О НЕДОСТАТКАХ И ДОСТОИНСТВАХ

Каждый человек состоит из многих противоположностей, и любая из них может осознаваться человеком как недостаток, так  и достоинство – всё зависит от того, какое направление своей жизни предпочитает человек. Например, если он стремится к совершенству, то для него будет недостатком его привязанность и зависимость от всевозможных значимостей проявленного мира. А если для него является предпочтительным материальное благосостояние и его личная социальная значимость, то в этом случае отказ от материальных благ будет для него недостатком. И тогда может возникнуть интересный вопрос: а что произойдёт, если человек избавится от какого-либо недостатка? Возможно, в этом случае от откроет прежде скрытое достоинство? А что же тогда будет с «другой стороной медали» – должна же быть противоположность достоинству»? Предположим, человек стремиться к совершенству, а недостаток его тянет вниз, то, что произойдёт с достоинством при освобождении человека от какого-либо недостатка?

– Оно несколько подрастёт, так как недостаток уже не будет тянуть его вниз. При этом проявится прежде не воспринимаемый недостаток, более тонкий по своей структуре и своим проявлениям. Он прежде не проявлялся только потому, что более грубый недостаток заглушал его и, поэтому, человек просто был не в состоянии  воспринимать его. Таким образом, когда человек активно стремится избавится от какого-либо недостатка, то он этим самым освобождается от части балласта, который удерживает его воздушный шар у земли. Но, чтобы подняться ещё выше, надо избавиться от следующей порции балласта. И эффект в значительной мере возрастёт, если человек к освобождению от балласта добавит стремление подняться в более высокие области сознания. Таким образом, духовная практика состоит из намерения осознавать свои недостатки и не позволять им реализоваться. Этим самым мы делаем более совершенной нашу волю, восприимчивость и одновременно формируем в нашем сознании «Свидетеля». Осознавая свои недостатки мы, этим самым не только разрушаем их, но одновременно поднимаемся на более высокие ступени сознания. Как только мы в чём-то потакаем нашим не самым высоким влечениям, то этим самым, мы кормим их, а в некоторых случаях даже оживляем их, придаём им силы и, этим самым, позволяем им управлять нами.

У человека много всевозможных недостатков, которые удерживают его на какой-то определённой ступени сознания. И если ему удаётся ослабить какой-то из них, то это совсем не означает, что он тут же поднимаемся на следующую более высокую ступень сознания. При этом только определённая часть его сознания сместится в сторону более высокого совершенства. Сам же он будет оставаться привязанным к привычному для него плану сознания. И только тогда сознание человека поднимется на следующую более высокую ступень, когда большая часть его недостатков будет ослаблена или трансформирована. Но, как уже здесь говорилось, на следующей ступени сознания будут свои, более тонкие, недостатки, которые будут соответствовать новому, более высокому уровню сознания и человек, восприимчивость и воля которого в значительной мере возросли, будет способен воспринимать и эти свои недостатки, которые, возможно, прежде казались ему достоинствами, и продолжая внутреннюю работу, он однажды поднимется на третью ступень духовного совершенства.

И если духовный искатель будет   достаточно внимательным, то однажды он обязательно осознает, что дистанция между его недостатками и достоинствами становится всё короче и всё труднее становится различение между ними, и всё тоньше должно быть его восприятие и всё более неподвижным должно быть его внутреннее состояние.