Черта невозврата, о которой мы будем здесь говорить, является прелюдией захваченности и поэтому является только её частью. И если острая захваченность чаще всего бывает временной, то хроническая, подобно наркомании, может продолжаться в течении многих лет и даже всей жизни. Признаки этих захваченностей мы здесь обязательно рассмотрим. Но, почему всё-таки мы решили посвятить эту статью «черте невозврата»? – потому что при формировании захваченности важным является сам переход к захваченности, зная симптомы которого, человек может управлять этим процессом и избежать нежелательной захваченности. Но захваченность или погружение может быть и желательной, в таком случае, человек должен будет преодолевать те помехи, которые мешают такому погружению, будет ли оно острым или хроническим. Захваченностей может быть великое множество – практически, любая деятельность человека, возникла ли она спонтанно или же было сформирована человеком намеренно, может привести к соответствующей захваченности. основные причины формирования захваченностей это повторяемость процессов, их длительность и эмоциональная их составляющая. Очень часто, эмоциональные переживания человека в период какой-то деятельности, могут быть основной причиной формирования захваченности.
Рассмотрим, как процесс захваченности развивается в период какой-либо деятельности человека. примером может быть медитация или же намеренное сосредоточение человека на какой-либо работе. Внимание человека на какой-либо деятельности в самом её начале, находится в хаотическом состоянии, и воля намерения постепенно формирует определённую её направленность, удерживая внимание от предшествующего хаотичного состояния. В любых случаях, когда человек не занят чем-то определённым, его воля расслаблена, а внимание раздроблено на мелкие осколки повседневной разбросанности. И во всех случаях, когда человек переходит от одной определённости к другой, в промежутках между ними внимание человека находится в состоянии неопределённости. И по мере того, как человек всё глубже погружается в процесс какой-либо деятельности или какого-либо состояния, его внимание становится всё более собранным, а ограничения, охраняющие его от всевозможных отвлечений, всё более плотными. И какое-то время спустя человек уже не испытывает досаду, что его отвлекают от его состояния или деятельности какие-то мысли или желания. Обычно состоянию такой погружённости, когда человека уже ничто не отвлекает, предшествуют всевозможные атаки низшей природы в человеке, которая не заинтересована в его направленных концентрациях. Человеком легче управлять, когда он находится на самом низком уровне своего сознания и к тому же ни на чём конкретном не сосредоточен и подобен перекати-полю, движением которого управляет ветер. Черта невозврата – это время, когда сосредоточенное внимание уже ничто не отвлекает и такое внимание точно сквозь игольное ушко проникает на ту сторону обыденности и соединяет человека с целью его намерения. Но прежде, чем это произойдёт, человек должен приложить достаточно силы воли, чтобы удержать своё внимание однонаправленным и не позволить ему отвлекаться на что бы то ни было. Работая над однонаправленностью своего внимания человек легко может осознать, что во многих случаях его вниманием управляет не он сам в соответствии со своими намерениями, а внешние обстоятельства, которыми манипулирует низшая природа. И чем больше времени сознание человека с его вниманием находится в ведении внешних влияний, тем в большей степени такой человек привязан к значимостям проявленного мира и к его социальным шаблонам. И чем чаще человек преодолевает влечения и всевозможные отвлекающие факторы, тем устойчивее становится его внимание и сильнее воля. Но, в то же время, если человек знает, что погружение в какое-либо состояние, основой которого является какая-либо эмоция, оставляет после себя глубокий след, в связи с чем подобного рода повторные погружения могут оказаться для него фатальными, так как могут сформировать в нём соответствующие зависимости. В таких случаях человек может остановить себя и не следовать поднимающемуся в нём влечению, что так же может в значительной степени усилить его волю, а его самого сделать более независимым от всевозможных внешних влияний.
Практически, идея черты невозврата распространяется на все грани человеческой жизни, и в тех случаях, когда желание человека перерастает в побуждение и последующее действие, и тогда, когда стремление обезопасить себя постепенно формирует в нём Беликова или премудрого пескаря, или же, напротив, делает из него воина, готового противостоять всем вызовам внутреннего и внешнего миров. желания и побуждения толкают человека на какое-то внешнее преступления, или же на физическую или психическую трансформацию самого себя. Сюда же относятся суициды или необдуманные формы поведения, о которых человек в дальнейшем может очень сожалеть. И на внутреннем духовном пути так же существует своя черта невозврата, когда избранное человеком направление становится смыслом его жизни.
Самым загадочным является состояния между малыми и большими захваченностями. Эти состояния можно рассматривать как неопределённости или состояния хаоса, в котором временно находится сознание человека, но именно в эти периоды готовятся повороты интересов человека и повороты его судьбы. Эти переходные периоды можно сравнить с состоянием куколки, которая уже не гусеница, но ещё и не бабочка. Иногда восприимчивый человек может осознать в себе в это период проявляющееся желание или побуждение к какой-то иной деятельности, иногда значительно отличающейся от той, что он занимался перед этим. Человек проникая в сферу своего подсознания, при этом осознаёт, что там, в прежде не осознаваемых его глубинах, существует свой независимый поток жизни с различными эмоциональными состояниями, влечениями и побуждениями. Иногда, когда у человека возникает разрыв между направлениями его внешней деятельности, в эти паузы неопределённости прорывается подсознательная реальность, которая может быть связана или с намерением жизни или же с каким-то другим намерением, след которого мог быть связанным с какими-то предыдущими захваченностями. Там в подсознании текут потоки намерений, возникших в различные времена, которые имеют самую разную природу и люди, чаще всего не замечают их влияния на свои приоритеты и предпочтения.