ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
Истинное познание возможно только тогда, когда человек становится единым с познаваемым, но очень часто в процессе познания познающим может быть не человек, а тот, кого человек стремится познать. И в этом случае человек становится жертвой своей жажды познания, что приводит к тому, что познаваемое им становится смыслом его жизни. Похоже, что сказанное здесь настолько двусмысленно, что с ним трудно согласиться. Но в действительности нет никакой двусмысленности в том, что человек становится жертвой захваченности, что бы его ни захватило, будет ли этот что-то низменное или же высочайшая духовная истина. Человек может принести свою жизнь в жертву Божественной истине, и Божественный может принять эту жертву. Но человек может принести себя в жертву, или посвятить свою жизнь, удовлетворению своих витальных потребностей, или же накоплению богатств, стремлению к власти и ещё чему угодно. И это тоже будет жертва.
Но почему человек становится жертвой своей жажды познания? Стремление к познанию не может быть абстрактным, невозможно стремиться в никуда, или познавать неизвестно что. У человека должен быть выбор, в котором он должен предпочесть что-то одно – другому. И внешние причины, влияющие на предпочтение в выборе путей или способов действий или что-либо еще, не являются главными. В каждом человеке на неосознаваемом им уровне есть определенное знание и именно оно порождает побуждение действовать в определенном направлении, предпочитая одно другому. Человек может слепо следовать внутреннему побуждению, не стремясь узнать, что находится позади этого побуждения, или же быть сознательным и достаточно восприимчивым, чтобы осознанно определять направление своей активности. Чем в большей степени развита у человека восприимчивость, тем в большей мере он может быть сознательным. Это связано с тем, что при высокой восприимчивости, очень низкие пороги восприятия, при этом у человека появляется возможность осознания богатого выбора всевозможных состояний, каждое из которых несет в себе побуждение или отношения к окружающей человека реальности, или же реализации к какой-либо деятельности. При очень высоких порогах восприятия, человек не способен воспринимать тонкие влияния, потому что он остается к ним глухим. Иллюстрацией к этому может быть человек, страдающий тугоухостью, в связи с чем он не слышит звуки высокой и средней тональности, и способен воспринимать только низкие вибрации. Придя в концертный зал филармонии, чтобы послушать музыку Чайковского, он будет хорошо слышать барабан, контрабас и другие низкие звуки, но для него не будет доступным ни «Лебединое озеро», ни «Спящая красавица», ни что-либо еще, но, зато, он будет увлеченно судить о барабанном бое.
Это интересно, но все люди временно или же навсегда, страдают своеобразной социальной или психологической «тугоухостью», в связи с чем, они с трудом воспринимают других людей, и будучи отгороженными от них высокими порогами восприятия, начинают воспринимать самих себя, все остальное для них становится незначимым. Они воспринимают свои мнения, которые ни на чем не основаны, так как факты остались за пределами их порогов восприятия, и утверждают их как единственно правильные. Они утверждают свои желания или нежелания, не соотнося их с реальностью обстоятельств, потому что эта реальность также осталась за пределами их восприятия. Они могут говорить, что достойны или имеют право на определенные отношения к себе или же поступать так, как это им хочется. Они закрылись высокими порогами восприятия от окружающего их мира и воспринимают в нем только самих себя. Такого рода люди с высокими порогами восприятия не способны познавать самих себя, так как слышать только «барабанный бой». Чтобы познавать самого себя необходимо иметь высокую восприимчивость. Что интересно, так это то, что индивидуалисты, для которых их личное благо превыше всего, которые глухи к интересам и нуждам других людей, всегда имеют высокие пороги восприятия этих людей и не только их, но и ко всему живому. Им что-либо или кто-либо приятны до тех пор, пока они для них удобны, а еще лучше, если служат им. Такие люди в какой-то степени сравнимы с черными дырами, которые могут только поглощать, но ничего не отдают взамен. И эти люди всегда имеют низкую восприимчивость, потому что через высокие пороги восприятия до них не могут дойти высокие вибрации реальности. чтобы это стало понятнее можно представить себе такого рода схему, в которой высокие вибрации представлены в виде мелкой и частой гармоники, высота которой значительно ниже высокого порога восприятия. Эти высокие вибрации не в силах преодолеть высокого для них порога. Но, зато, вибрации низкой частоты – настолько велики по своему размеру, что верхние части этой гармоники возвышаются над порогом восприятия. Все, что выше порога восприятия доступно для восприятия человеком и чем выше по размеру вибрации, тем легче они воспринимаются человеком. Все, что ниже порога восприятия, для человека находится на уровне его подсознания. И, кажется, что это должно служить приговором для людей, имеющих высокие пороги восприятия и надеждой для тех, пороги восприятия которых низкие, потому что первым путь к самопознанию закрыт и свободен для вторых. Но в действительности все не так безнадежно.
Здесь пришло время вновь вернуться к оркестру, о котором мы упоминали выше в связи с «тугоухостью». Оказывается, возможность восприятия во многом зависит от внимания человека. Если человек из предыдущего примера, для которого был слышен только барабанный бой, будет внимательно вслушиваться в игру какого-либо инструмента этого оркестра. т. е. будет настойчиво пытаться его услышать, то это приведет к тому, что пороги восприятия этого «тугоухого» человека начнут снижаться, и то что для него прежде было недоступно восприятию, со временем станет вполне ясно восприниматься. Но бывает и так, когда по неизвестным причинам, прежде подсознательные влияния неожиданно усиливаются и становятся надпороговыми и доступными для восприятия. И если человек, будучи достаточно бдительным, успеет осознать прежде неосознаваемые влияния, то обратив на них внимание он, этим самым, снизит пороги восприятия и сделает осознание этого влияния постоянным. Таким образом, под влиянием внимания пороги восприятия снижаются, но при этом они могут повыситься в чем-то другом. Поэтому, высокая концентрация внимания на каком-либо объекте может привести к тому, что человек перестанет воспринимать не только свое тело, но и весь мир и объект его концентрации заменит собой всю Вселенную.
Есть одна особенность, связанная с порогами восприятия, которая заключается в том, что интересы человека во многом зависят от высоты этих порогов. Если пороги восприятия высокие и человек, в связи с этим способен воспринимать только грубые вибрации, то в этом случае он будет иметь преимущественные интересы в материальном мире. Но если пороги восприятия низкие и человек способен к восприятию тонких вибраций, то его внимание обязательно будет привлечено восприятиями совести, сострадания, он будет осознавать гармонию отношений с окружающими его людьми. И, конечно же, у такого человека кроме материальных интересов будут и интересы духовные. При очень низких порогах восприятия люди с трудом переносят реальность окружающего их мира, и большинство ценностей материального мира будут для них занимать третьестепенные места. Для людей с высокими порогами восприятия подобные интересы всегда будут чуждыми, для них самым важным в жизни будут материальные ценности, и печально то, что их практически невозможно, людям, идущим духовным путем, обратить в свою веру. Невозможно потому, что они относятся к миру так, как воспринимают его, а воспринимают его и манипулируют им они только в поверхностной его части. Не зная истинного его предназначения, и не имея путей к этим знаниям, они предполагают, что мир создан для них, и пытаются взять из материальной реальности мира все что возможно.
Если бы человек оказался в окружении «ничто», в нем бы не возникла ни одна эмоция, ни одно стремление, ни одно воспоминание о прошлом или какая-либо мысль о будущем. Он был бы осознающей точкой, без всяких желаний и побуждений. Да и само осознание было бы неподвижным и не имело бы направления. В этом состоянии человек не проявлял бы какое бы то ни было осознанное внимание, потому что в «ничто» не существует ни каких состояний и никаких объектов. Следовательно, внимание человека может быть привлечено чем-то отличающимся от «ничто», должно появиться какое-то движение или изменение эмоционального состояния. чтобы появилось внимание необходима какая-то «разность потенциалов» между подвижностью и неподвижностью, между покоем и беспокойством, между одной и другой эмоцией, или же между одним и другим объектом. Только в этом случае человек может познавать себя. Познавать неподвижное или неизменное – не может. Камень не может познавать себя, потому что в нем не происходят какие-либо изменения, а человек может, так как в нем происходит не только обмен веществ, но и возникают всевозможные эмоциональные состояния, желания, влечения побуждения и в связи с этим он активно взаимодействует с окружающей его средой и все это постоянно нарушает состояние неподвижного и неизменного «ничто», постоянно возникают «разности потенциалов» в различных системах и частях человеческого существа и все это позволяет человеку исследовать и познавать себя.
Но мы знаем, человек не сможет познавать себя, если на него не будут воздействовать всевозможные внешние силы, без их воздействия на него он будет оставаться в состоянии неподвижного тамаса, из которого будет выходить только под давлением своих потребностей. Но после их удовлетворения он снова будет входить в состояние тамаса. Необходимо, чтобы внешние силы постоянно пробуждали его, создавая ответные реакции. Поэтому, нельзя человека рассматривать отдельно от того мира, в котором он живет. Практически, познавая себя, мы осознаем в себе те части, которые отзываются на внешние воздействия, будут ли их источником проявленный или непроявленный миры. Но почему какие-то силы заинтересованы в человеке, чтобы воздействовать на него? Потому что в каждой сознательной или несознательной силе есть жажда познания, которая проявляется у одних в потреблении пищи и продлении рода, у других в накоплении богатства и стремлении к власти, у третьих – к познанию мира, и четвертых – в стремлении познать Бога. и когда эти силы воздействуют на человека, они заставляют звучать в нем те части, которые созвучны этим силам, благодаря чему человек может осознать в себе эти части, этим самым поднимаясь над ними и становясь недоступным для них. когда человек осознает влияние высоких сил, которые влияют на него из области позади его сердца или же из пространства над его головой, то он сосредоточивая на них свое внимание, этим самым создает мост между собой и этими силами. Обратите внимание, сосредоточение человека создает мост между ним и тем объектом, на котором он сосредоточен. Таким образом, познавая себя, человек входит в сознательный контакт с теми силами, которые воздействуют на него. И если эти силы превосходят его собственные, то он может оказаться их пленником, которому они могут навязать свою волю. Но, нередко, мы встречаемся в ложными путями познания самого себя. Это происходит с теми людьми, которые находятся под влияниями различного рода влечений и оправдывая свое согласие с ними, заявляют, что они хотят получить какой-то опыт на витальном или физическом уровнях.
В действительности, познание самого себя – это восхождение сознания по лестнице восприимчивости, которая тем выше, чем более тонким становится внимание человека, чем оно более неподвижно и текуче. Дело в том, что влияния на человека происходят на самых различных уровнях, от грубого и низкого до высокого и трудного для восприятия. Когда сознание человека начинает уверенно воспринимать какой-то один тип вибраций, то это ведет к тому, что в нем открываются возможности воспринимать вибрации близкие по звучанию, которые могут быть как выше, так и ниже тех, которые он воспринимал прежде. В свою очередь, начиная концентрировать свое внимание на этих вибрациях или влияниях, человек становится еще более восприимчивым. При этом он постоянно стремится быть максимально отстраненным от того, что он познает. Отстраненность ведет к тому, что человек поднимается над тем, что он воспринимает, но при этом он имеет возможность воспринимать и то, что имеет отношение к более низким влияниям. Таким образом, человек, познавая самого себя, одновременно раздвигает свое восприятие как вверх, так и вниз. И такого рода расширение приводит человека к тому, что его духовная работа становится в значительной мере более опасной, чем она была в самом ее начале. Дело в том, что силы низших темных миров в значительной мере повышают свою агрессивность, когда осознают, что они обнаружены. А это происходит неизбежно, так как восприимчивость человека в процессе духовной практики возрастает. Тогда, возможно, лучше быть религиозным человеком, чем идти духовным путем, который таит в себе неизвестные опасности? На самом деле, познание самого себя не таит каких бы то ни было опасностей, так как человек при этом постоянно находится в состоянии отстраненности, т. е. в позиции «свидетеля». Эта позиция не только позволяет человеку осознавать всевозможные влияния низших сил, но и делает человека защищенным от их атак.
Мир, в котором живет человек, имеет много уровней, каждый из которых имеет свое значение. Поэтому оценка человеком той действительности, которая окружает его будет меняться в зависимости от того, насколько высока будет его восприимчивость. Возрастающая восприимчивость как бы отодвигает человека от мира, который прежде своими мелочными сиюминутными проблемами закрывал свою истинную значимость. Человек начинает осознавать что в общей картине мира нет ни второстепенных событий и явлений, ни каких-то мелочей, на которые можно не обращать своего внимания. Занимая более высокую позицию, человек осознает более широкую панораму происходящего в мире, благодаря чему для него становится более ясным смысл всего происходящего в мире. И, кроме того, расширяются горизонты его сознания, и ум становится способным вмещать в себя многое из того, что прежде было за пределами его возможностей. Есть еще одна очень важная особенность, проявляющаяся при познании самого себя: все на чем человек фиксирует в себе внимание, со временем трансформируется в соответствии с уровнем сознания человека.
О САМОСОЗНАНИИ
Самосознание существует только у живых организмов, к ним следует относить и растения. Особенностью живых организмов является то, что для их жизнедеятельности необходимо взаимодействие с окружающей их средой, что возможно только при разделении на «я» и «не я». Низшие живые организмы хорошо отличают благоприятную для их существования среду от неблагоприятной и принимают меры к тому, чтобы выйти из опасной для них зоны. Многоклеточные организмы уже способны из двух зол выбрать меньшее и, несмотря на то, что для них главным является питание и размножение, они будут стремиться удалиться от того места, где только что насыщали свой голод, если им грозит опасность. Удивительно! Откуда у мушки-дрозофилы знания, что к ней приближается опасность, и в этой ситуации прием пищи не является самым важным занятием. Это не может быть инстинктом самосохранения, приобретенным в результате опыта ее древних предшественников, потому что такой опыт для них заканчивался гибелью, и они не могли передать его своим потомкам. Но способность к различению присуще не только мухам и людям, одноклеточные организмы также способны отличать опасное от неопасного и вкусное от невкусного. Можно сказать, что все живые организмы знают, «что такое хорошо и что такое плохо», но современный человек это знает хуже, чем дрозофила. Динамика обмена веществ, происходящих в живой клетке, кажется непостижимой. Наблюдая за процессами, происходящими в этом микроскопическом живом организме, не будучи предвзятым, приходишь к мысли, что позади этой формы жизни есть тот, кто содержит в себе знания всех процессов, необходимых для сохранения жизни, и управляет этими процессами. Это даже не позади, а внутри самой клеточной структуры, но на энергетическом уровне. Сама клетка при этом воспринимается, как внешняя материальная форма, а то, что управляет ее процессами – сознанием клетки. В свою очередь, функция каждого органа, состоящего из множества клеток, управляется энергетической структурой, которую можно назвать сознанием этого органа, и, наконец, физическое тело, представляющее единый организм, управляется еще более сложным энергетическим образованием, которое можно назвать сознанием тела. Кроме того, тело является домом для различных витальных энергетических структур, которые дополняются менталом, и все это завершается сознанием человека, которое при необходимости может быть обращено во внешний мир или же на самого себя. Что дает возможность человеку познавать или окружающий его мир, или же самого себя.
Рассуждая о самосознании, мы можем говорить о своей индивидуальности, которую осознает человек, противопоставляя себя внешнему миру, и можем говорить о способности человека осознавать в самом себе различные процессы как на витальном, так и на других уровнях. В большинстве случаев люди осознают только свою индивидуальность, отделенность от внешнего мира, и при этом лишены способности осознавать свой внутренний мир. Обычно осознание своей собственной индивидуальной отделенности от внешнего мира происходит на втором-третьем году жизни, а способность осознавать свои собственные внутренние состояния или реакции, в тот период, когда человек их переживает, становится возможным только в подростковом возрасте. Но и это является исключением, большинство людей способны осознавать только свою индивидуальность, на которую они как бы смотрят извне, и поэтому для них принимает особое значение их тело, с которым они и ассоциируют себя. Наиболее несовершенным самоосознанием является восприятие себя как личности отделенной от окружающей реальности. В этом случае человек стремится удовлетворять только свои всевозможные нужды, не считаясь с окружающими его обстоятельствами. Более совершенное самоосознание включает себя в какую-либо человеческую общность, и тогда такой человек осознает себя только частью чего-то большего, чем его собственная индивидуальность, например, какого-либо коллектива. Есть и более высокие уровни самоосознания, когда человек осознает себя частью своей нации, которую он может любить больше, чем самого себя и это будет называться национализмом (этому термину сейчас приписывается совсем не правильное значение, направленное на искоренение любви к Родине в угоду глобализации). И вершиной самоосознания является общность человека с Божественным, когда человек осознает себя проводником Божественной воли.