Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЗМЕНИ СЕБЯ И ТЫ ИЗМЕНИШЬ МИР

--

Человеку снится сон, что он находится в замкнутом пространстве, из которого он страстно хочет вырваться. Будучи сознательным в этом сновидении, и зная, что его тело не является физическим, он решает пробить головой потолок этого пространства и ракетой взлетает вверх и оказывается в другом таком же замкнутом пространстве. Он повторяет предыдущий успешный маневр и пробивает потолок и этого замкнутого пространства, но это не меняет обстоятельства, так как он вновь оказывается в таком же ограниченном пространстве. И решает биться до конца, слава богу, сотрясение мозгов ему не грозит. Но тут слышит внутри себя голос: «изменения должны быть внутренними». Та реальность, в которой человек находится в сновидении и та, которая окружает его в состоянии бодрствования, соответствует состоянию его сознания, потому что человек созвучен тем обстоятельствам, в которых он находится. Но человек вовлекается в определённые обстоятельства не только тогда, когда волею случая он оказался в них, но и тогда, когда привлекает их своими желаниями, влечениям и стремлениями. В таких случаях планы сознания низшей сферы миров и внешняя реальность проявленного мира открывается созвучной ему стороной. Обратите внимание на пример, который мы здесь рассматривали. Там человек трижды пробивает головой потолок замкнутого пространства, но желанного эффекта не получает. В этом проявленном мире человек должен делать какие-то внешние направленные усилия, чтобы получить желаемый результат. Но проявленный мир с его значимостями – это только тонкая вуаль иллюзии, покрывающая действительную реальность мироздания, и все обстоятельства этого проявленного мира – это только эхо событий, происходящих в бесконечном океане непроявленной реальности. И для того, чтобы изменились внешние обстоятельства нужно измениться самому. Это связано с тем, что непроявленная реальность живёт по своим законам, которые не соответствуют законам проявленного мира. Там, чтобы изменить обстоятельства или переместиться в другие условия, нужно вначале  стать созвучным этим обстоятельствам или условиям. А так как события этого проявленного мира являются только отражением происходящего в непроявленных планах сознания, то человек, даже если он осознаёт себя только в этом проявленном мире, изменив себя, обязательно, этим самым изменит и обстоятельства, в которых он находится. Изменит обстоятельства – это не обязательно изменит своё социальное положение в мире, но в первую очередь изменит своё восприятие и реальности мира, и реальность самого себя. Для такого человека прежние условия, внешне оставаясь такими же, какими они были прежде, поворачиваются к нему другой своей стороной, адекватной его внутренним изменениям. И тогда всё меняется и даже отвергаемая прежде значимость может стать для него привлекательной потому, что человек в ней увидит нечто иное, соответствующее его изменившемуся состоянию сознания.

Рассмотрим такой пример: встретились два человека, и притяжение каких-то созвучных между ними граней привело к тому, что они создали семью. Она была робким и стремилась быть такой, чтобы не выходить за пределы общепринятых интересов и стремлений, не забегать слишком вперёд, но и не тянуться в хвосте. В то же время её муж не мог оставаться частью безликой, как биллиардные шары, толпы людей, и постоянно стремился к тому, что для его жены казалось излишеством, слишком рискованным и мешающим спокойному течению семейной жизни. Самое важное, считала она, чтобы человек шёл теми надёжными тропами, которыми уже прошли множество людей, в жизни которых было робкое покорное отношение ко всему общепринятому, и небыло никаких излишеств и отклонений в сторону неизвестного. Мужа её всё время заносило, и он то и дело убегал куда-то в сторону от протоптанной многими поколениями людей, тропы. Он хотел что-то увидеть, найти, с чем-то соприкоснуться и что-то познать за пределами спокойного людского шествия по тропе, на которой ничего не встретится особого, яркого, нестандартного, никаких новых знаний. На ней, этой тропе, завтрашний день будет таким же, каким был день вчерашний, а послезавтра так же ничего нового и неизвестного не произойдёт. Он хватал её за руку и тащил в сторону от серой, хорошо утоптанной тропы, чтобы вместе посмотреть на всё интересное, необычное.

– Куда ты тянешь меня, – упиралась она – там могут быть болота, буреломы, и мы можем сломать ноги, увязнуть в трясине, и ещё, там много диких зверей, и других опасностей. Зачем тебе всё это надо, настойчиво повторяла она, пытаясь вернуть его на хорошо протоптанную тропу, по которой не спеша шла бесконечная вереница людей. Они не смотрели по сторонам, потому что тропа воплощала для них всё, ради чего они родились в этом мире. Конечно, все идущие этой тропой, знали, что она однажды для всех заканчивается, но так было всегда, даже тысячи жизней назад. А слова Николая Островского о том, что «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», то, вероятно, он забыл слова мудрого ужа, который сказал: «летай или ползай, конец известен – Все в землю лягут, все прахом будут». Она тянула его назад туда, где было «тепло и сыро». Это всё из «Песни о соколе» Горького, но насколько разными они были. И однажды он ушёл. Она слышала, что тот путь, который он для себя выбрал, был полон опасностей неизвестного, так как на нём надо было карабкаться через горы, проходить  по узким мостам через пропасти, спускаться по горным рекам и проходить через знойные пустыни. Когда утоптанная тропа, по которой нескончаемой вереницей тысячи лет шли люди, каждый к своему пределу жизни, заканчивалась, эта женщина вновь посетила мой кабинет. Она спросила, помню ли я её? Я ответил, что помню, и предложил ей сесть… Заканчивая рассказ о своей жизни, она сказала, что чувствует, что не сделала чего-то важного, и, просматривая свою жизнь, не поняла для чего она жила.

– Ведь все мы для чего-то живём, даже червь всю свою жизнь копается в земле, чтобы сделать её плодородной, а пчела, неустанно трудится, чтобы всё цветущее приносило свои плоды. А я, для чего жила я? Мне уже много лет, и я совсем одна, хотя у меня живёт где-то сын. И, кажется, такой вопрос уже не имеет смысла – всё равно жизнь уже прошла, но что-то во мне хочет получить ответ на этот вопрос…

Для человека имеет большое значение уже одно осознание, что он должен не просто жить, а жить для чего-то или хотя бы «для кого-то». Конечно, некоторые могут сказать, что они живут не для себя, так как работают, и результаты их труда нужны государству, в котором они живут. Но эти люди скрывают своё действительное намерение, потому что они, в действительности, живут для себя, так как за работу получают необходимые  для своей жизни деньги. И если им не будут платить деньги, то они не будут работать. Другими словами, люди живут ради жизни, необходимых в ней удобств и если повезёт, то и удовольствий.

В прошлые времена люди стремились жить в гармонии с Духом народа, подчиняя себя обычаям своего времени. Они знали, что эти обычаи являются реализацией воли Духа, который проявляет себя во множестве видимых и невидимых существ и сил. И тогда жизнь людей фактически была посвящена неким надчеловеческим силам и верховному Божеству, выразителем которого были эти силы. Люди стремились следовать законам Духа, быть созвучным ему, и этим самым сохраняли и даже возвышали уровень своего сознания.

Практически все процессы в мироздании происходят по созвучию с объектами взаимодействия, и это касается не только непроявленных планах бытия, но и проявленного плана Земли. В действительности, вся эта проявленность существует только в наших головах, и каждый план сознания реальности мироздания, будучи непроявленным по своей сути, воспринимается формами жизни, обитающими на этих планах, как проявленный, что позволяет им выполнять те функции, для которых предназначено их существование. Люди, в этом смысле, не являются исключением – они своими программами восприятия проявляют одну из многочисленных непроявленных вселенных. Но в отличие от форм жизни других планов сознания, принадлежащих низшей сфере миров, у человека программа восприятия реальности мироздания бесконечна, и активирована в ней только незначительная часть, благодаря которой мы воспринимаем нашу земную реальность мира. Это отличие имеет глубокий смысл – во-первых, узкая программа восприятия какой-то ограниченной части мироздания свидетельствует о том, что эти формы жизни не эволюционирующие, т. е. их сознание не способно воспринимать более высокие планы сознания. Во-вторых, программа восприятия человеком реальности мироздания содержит в себе бесконечные возможности восприятия, так как человеку предстоит бесконечная эволюция, и на современном этапе этой эволюции активирована только малая часть этой программы. Отсюда радикальное отличие предназначений различных форм жизни мироздания. В-третьих, эволюция сознания происходит по постепенному врастанию сознания человека в восприятие более высоких планов сознания, что происходит опять-таки, по созвучию. Для человека восхождение его сознания, возможно потому, что его программа восприятия бесконечна. В-четвёртых, в человеке обитает Божественная душа, которая постепенно подготавливает его сознание к восхождению, раскрывая в нём возможности восприятия более высоких планов сознания и пробуждая в нём стремление к познанию самого себя. В-пятых, при познании самого себя человек использует свою волю для того, чтобы поддержать свою открытость навстречу нисходящих влияний более высоких планов сознания и одновременно осознаёт в себе всё, что проявляет в нём низшая природа и удерживает себя отстранённым от её влияний. И всё это возможно только тогда, когда человек будет созвучен с тем, на что направлено его внимание.

Мироздание – это живая сознательная система, и созвучие является одним из средств, управляющих ею. Можно сказать, что спектр вселенных мироздания распределяется каждый в своей октаве, и все обитатели этих планов сознания, соответствуют по своим вибрациям октаве своей вселенной. Но проявленный земной план реальности мироздания, в отличие от других планов, включает в себя элементы всех планов реальности низшей сферы миров, поэтому растительный и животный мир на Земле так разнообразен. Можно даже сказать, что Земля является местом свидания всевозможных форм жизни, принадлежащей всей низшей сферы миров. И человек так же представляет собой необычную форму жизни по сравнению с другими планами сознания низшей сферы миров – он одновременно связан со всеми планами сознания низшей сферы. Правда, большинство людей на нашей планете не осознают этой связи потому, что для них она осуществляется на подсознательном уровне. Но из уже сказанного в этой статье, мы знаем, что наш мир проявлен только в наших головах и мы воспринимаем только ту ничтожно малую часть всего непроявленного мироздания, с которой созвучны наши воспринимающие программы. Реальность мироздания человек одновременно воспринимает на двух уровнях – на внешнем уровне человек воспринимает реальность мира при помощи внешних органов чувств. При этом, в зависимости от частоты вибраций непроявленной реальности, он воспринимает и осознаёт те качества, которые в действительной реальности не существуют. Он воспринимает цвет, звук, запах, вкус, температуру, и другие качества, которых непроявленные объекты не имеют. А на внутреннем уровне он воспринимает только вибрации тех планов сознания, которые относятся к низшей сфере миров, воспринимаемым, как различные эмоционально окрашенные состояния. В то же время непосредственные влияния сущностей этих планов, человек воспринимает, как конкретно направленные эмоциональные побуждения, в которых эти силы стремятся использовать человека как свой инструмент для реализации своих, очень часто, разрушительных намерений. Каналами, через которые эти влияния проявляются в человеке, являются чакры. Для того, чтобы человек мог противостоять им, и не быть исполнителем их намерений, ему дана воля и все необходимые для этого средства.

Говоря о созвучии человека с проявленным миром и с непроявленными планами сознания, мы должны остановиться на очень важной зависимости, которая при этом возникает. Оказавшись в определённых обстоятельствах, человек постепенно становится созвучным им, или со временем разрушается. Здесь не имеется в виду не физическое разрушение, но той части, для которой невозможно созвучие. Если человек находится на грани возможного созвучия достаточно длительное время, то его созвучие с обстоятельствами или же с наблюдаемым состоянием возрастает. И, наконец, если человек уже изначально имеет в себе определённое «звучание» и удерживает его достаточно длительное время, то внешние обстоятельства поворачиваются к нему созвучной стороной этому «звучанию». Говоря об условиях и взаимодействиях созвучий, мы должны подчеркнуть его особенно важную сторону, без понимания и реализации которой, невозможна внутренняя работа. Я имею в виду расширение поля восприятия и изменение его порогов.

Когда мы говорим о подсознании, то приставка «под» вводит нас в заблуждение, так как подсознание нами воспринимается, как нечто ниже сознания – некие подвалы, в которых существует своя, тайная, для нашего сознания жизнь, очень часто, скрыто управляющая нами и почти всегда недоступная нашему осознанному влиянию. Но это не так. Представим себе светлое пятно на какой-то поверхности, вокруг которого во все стороны, через переходные полутени распространяется кромешная тьма, в которой ничего не видно. Там во тьме идут какие-то процессы, отзвуки которых отражаются на форме светового пятна и его яркости, но человек не осознаёт этого, так как всё его внимание сосредоточено только на участке света, а изменения возможно осознать, только в сравнении. В этой метафоре светлое пятно – это доступные для осознания влияния внешней реальности мира и различные внутренние витальные и эгоистические состояния, которые, подобно изменчивой погоды, постоянно сменяются одно другим, а всё остальное, покрытое мраком неведения, называется нами подсознанием или даже несознанием.

Если человек, исследуя свои состояния, выходит за пределы освещённого своим сознанием участка проявленной реальности, то он попадает в тень неведения, в которой не может ясно осознать ни результатов своих стремлений, ни их действительных причин. И в то время, когда он находится в полном осознании, он может воспринять, что любые эмоциональные состояния, стремления и побуждения суживают поле ясного видения, делая пятно света его сознания более узким, чем оно было прежде. Такое же сужение света осознания происходит и при концентрации внимания на каком-либо объекте или идее. При этом внимательный исследователь может обнаружить важную закономерность: длительная концентрация внимания на каком-то состоянии приводит к тому, что всё сознание человека проходит точно сквозь игольное ушко на ту сторону этого состояния, туда, где оно рождается. И там он оказывается во вселенной, которой нет предела. Но, нередко, сознание человека, который не готов к такому путешествию, остаётся в пределах этого проявленного мира, и тогда человек может осознать, что всё его существо заполнено определённым эмоциональным состоянием.

И есть ещё одна важная особенность – любые состояния будут ли они высокими или низкими, никогда не начинаются внезапно – они подобно волне начинаются исподволь и, поднимаясь и усиливаясь, могут полностью захлестнуть сознание человека и подчинить его своей воле. Всё дело в скорости этой «постепенности». Но если человек способен быть «здесь и сейчас», в период исследования своих состояний, то ни одна эмоция, какой бы молниеносной она ни казалась, не сумеет захватить его врасплох.

В человеке всегда присутствует какое-то состояние. Оно может быть не ярко выражено и, поэтому, человек может его не осознавать, но в любом случае состояния человека всегда влияют на его отношение и с другими людьми и ко всему, с чем он взаимодействует. Конечно, состояния, которые человек исследует, ведут себя не одинаково в зависимости от намерения человека и способа исследования этих состояний. Если человек едва прикасается своим внутренним вниманием к этим состояниям, то они начинают медленно уходить на свой план сознания, откуда они пришли к человеку «в гости». И если внимание человека при наблюдении состояний остаётся неподвижным и не напряжённым, то человек может идя следом за уходящей эмоцией или состоянием, войти в тот план реальности, который соответствует исследуемому состоянию или эмоции. В тех же случаях, когда исследователь слишком пристально осознаёт своё состояние, то оно начинает разрушаться, не успев ретироваться в пределы своего плана непроявленной реальности мироздания.

И, наконец, когда намерением человека является стремление познать границы той эмоции или состояния, которые он исследует, и осознав его в одном месте, человек сдвигает своё внимание в какую-либо сторону, то при этом он осознаёт, что исследуемое состояние по своей интенсивности убывает от центра его проявления к периферии. При этом он может осознать, что задерживая своё внимание в каком-либо месте при исследовании этого состояния, он этим самым усиливает это состояние. В действительности, происходит не усиление исследуемого состояния, но увеличение восприимчивости человека. При этом может произойти ещё одно важное событие – человек может перейти в более высокую или более низкую реальность мироздания. Он, исследуя пределы каких-то состояний, может этим самым проложить мост на другой план сознания. Всё зависит от того: вверх или вниз при исследовании состояния он будет сдвигать своё внимание. И для духовного искателя – это может стать надеждой в его внутренней работе.

И есть ещё одна особенность, связанная с созвучием вибраций намерения человека с внешней реальностью – человек, жизнь которого подчинена определённому намерению будет воспринимать в реальности этого мира преимущественно то, что соответствует его намерению. Можно сказать, что на его «звучание» внешняя реальность будет отзываться своеобразным эхом. И это верно для любого намерения. Внешняя реальность словно поворачивается к человеку той стороной, которая ему созвучна. И в то же время, если человек, не имеющий определённого внутреннего намерения, окажется в каких-то непривычных для него условиях, то некоторое время спустя внешняя реальность сделает его созвучным себе, и обстоятельства, которые прежде казались ему неприемлемыми, станут для него привычными.