На что бы ни было направлено внимание человека, оно всегда ведёт человека к состоянию погружения в ту часть океана знаний, которая соответствует интересам человека. здесь под интересами человека понимается не только какие-то увлечения, которые могут определять направления человеческой жизни, но и сиюминутные и даже мимолётные, когда человек на мгновения останавливает свой взгляд на какие-либо внешние объекты, или внутренние образы, порождаемые его воображением. При этом глубина погружения может быть как незначительной, так и большой, в зависимости от эмоциональной составляющей этого образа или события.
Во внешнем мире и в самом человеке, отражающем в себе этот внешний проявленный мир, существует множество объектов или факторов, внимание которых направлено на человека. Говоря о многочисленных потоках внимания, в центре которых оказывается человек, мы имеем в виду не метафору, а реальность этих потоков, каждый из которых пытается повернуть внимание человека в свою сторону. И в то же время в человеке проявляет себя животный инстинкт: «что такое», который проявляет себя, как на самых низших уровнях – бесцельного сканирования окружающей реальности, так и на других более высоких уровнях, которые являются надстройкой над инстинктивной природой человека. Эти уровни чисто человеческие и ведут его путями познания реальности мироздания. Это способствует лёгкой отвлекаемости человека, на те внешние факторы, которые в какой-то период времени более интенсивно воздействуют на внимание человека. Человек оказывается растянутым во все стороны и его внимание, и внешняя активность постоянно меняют своё направление.
Это состояние, в котором очень часто находится человек, а некоторые люди пребывают в таком состоянии в течение всей своей жизни, характерно для обывателей, сознание которых находится в низших частях своего спектра. И говорить о каком-то осознанном погружении, в основании которого не было бы первоначального желания и дальнейшей эмоциональной захваченности, не приходится. Но и те люди, которые следуют своему собственному, сознательно сформированному намерению не свободны от различного рода отвлекающих факторов и вынуждены постоянно возвращать себя от всевозможных отвлечений к той основной работе, которая соответствует их направленному погружению.
Но положение человека, которого низшая природа постоянно отвлекает от погружения в его основную работу, не так уж безнадёжно и поправимо. Человек должен знать, что предшествующее отвлечённости погружение не потеряет свою непрерывность, если в период, когда человек отвлёкся, он будет продолжать помнить об оставленной, пусть даже на короткое время, работе. Этот принцип верен для многих случаев, как при отношениях с внешней реальностью, так и при внутренней работе. Можно сказать, что память человека становится своеобразной пуповиной, связывающей внимание человека с его предыдущим погружением, что позволяет ему при возвращении к погружению в какую-то деятельность или какое-то состояние, не начинать всю работу сначала, но продолжать её с того момента, на котором она была остановлена при его отвлечении. Но и это далеко не всё, потому что, правильно используемая память, может предохранить человека от разбросанности, в которой отсутствует осознанная направленность деятельности человека, и, этим самым сохранить целостность человеческой личности. Более того, в некоторых случаях, например, в состоянии глубокой медитации, когда сознание человека оказывается на других планах реальности, человек может вернуться в своё тело только в том случае, если он помнит – кто он и где он находится. Трудности возвращения в своё тело связаны с погружением в иные реальности, что нередко приводит к истончению связи с физическим телом и даже с планом реальности, в котором это тело находится. Отсюда понятны эпизоды, в которых рассказывается, что йоги уходя в Нирвану, могут навсегда остаться в ней, предоставив своё тело земле. Шри Ауробиндо знал об этом и, входя сознанием в Нирвану, по своему желанию вновь возвращался в своё тело. У автора этой работы были эпизоды, в которых ему приходилось прилагать значительные усилия, чтобы вернуться из другой реальности мироздания в своё физическое тело. И трудности возвращения были связаны именно с памятованием самого себя. К сказанному можно добавить, что память или способность осознавать самого себя зависит от внутренней целостности личности человека, и тем в большей степени она проявлена, чем в большей мере выражена его устремлённость.
Со временем, если человек поддерживает внешней и внутренней деятельностью свою устремлённость, она занимает основное место в его мировоззрении, и вокруг неё формируется личность человека. и однажды человек может осознать, что близкий для него мир, отличается от мира общепринятого. Отличается всем – и атмосферой, и эмоциональной составляющей, и заполнением интересами и значимостями, которые отличаются от значимостей большинства других людей. Даже возникает такое странное восприятие, что человек живёт в своей индивидуальной вселенной, в которую вхожи другие люди, но только как гости, да и сам он только гость той реальности, в которой он оказывается, выйдя за пределы собственной вселенной. На первых порах ему ещё интересно бывать за пределами своего индивидуального мира, но позади той реальности, в которой он оказывается, выйдя в мир других людей и других интересов, он постоянно осознаёт присутствие своей собственной вселенной. При этом яркость своей индивидуальной Вселенной несколько приглушается, уступая первое место той реальности, в которую перемещается сознание и внимание человека. Человек осознаёт, что он не дома, в привычной для себя эмоциональной атмосфере и в окружении опять-таки, привычных для себя интересов. У него может возникнуть осознание, которое может вначале показаться странным, что его собственная индивидуальная вселенная ждёт его, удерживая на нём своё внимание.
Со временем, по мере того, как погружение человека в свою собственную вселенную возрастает, у него появляется желание уединения, которое не является стремлением забиться куда-то в угол, в келью или пещеру, желание уединения – это, скорее, стремление к тому, чтобы отгородиться от ненужных внешних контактов, которые не созвучны его индивидуальной вселенной. При этом, у человека не возникает чувства ограниченности своего социального и психологического пространства, напротив, его вселенная беспредельна, и каждая область этой беспредельности готова открыться ему, стоит только сосредоточиться на ней.
Но вселенные, которые раскрываются перед человеком при его погружении в какую-либо область мироздания, не одинаковы не только по своей величине, но и по своему содержанию. Есть вселенные, которые заполнены значимостями проявленного мира, и все процессы в которых основаны на принципах выгоды, в других же вселенных преобладает агрессия и насилие, или же стремление к безграничной власти и беспредельному обогащению. Значительно реже встречаются реальности, заполненные стремлениями к познанию различных граней реальности мироздания. При этом, большинство людей только малую часть времени проводят в своей собственной Вселенной, которую пополняют и формируют за счёт всеобщей социальной вселенной, поэтому их индивидуальные вселенные служат местом складирования значимостей, выгоды, богатства и власти.
Всё выглядит иначе у людей, идущих внутренним путём – они не накапливают значимости, богатства и власть, для них неприемлема идея выгоды и даже знания они не пытаются добыть где-то во внешнем мире, а открывают их внутри самих себя. «Познай самого себя» было высечено на фронтоне дельфийского храма. неизвестно, кто из мудрецов древности впервые произнёс эту фразу, но она стала началом внутреннего пути многих ищущих смысл своей жизни. Вселенная на пути познания самого себя беспредельна и каждый человек, идущих путём самопознания должен во всех своих частях соответствовать этому пути. Он должен принести в жертву все свои привязанности к внешнему миру значимостей, и все отношения с окружающей его реальностью. Это не означает, что он должен прекратить своё взаимодействие с реальностью мира, но он должен изменить своё видение предназначение этой реальности и предназначение самого себя в ней. Осознание предназначения мироздания и человека в нём, которые являются не средством, реализации амбиций человеческого эго, но необходимостью в бесконечном восхождении сознания на путях его эволюции, радикально меняет отношение человека к окружающей его реальности и к самому себе, как сознательному исполнителю божественной воли. Такого рода утверждение может смутить некоторых людей, так как человеку отводится слишком узкая роль – быть исполнителем Божественной воли. Но смущённым людям следует обратить внимание на современное положение человека в социальном мире, в котором каждый его шаг обусловлен внешними обстоятельствами, позади которых стоит низшая природа. человеку кажется, что в современном мире он имеет достаточно свобод, чтобы не чувствовать себя исполнителем воли низшей природы. Но это человеку кажется только потому, что он стал частью механизма, принадлежащего низшей природы и так же как рыба, являющаяся частью той среды, в которой она находится, не знает о том, что она мокрая, так и человек-обыватель в этом проявленном мире значимостей, не ведает того, что каждый его шаг определяется обстоятельствами, которые являются инструментами реализации его судьбы.
Человек, идущий путём самопознания, должен во всей своей полноте соответствовать этому пути. Его физическая, витальная и ментальная части должны служить только одному намерению, и всё, что препятствует на путях этому служению, человек должен рассматривать, как указание на некоторые направления внутренней работы.
Различия в намерениях обывателя и человека, идущего по пути самопознания состоит в том, что обыватель соответствует внешним обстоятельствам, которые строят его намерения и управляют им. В то же время, человек, идущий внутренним путём, строит намерение сам и внешний мир, подчиняясь его намерению, создаёт для человека те условия, которые необходимы для выполнения этим человеком своего предназначения.