавать свои знания и опыт многим другим людям и даже своим потомкам. По своей природе ум изначально не предназначен для лжи и реализаций идей выгоды, но выйдя за пределы необходимости, ум занял положение не свойственное изначальному его предназначению.
Человеческое эго, предназначенное для формирования индивидуальности человека, приняло сатанинские идеи об исключительности человека в проявленном мире значимостей и, выйдя за пределы необходимости, породило идею власти и преобладания над всеми формами жизни в проявленной земной реальности, и в первую очередь власти над своими собратьями – людьми. Его стремление к значимости стало одной из основных черт человеческой личности, которая проявляется во всех человеческих делах и взаимоотношениях человека как с себе подобными, так и с другими формами жизни.
И, кажется, природа привела человека в тупик, из которого нет никакого выхода или хотя бы надежды на выход. Основной причиной этой безысходности является человеческое неведение, которое не позволяет ему осознать своё рабское положение перед низшей природой и его иллюзия свободы, которая в действительности, свободой не является.
Но, человечеству дана надежда выйти из состояния раба низшей природы, и основой этой надежды является его Божественная душа, которую Шри Ауробиндо назвал Психическим существом. каждый человек на Земле несёт позади своего сердца свою Божественную душу или истинное «Я», которая постепенно, но неуклонно трансформирует сознание человека и, этим самым, меняет не только его отношение к значимостям этого проявленного мира, но и смысл его жизни.
И теперь у человека, в той его части, которая окончательно обосновалась за пределами необходимости, есть выбор: он может свернуть на пути, ведущие его к деградации и, в конечном счёте, к уходу с арены жизни, и он может встать на путь, беспредельного восхождения сознания. Конечно, не каждый человек решится отказаться от ловушек низшей природы, при помощи которых она удерживает человека в пределах своих владений, потому что ловушки и тупики, в которые он периодически попадает, являются частью его жизни, а всевозможные соблазны, которые ведут его в эти ловушки и тупики, это его надежды. И пусть надежды чаще всего не сбываются, но такова жизнь. И не будь этих перепадов, ведущих человека от приятных ожиданий и надежд и увлекающих его в ловушки проблем, человек не чувствовал бы в достаточной степени полноту своей жизни. Но эта полнота, создающая иллюзию смысла этой жизни в действительности подлинной полнотой не является. Настоящую полноту жизни человек испытает тогда, когда его Божественная душа поведёт его путём его истинного предназначения. И тогда намерение человека будет соответствовать Божественному намерению, а пути его судьбы будет определять не низшая природа, используя для этого инструменты внешнего мира, а Божественный, соратником и исполнителем воли которого будет человек.