В личностной психологической зоне каждого человека есть постоянные связи с другими людьми или конкретными обстоятельствами, без которых невозможно существование человека или сохранения равновесия между субличностями. Дело в том, что каждая субличность связана не только с определённым планом реальности низшей сферы миров, но и с конкретными значимостями человеческого проявленного мира, от которых, при взаимодействии с ними, получает для себя необходимую эмоциональную или информационную «пищу». Например, испытывая информационный голод, человек пытается удовлетворить его, используя для этого компьютер или какое-либо другое устройство. Некоторые для этой цели могут часами разговаривать по телефону с такими же страждущими людьми.
Каждый человек стремится быть целостным, что позволяет ему быть независимым от тех обстоятельств или тех людей, которые прежде делали его зависимым от них. Целостным человеком внешние обстоятельства управлять не могут, потому что он сам использует их, когда это ему необходимо. Психологическая целостность человека возможна только тогда, когда все субличности его личностной зоны объединены волей его сознания. когда в человеке нет внутреннего единства с самим собой, я говорю о целостности, то в таких случаях, человек ищет опору для своей целостности в социальной зоне. Там он может опираться на какого-то человека, который будет главенствовать над ним или же он всего себя отдаст какому-то увлечению, которое будет для него опорой, или же он будет следовать какой-то идее и, благодаря этому приобретёт в своих глазах и глазах других людей достаточную значимость. Человека, не имеющего достаточной внутренней опоры, можно сравнить с человеком, который испытывает головокружение и, в связи с этим, стремиться удержать равновесие, хватаясь за внешние устойчивые предметы. Отсюда стремления большинства людей быть «такими, как все». Но, зная всё это, мы можем думать, что зависимости необходимы и без них невозможно ни единство, ни взаимодействия между живыми и даже неживыми объектами. Действительно, человек, имеющий внутреннюю опору, которой является его воля, держит в зависимости свои субличности. В тех же случаях, когда воля человека по каким-то причинам недостаточна, то он переходит под внешнее управление, и тогда такая зависимость становится для него необходимой, потому что без неё он не будет иметь опоры. Но зависимость может быть частичной и даже временной, что может быть связано с недостаточностью какой-то субличности, или же при отсутствии каких-то навыков, в социальном мире. Таким образом, зависимость – это универсальная сила, объединяющая всё сущее в мироздании. И если бы однажды зависимости исчезли, то в мироздании воцарился бы хаос и в одно мгновение перестали бы существовать все формы жизни, и взаимодействовать все небесные тела и системы, и сознание потеряло бы свою упорядоченность и все свои свойства, и всё мироздание превратилось бы в бесконечный океан бессознательного.
Зависимости могут быть сатанинскими и Божественными. Сатанинские зависимости привязывают человека к значимостям этого проявленного мира и этим самым скрывают от него его истинное предназначение и, кроме того, сатанинские зависимости стремятся проявить в человеке всё низменное, разрушительное, всё, что препятствует эволюции его сознания. Правда, для духовного искателя такого рода влияния зависимостей является помощью в его внутренней работе. Поэтому, можно сказать, – всё что ни делает дьявол – он делает только то, что необходимо Божественному. В то же время Божественные зависимости меняют в человеке смысл и предназначение значимостей этого проявленного мира, и та же самая реальность поворачивается к духовному искателю другой своей стороной, в которой значимости мира становятся элементами его внутренней работы, что освобождает его от прежних зависимостей, привязывающих его к ценностям материального мира. При этом человек освобождается от ложной свободы, характерной для проявленного мира значимостей, которая проявляется или в свободе от чего-либо, что приводит человек к несвободе от чего-то другого, и он освобождается от свободы вседозволенности и ненаказуемости.
Если привязанности и зависимости человека сравнить с валентностями химических элементов, то можно сказать, что каждый человек имеет своё число валентностей. Внешний проявленный мир обычно полностью занимает все валентности человека, что превращает этот мир и человека в единую замкнутую систему. Для того, чтобы человек мог преодолеть замкнутость этой системы, ему необходима опора на те валентности, которые не заняты низшей природой. И это становится для него возможным, когда Божественная душа или его истинное «Я» трансформирует часть его сознания и придаст ему более высокие вибрации, не характерные для значимостей проявленного мира. тогда можно будет сказать, что у человека появились валентности, которых у него небыло прежде. Но эти валентности не могут быть насыщены какими бы то ни было значимостями проявленного мира, что приводит человека к поиску истинного смысла жизни. И это проявляется в нём, как утрата прежней внутренней опоры и прежнего смысла жизни. об этом периоде человеческой жизни можно говорить, как о готовности к началу внутренней духовной работы. А мы помним, что «когда ученик готов – учитель приходит». И учитель обязательно придёт. Возможно, это будет какая-то книга, разговор с каким-то человеком, или же судьба приведёт его к учителю, который сможет указать направление его внутренней работы, и даже дать метод, которым эта работа может быть сделана. Но учитель обязательно придёт.