В каждом человеке существует множество источников внимания и все их человек присваивает, и убеждён в том, что единственным источником внимания является он сам. И до тех пор, пока он будет убеждён в этом, он никогда не получит возможность единолично управлять всем спектром внимания, и не сформирует единого намерения, которому была бы подчинена вся его жизнь.
Мы однажды говорили, что у человека есть внешнее и внутреннее внимание, затем добавили к нему внимание намерения. Но, кроме того, каждая субличность человека так же имеет своё намерение и своё внимание, и даже свою волю, без которой сосредоточение внимания невозможно. В действительности эмоции, эмоциональные состояния, желания, влечения и побуждения – это словно ветры, а побуждения, словно порывы ветров, разворачивающие внимание человека в своём направлении. При этом, если на человека воздействует атмосфера какого-либо из планов сознания непроявленной реальности, то у него возникают бесформенные ни на что не направленные состояния – это может быть и раздражительность, и состояние тоски, или же состояние приподнятого настроения вплоть до эйфории и т. п. Но когда возникает какая-либо яркая эмоция, имеющая определённую направленность, то это свидетельствует о том, что на человека воздействуют уже не атмосфера, какого-либо из планов сознания, а конкретные силы, стремящиеся реализовать себя в этом проявленном мире, используя для этого человека, как средство для своей реализации. Но различные эмоциональные состояния могут возникать не только в результате воздействия на человека влияний различных непроявленных планов реальности; открывать каналы, связывающие человека с различными планами сознания могут и всевозможные гормональные причины и биохимические факторы. Например, психически здоровому человеку вливали одногрупную кровь больного шизофренией и у человека прежде психически уравновешенного появлялись некоторые симптомы свойственные шизофрении, которые со временем проходили. Но, дело в том, что химический состав крови у человека несколько изменяется и при различных эмоциональных состояниях, тогда определить, что первично, а что является производным – невозможно. У каждого человека есть компенсирующие механизмы, которые противостоят возникающим отклонениям и стремятся вернуть человеку его исходное состояние. Правда, несмотря на эти компенсирующие механизмы, каждое отклонение оставляет в человеке свой «незаживающий» след, степень выраженности которого у различных людей не одинакова. И эти следы, которые мы называем инграммами – более глубокие в раннем детстве, но инграммы можно получить и в более позднем возрасте в тех случаях, когда эмоция была чрезвычайно интенсивна или продолжительна.
Родители и воспитатели в воспитательских учреждениях часто не придают значения тому, что субличности человека раскрываются в нём не сразу и после рождения активны из них только те, которые необходимы для выживания человека. И по мере того, как изменяются внешние обстоятельства, и малыш врастает в коллектив семьи, а в дальнейшем в коллективы детских учреждений, школы и высших учебных заведений, в нём раскрываются те субличности, которые соответствуют меняющимся его социальным условиям. Другими словами, субличности раскрываются по мере необходимости. В связи с этим, воспитатели должны направленно формировать в воспитаннике те субличности, которые в дальнейшей его жизни будут определять социально и психологически нормальную личность. Идеи, которыми руководствуются современные воспитатели, начиная от родителей и заканчивая педагогами вузов и других учебных заведений, во многом способствуют развитию в своих воспитанниках различного рода социопатий. Мы социопатами называем людей с антисоциальным поведением. В христианстве существуют заповеди, которым должен следовать человек в этой жизни, но ни заповеди, ни кодекс чести при их чтении или проговаривании, не трансформируют человека в соответствии с содержанием заповедей. Трансформировать человека могут только обстоятельства, в которых он находится и незначительные подсказки умного воспитателя, которые должны быть понятными воспитаннику. При этом для человека должна иметь большое значение значимость его самого в тех обстоятельствах, в которых он находится. Необходимо переориентировать взгляд человека на значимости. Нельзя быть значимым любой ценой. В фундаменте человеческой личности должна быть заложена основа истинной значимости, к которой он должен стремиться в течение всей своей жизни. и этой значимостью должно быть стремление быть нужным в этом мире. И ещё очень важным качеством является стремление к самоограничению в пределах необходимости своего намерения.
Может возникнуть вопрос, для чего здесь рассматриваются вопросы воспитания, когда более важным является своя собственная внутренняя работа? Когда мы говорили о воспитании, то имели в виду раскрытие тех возможностей, которые уже присущи человеку. Любая патология будет ли она психопатологией или социопатологией – это то, что уже в виде семени существует в нас изначально. И если это семя окажется в благоприятных для него условиях, то оно, как грубый сорняк, вытеснит все хорошие задатки в человеке и разрушит в нём всё высокое. И даже взрослые люди, которые, кажется, не содержат в себе ни психопатологии, ни каких социальных отклонений личности, тем не менее таят в себе, возможно, в глубинах своего подсознания патологические возможности. Может быть они не проявят себя до последних дней жизни человека на Земле, но, тем не менее, они исподтишка будут подталкивать интересы человека к чему-либо деструктивному. Человек, словно стесняясь, будет украдкой бросать соблазнительные взгляды на то, что на поверхности его ума считается неправильным и даже разрушительным, в то время как в подсознательном – это не является запрещённым и даже, напротив, соблазнительным. Внешне такой человек отворачивается от запретного, а внутренне жаждет о запретном знать больше и даже, возможно, испытать его. И эти скрытые социальные и психологические отклонения расщепляют личность человека, делая его ханжой, даже перед самим собой, когда он делает то, что делать не должен и считает неприемлемым в других то, что присуще ему самому. И это качество, или психологическая особенность, препятствуют формированию позитивных намерений человека.
В современном мире, в котором социальная патология постепенно приобретает статус нормы, и границы психической нормы значительно расширены за счёт психической патологии, а духовные ценности извращаются или же уничтожаются, иногда можно услышать утверждения, что подобного рода процессы ведут к очищению человечества от всего, что препятствует его нравственной эволюции. Авторы этих утверждений считают, что таким образом вся патология будет отделена от нормы и будучи нежизнеспособной сама по себе перестанет существовать. Многие из социопатов и сексуальных девиантов, стали такими, только потому, что всевозможные отклонения заразны и тогда надежды на очищение человечества, возможно, служат только для успокоения ещё не успевших заразиться такого рода отклонениями, людей. И если это так, то человечество решило покончить свою жизнь самоубийством.
Позади той реальности, о которой мы здесь говорили, находятся те силы, которые управляют нашим вниманием. И они не подозревают, что являются только инструментами в руках Бога и близко время, когда, несмотря на кажущуюся победу этих сил, последует неожиданный для них финал.