Есть истинные и ложные необходимости. Без реализации истинных необходимостей жизнь человека невозможна. Ложные необходимости, могут украшать человеческую жизнь, делать её более привлекательной, приятной и даже повышать её ценность. Ложные необходимости можно сравнить с фантиками, привлекательными для зрения, но которые не увеличивают ценность пищи для организма. Фантики могут быть бумажными, но это могут быть усилители вкуса, запаха, цвета и ещё чего угодно, но они не определяют полезность того, к чему мы стремимся и чем мы пользуемся, напротив, они подменяют истинную полезность. Слово фантики близко по звучанию со словами фантомы – создание воображения, фантазии – продукт воображения, фантом – призрак, отсюда фантомные боли, когда болит отсутствующая часть тела. Ложные необходимости – это фантомы реальности, преувеличение или приуменьшение истинных необходимостей. Возможно, они в чём-то делают эту реальность привлекательнее и даже увеличивают человеческую значимость, и люди, использующие эти фантики, считают, что они делают их жизнь более удобной и эффективной. Но, так как всё, что изобрёл, создал и придумал человек – это только улучшители его собственных качеств, увеличители его возможностей, то всегда ли следует считать внешний прогресс полезным. Вместо того, чтобы считать в уме, человек облегчил себе проблему, используя калькулятор и этим самым разгрузил свой ум и центр счёта в мозгу человека остался не у дел и постепенно потерял прежнюю способность считать. Вместо чтения книги, человек слушает её текст, который читает актёр хорошо поставленным голосом, но у человека снизилась способность понимать такой текст и к тому же, волевые усилия, необходимые при чтении текста, при его прослушивании – минимальны, и у человека постепенно слабеет воля и он уже не может читать большие тексты, а только те, которые покороче. И, кроме того, у человека в значительной степени слабеет внимание и способность к сосредоточенной деятельности. Можно ещё долго говорить о технических достижениях современной человеческой цивилизации, которые сделали человека беспомощным, если лишить его всех цивилизованных фантиков и более примитивным. Можно сказать, что человек сам добровольно изготавливает средства, при помощи которых он старательно и прочно привязывает себя к неустанно вращающемуся маховику низшей природы и вместо того, чтобы совершенствовать свою внутреннюю природу, он сооружает и совершенствует внешние подпорки, компенсирующие его внутренние несовершенства.
Можно подумать, что мы здесь стараемся убедить читателя отказаться от всех благ цивилизации, забраться в пещеру или соорудить на берегу реки шалаш, и переселиться туда на постоянное место жительства. Но для семи с лишним миллиардов людей, где найти столько пещер и мест на берегах рек для шалашей. Говоря о фантиках цивилизации, мы имели в виду, что они не только создали новый тип человека-потребителя, но и создали для него новые соблазны, и в то же время, новые возможности для тех, которые призваны для внутренней работы.
Вот что говорит известный писатель Иван Ефремов по этому поводу: «Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя.
Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики. Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете». Конечно, по этому поводу может появиться множество возражений, и найдётся тысяча аргументов, доказывающих полезность технического прогресса. Но не должен внешний прогресс идти за счёт прогресса внутреннего. Очень интересным примером этому может быть материал книги: «Расовые различия в интеллекте» американского рассолога Ричарда Линна. Говоря о расовых различиях интеллекта европеоидов и африканцев, Ричард Линн говорит о том, что последние 100 000лет они развивались изолированно друг от друга. И основные влияния на наследственный аппарат человека были связаны с внешней средой. В период этих ста тысяч лет в Африке не было пустыни Сахары, на месте её были плодородные саванны, на которых паслись многочисленные стада животных. Жизнь, сравнительно немногочисленных народов в прошлых тысячелетиях африканского континента была неизмеримо более лёгкой, чем жизнь европейцев, которые за эти сто тысяч лет пережили не один ледниковый период и вынуждены были постоянно сражаться с природой ради сохранения своей жизни. Отсюда понятно почему интеллект африканцев, на 17 баллов ниже интеллекта европеоидов, а у народов южной Африки средний уровень интеллекта составляет вообще около 67 баллов по сравнению с европеоидами, уровень интеллекта которых равен от 100 до 106 баллов. В то же время у турок средний коэффициент интеллекта равен всего в 90 единиц. И всё это не зависит ни от образования, ни от современных условий жизни в северной Америке, в которых они живут последние сто лет. В других работах Ричарда Линна прогнозируется динамика изменения интеллекта человечества, в которой к 2050 году общемировое снижение интеллекта составит 1,27 единиц. Интересно, что одной из причин снижения интеллекта является снижение рождаемости. Но это касается в основном интеллекта женщин, которые этим самым снижают уровень трудности бытия. Исследования, проводимые в Норвегии, Австралии, Дании и Великобритании показали, что повышение интеллекта в этих странах остановилось или даже началось его снижение.
Неправда ли, интересно: люди не занимаются развитием своего интеллекта – они просто хотят выжить в тех условиях, в которых они оказались, и в зависимости от того, каковы эти условия и что человек делает, чтобы выжить в этих условиях – его интеллект растёт или останавливается в своём развитии или, в худшем случае, падает. Почему это происходит? Должны существовать какие-то инструменты, обеспечивающие сохранение и развитие интеллекта, и должны быть условия, в которых эти инструменты формируют интеллект, и, кстати, интеллект всегда имеет направленность, в которой он особенно эффективен. Например, у евреев вербальный интеллект особенно высок. Интеллект можно сравнить с каким-то изделием, для производства которого требуются определённые инструменты. Интеллект – это, в то же время, определённые качества личности человека, его способности, которые проявляются во всех видах его деятельности. Например, если человек пользуясь какими-то предметами, обращается с ними осторожно – аккуратно ставит или кладёт их на своё место без стука и грохота, то и в общении с другими людьми у него будет проявляться это качество – он будет сознателен и последователен, в нём не будет спонтанности и грубости, напротив, он будет осторожен в выборе слов и эмоционально сдержан. Если человек доводит какое-то дело до конца. Например, после какой-то работы он всё аккуратно за собой прибирает, то это формирует в нём обязательность, тщательность, аккуратность.
В каждом человеке есть пассивная и активная части, которые постоянно противостоят друг другу, и какой из них человек чаще всего потакает, та и приобретает со временем над ним власть. И каждая из них имеет свою волю. Большую часть человеческой жизни обычно в человеке преобладает активная часть и, поэтому, он не замечает её антагониста. Пассивная часть не только противостоит активной части, вызывая в человеке состояние лени, нежелание чего-либо направленно делать, порождает состояние неуверенности, но и постоянно отвлекает человека на какие-либо пустяки от его основной деятельности. Воля пассивной части никогда не подчиняется человеку, но всегда стремится подчинить его себе и превратить его в своего жалкого раба. И человек должен всегда преодолевать волю своей пассивной части, которая при таком противостоянии теряет какую-то часть своей воли. То же самое происходит, когда человек соглашается со своей пассивной часть – при этом он теряет часть своей активной воли. Правда, эта утрата потом может быть полностью компенсирована, но если человек часто становится на сторону своей пассивной части и соглашается следовать её требованиям, то его активная воля становится всё более слабой и менее настойчивой.
Активная воля никогда не проявляет себя изолировано, – она всегда позади себя имеет цель, а впереди внимание, направленное к цели. У активной воли есть и другие инструменты, такие как способность к различению, так как на пути к цели его пассивная часть постоянно соблазняет его чем угодно, находящимся в стороне от цели. Человек должен различать начало проявления в нём воли пассивной части, которая исподволь постепенно подготавливает сознание человека, создавая в нём побуждение, отвлечься на что-то менее важное, чем цель, к которой стремится активная воля человека. необходимо осознать это побуждение в самом начале, когда оно ещё не набрало силу, чтобы управлять вниманием человека. способность к различению при этом выполняет очень важную роль, без которой устойчивое сосредоточение в направлении избранной активности невозможно.
Некоторые виды деятельности требуют от человека высокой восприимчивости, особенно это касается внутренней работы духовного искателя. На самом деле, восприимчивость – это не только способность воспринимать слабые подпороговые влияния, но восприимчивость это удержание открытым восприятие определённых влияний, порой очень слабых. У восприимчивости есть одна очень важная особенность – она действует как усилитель, если человек при помощи усилия воли удерживает её на каком-то одном определённом объекте. И тогда слабый сигнал или слабое влияние, или ощущение, постепенно становится ясно различимым и даже может заполнить собой всё сознание человека, и даже всё его существо. Следующим инструментом воли является бдительность, которая содержит в себе эталон цели, к которой стремится человек и благодаря этому она способна отвергать всё, что не соответствует этому эталону.
И, наконец, намерение, которое использует волю со всеми её инструментами, и которое знает направление активности человека, его смысл и способы достижения цели. Одним из главных элементов намерения являются знания. Источник намерения может быть внешним и тогда человек является только его исполнителем. И источник намерения может быть внутренним, основой которого могут быть желания и инстинкты, и тогда реализация намерения создаётся этими влечениями, и человек при этом, становится инструментом их реализации. Но намерение может быть сформировано человеком осознанно в период, когда для него возможен выбор, при этом человек осознаёт две или более возможностей, из которых может быть реализована только одна. К сожалению, человек далеко не всегда имеет возможность делать выбор, так как чаще всего находится под влиянием или внешнего намерения, или же под воздействием желаний и инстинктов. Но тогда можно говорить о стереотипах в поведении человека, которые включаются неосознаваемыми намерениями. Конечно, когда в человеке включаются стереотипы, то он становится несознательным и тогда у нас может возникнуть вопрос: всегда ли стереотипы целесообразны или адекватны обстоятельствам? Возможно, в стандартных обстоятельствах стереотипы и полезны, но они отключают осознанность человека, что не способствует эволюции его сознания. и если нам вновь сравнить условия, в которых в течение ста тысяч лет развивались народы экваториальных и северных стран, то будет очевидной разница в сложности и непредсказуемости обстоятельств, в которой находились белая и темнокожие расы. Отсюда понятно, почему интеллект европеоидов выше, чем, например, негроидов. Но здесь следует иметь в виду ещё одну, кажущуюся неочевидной, грань – стереотипы или своеобразные комплексы заготовок, которыми человек очень часто пользуется в динамике своей жизни. Причём, эти заготовки формируются не только под влиянием повторения удачных ответных реакций на какие-то внешние обстоятельства, но и под влиянием внутренних психологических особенностей человека, в основе которых лежат его генетические предрасположенности. Например, у человека с рабской предрасположенностью будут одни стереотипы, а у другого человека, в котором преобладают генетические склонности к господству, будут стереотипы поведения и отношений, соответствовать его склонностям. Эрнст Кречмер в своей книге: «Об истерии» описал два основных типа истерических реакций человека: Один из них он назвал «двигательной бурей», другой же «мнимой смертью». Очевидно, что, эффект «двигательной бури» или «мнимой смерти» в полной мере соответствует двум основным частям человеческого существа – пассивной и активной. Человек во внешнем мире действует под влиянием той части, которая из них в нём будет преобладающей. И стереотипы его во взаимоотношениях с внешней реальностью будут полностью соответствовать его внутренним предрасположенностям. И тогда пределы и варианты оптимальной необходимости во всех человеческих проявлениях в этом мире, будут не одинаковы.
Под необходимостью понимается не только необходимые, без излишеств, потребности – физические, витальные, ментальные и духовные, которые человек может получать из внешнего мира, но и отдача, которая обязательно должна превышать потребление. Благодаря этому устанавливается обязательное энергетическое индивидуальное равновесие между человеком и внешним миром. Но у человека есть и другие важные грани необходимостей, которые должны поддерживать условия его физического существования и достаточный его физический жизненный тонус. И тогда мы видим большое разнообразие вариантов необходимости, которые не только индивидуальны для каждого отдельно взятого человека, в различные периоды его жизни, но и каждый народ так же имеет свои отличия не только в языке, но и психологические особенности, имеющие в своей основе генетическую природу. И если для обывателя его индивидуальную необходимость решает за него низшая природа, то для человека, сознание, стремление и намерение которого выходят за пределы стандартов усреднённой человеческой необходимости, это решение принимается им самим в соответствии с уровнем его сознания. И здесь преимущество осознанного подхода к своей собственной индивидуальной необходимости оказывается на стороне тех людей, которые способны к осознанию в себе тех человеческих качеств, которые нужны для формирования его намерения. Здесь имеется в виду намерение, ведущее к восхождению сознания человека.
И ещё один небольшой вопрос, касающийся излишеств, а как быть с благами цивилизации. По улицам городов шуршат потоки машин, в небе летают самолёты, практически каждый человек пользуется мобильным телефоном, и можно ещё долго перечислять всевозможные излишества, которые придумали люди для своих удобств. Как быть со всем этим? Может быть всё это считать излишествами и не пользоваться этим? Но тогда до Индии вы будете добираться, как Афанасий Никитин, а вплавь на американский континент будет и вовсе добираться трудно. Вон Тур Хейердал 101 сутки на бальсовом плоту добирался от Перу до Полинезии (острова в южной части Тихого океана ближе к Австралии). Конечно же, ими пользоваться можно и нужно, но, опять-таки в пределах необходимости, не позволяя себе быть захваченным ими.