Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ВОЗМОЖНА ЛИ СВОБОДА

Петр Зорин

Свободы не существует, есть только её иллюзия. Возможно, идея свободы появилась тогда, когда человек от чего-то освободился, например, от какой-то проблемы, или от каких-то условий, или от чего-либо ещё. Конечно, чувство свободы приятно и человеку бы хотелось, чтобы оно было всегда. Отсюда появилась идея абсолютной свободы. И человека понять можно, так как каждый раз, почувствовав свободу от чего-либо, со временем он осознаёт, что та свобода, в которой он оказался, свободой не является и содержит в себе множество других проблем и других ограничений, от которых он так же хотел бы освободиться, но каждый раз он попадает в другую несвободу, которая иногда бывает большей, чем та, что была прежде. Похоже, что в этом мире человек идёт от одной несвободы к другой в течение всей своей жизни, и только немногие однажды осознают, что в этом проявленном мире значимостей – свобода невозможна. И даже такого рода утверждение, что свобода невозможна, не правильно. Действительно, как может рассуждать человек о свободе, которой у него никогда не было и, поэтому, он не знает что это такое. Возможно, свобода – это временное иллюзорное состояние человека, восприимчивость и способность к осознанию которого временно снизилось и он не осознаёт в связи с этим ту несвободу, в которой он находится. Но могут быть и другие факторы, определяющие состояние иллюзорной свободы, как свободы действительной. Например, человек ещё не успел соприкоснуться с условиями и ограничениями, той несвободы, в которой он оказался, или же он предполагал большую несвободу, чем та, в которой он находится.

Попытаемся нарисовать человека, который полностью свободен и на которого не действуют, какие бы то ни было силы, навязывающие ему определённый образ мыслей или обуславливающие его поведение. Тогда, любые желания и побуждения, возникающие в человеке, делают его несвободным, так как определяют направление его активности, независимо от его воли. И тогда человек не может быть свободным от голода и жажды и от отправления естественных надобностей. Он не свободен от витальных желаний и инстинктов, даже погода не позволяет ему быть свободным, так как летом жарко, а зимой холодно и он вынужден включать кондиционер летом и отопление зимой. На каждом шагу он должен прилагать усилия, чтобы сохранить свою жизнь и удобства, от которых он так же не свободен. И для того, чтобы сохранить свою жизнь и приумножить свои удобства человек должен постоянно взаимодействовать с социальными обстоятельствами, и для этого так же должен прилагать усилия, и от всего этого при всём желании он не может быть свободным. Следовательно, можно предполагать, что состояние свободы – это бездеятельное неподвижное состояние наполненное атмосферой удовольствия, в котором нет никаких стремлений, так как они каждый раз приводят человека к каким-то ограничениям и несвободе. Можно сказать, что наиболее свободен камень, только трудно сказать, испытывает ли он в своей свободе удовольствие, или же он свободен даже от удовольствия.

Но свобода может пониматься и как вседозволенность, за которую никакое порицание не грозит, и в конце такой свободы человека всегда ожидается удовольствие. При такой свободе в мире воцарится хаос, так как каждый человек по-своему видит свою свободу.

Иногда люди ставят знак равенства между свободой и значимостью, и тогда они стремятся к богатству и власти. Но роскошь и власть над подвластными никому и никогда не приносила состояние свободы, хотя и увеличивали значимость человека. Но для того, чтобы удержаться на вершине значимости, человек также должен постоянно прилагать усилия. И к тому же стремление к личной свободе, если оно не направлено на освобождение от разрушительной зависимости, ведёт к деградации.

Человек – социальное существо и это свидетельствует о его зависимости от внешних факторов и в первую очередь от общения с себе подобными. В современном человеческом обществе человеку невозможно выжить, если он будет стремиться к абсолютной свободе.

И есть ещё одни очень важные обстоятельства, которым человек обязан быть созвучным: любой народ является физическим телом эгрегора, который объединяет всех людей определённой нации в одно целое, А каждый человек – это только клетка в теле эгрегора, который поддерживает на определённом уровне сознание и интеллект человека. В тех случаях, когда человек обрывает или ослабляет связи с другими людьми, например, со своими родственниками, друзьями или близкими по духу, или же становится предателем своего народа, то этим самым, он ослабляет свою связь с эгрегором своего народа, что обязательно ведёт к деградации каких-то высоких качеств этого человека. 

В других случаях, когда человек потакает своим низким наклонностям, то этим самым он усиливает влияние на своё сознание и мировоззрение низких областей эгрегора, и ослабляет связь с высокими уровнями эгрегора своего народа. Но в любом случае социальная зависимость человека остаётся высокой. Можно сказать, что нельзя находиться в воде и в то же время оставаться сухим. Те уровни эгрегора, связь с которыми у человека недостаточна, оказывают ему неполную поддержку, в связи с чем у человека может нарастать психологический дефект в какой-то из граней его личности. И мы должны помнить, что чем больше раздроблен народ, когда в нём преобладают не коллективные, а индивидуалистические склонности, тем в большей степени люди отделены от эгрегора и тем слабее становится эгрегор, и как результат – более примитивным становится этот народ и, следовательно, более легко поддающийся внешнему управлению. Таким образом, стремясь к индивидуальной свободе, человек одновременно ослабляет эгрегор своего народа и в то же время сам становится на путь деградации.

На самом деле стремление к свободе является извращённым стремлением к всё возрастающему совершенству своего сознания. При этом человек освобождается от всего, что удерживает его сознание на более низких уровнях и это создаёт у него чувство свободы от того, от чего он освободился. И ещё, у человека возрастает чувство свободы, когда он созвучен тем обстоятельствам и тем людям, среди которых он находится. И чем более созвучен человек другому человеку, тем в большей мере он осознаёт себя свободным в присутствии этого человека. Но, со временем, человек начинает осознавать несвободу уже на более тонком уровне, что побуждает его к дальнейшей внутренней работе. И это будет продолжаться до тех пор, пока его сознание и всё его существо не станет супраментальным. Практически, чувство свободы указывает направление, в котором духовный искатель должен быть постоянно устремлённым. При этом он должен помнить, что все формы деятельности человека в этом проявленном мире значимостей – есть только извращённые стремления к истинной свободе. Можно сказать, что человек в этом проявленном мире ищет свободу в тех направлениях, которые приводят его к деградации. при этом он не способен осознать, что этот проявленный мир значимостей является своеобразным трамплином, который может помочь ему взлететь к истинной свободе.


Опубликовано