НАМЕРЕНИЕ И ОСОЗНАННАЯ ВОЛЯ

Современная биология утверждает, что человек завершил свою эволюцию. Усевшись на трон царя природы и, назвав себя человеком разумным, он принялся переустраивать окружающий его мир, по своему образу и подобию. В действительности человечество в основной своей массе всё ещё находится на уровне животных, правда, цивилизованных. Здесь, возможно, появиться возражение, что человек уже не животное, так как владеет речью. Но все живые существа владеют речью в той степени и в той форме, которая необходима для их существования, и даже «письма пишут» для любознательных представителей своего вида. И если согласиться с утверждениями биологов, то с грустью можно сказать, что человек это не венец, а конец эволюции. Правда, человек во многом более совершенен, чем животные, но тогда мы можем сказать, что человек – это усовершенствованное животное. Но у человека есть одно радикальное отличие от животных – ему дана способность к самоосознанию, и это является следующей ступенью эволюции человека – эволюции его сознания. Все предыдущие периоды его эволюции были только подготовкой к этому этапу.

В эволюции есть одна важная особенность всё новое вырастает из старого, совершенное из менее совершенного. В дальнейшем, новое совершенство поднимается, отряхиваясь от всего прежнего, которое стало для него несовершенством. В случае с человеком, всё новое вбирает в себя и осознаёт все прежние несовершенства, превращая их в пищу своего формирующегося совершенства. И этот процесс может быть тысячекратно ускорен, если человек будет осознанно участвовать в своей собственной эволюции. Для этого, человек должен трансформировать в себе животную часть сознания в сознание человеческое.

Человек, находясь в своём переходном состоянии от сознания животного, к сознанию человеческому должен знать, что животное так же имеет личностную и социальную зону, в которой он взаимодействует с реальностью внешнего мира. Его личностная зона содержит в себе инстинкты и механизмы, позволяющие формировать направленные адекватные действия на меняющиеся внешние обстоятельства в его социальной зоне. В тех же случаях когда животное находится в относительной безопасности, его личностная зона находится в состоянии относительной неопределённости, за исключением тех её частей, которые обеспечивают в автоматическом режиме состояние необходимой активности. В те периоды, когда внешние тревожные обстоятельства или же его внутренние инстинкты требуют от животного изменения его направленной активности, внутренние механизмы или генетические программы мобилизуют ресурсы его личностной зоны, находившиеся прежде в состоянии неопределённости, создавая адекватные поведенческие модели. Когда же внешние обстоятельства утрачивают свою напряжённость, личностная зона животного вновь переходит в прежнее состояние бесформенности или неопределённости. И животное вновь действует в привычном для него автоматическом режиме.

У человека кроме личностной и социальной зоны, в которой он взаимодействует с внешней реальностью есть ещё информационная зона, которая у различных людей имеет не одинаковые горизонты. У одних людей, кроме личностной зоны и социальной больше ничего нет. Информационная зона им не интересна. От того, что она есть или её нет, им не жарко и не холодно. Эти люди ограничиваются таким же кругом интересов, как и животные, а сама по себе цивилизованность сути при этом не меняет. Но попробуйте найти отличия между интересами животного и интересами людей, которых называют обывателями. Каждый из них стремится выжить в меняющихся обстоятельствах внешнего мира, для этого им необходимы жильё и пища и безопасность для них и их потомства. Они стремятся к удобствам и, по возможности, к удовольствиям. Их внутренняя неопределённость сознания и разобранность личностной зоны, мобилизуются под влияниями внешней необходимости или животных инстинктов. В этом перечне потребностей и активностей животных и человека – много общего. Конечно, есть отличия в средствах, при помощи которых всё это достигается, потому что человек – цивилизованное существо.

Та категория людей, сознание которых выше сознания обывателя, имеют иную структуру: чаще всего их личностная зона более организована и целенаправленна; социальная зона, в которой происходят взаимодействия человека с внешним миром, функционально более разнообразна и горизонты её более обширны. И, наконец, у них есть хорошо выраженная информационная зона, которая у некоторых людей – безгранична. Но если сознание человека выше сознания обывателя, и его видение мира и своего предназначения в этом мире, более совершенны, по сравнению с интеллектуальными параметрами обывателя, то это ещё не означает, что этот человек изначально делал определённые направленные усилия, чтобы стать более совершенным, чем обыватель. Скорее всего, он родился с большими способностями и возможностями, то есть, он пришёл в этот мир более совершенным. А нас интересует практика, в которой человек осознанно будет участвовать в своей собственной эволюции сознания.

Мы уже с вами прежде говорили о том, что у человека есть три уровня восприятия и осознания реальности. Первый из них – это инстинктивный уровень, который выделяет из многоплановой окружающей человека реальности то, что соответствует его животной природе и является необходимым для его выживания. Второй уровень, содержит в своём составе субличности, каждая из которых представляет собой связующее звено между человеком и каким-то планом сознания реальности мироздания. Третьим уровнем является сознание человека, возвышающееся над субличностями и инстинктами и способное управлять ими. Инстинкты – это программы организма направленные на его взаимодействия с реальностью проявленного мира значимостей с целью сохранения жизни и продления рода в нашем случае, человеческого. Субличности – это так же программы, записанные в генетическом коде человека в так называемых мусорных генах, проявляющих себя в волновой составляющей генофонда человека. Сознание человека – это не только арбитр, оценивающий подвластную ему территорию, но ему дана власть над этой территорией. В большинстве случаев люди не используют власть своего сознания, находясь под управлением внешней необходимости и внутренних инстинктов, что характерно для животного уровня жизни. Причиной этому является отсутствие у сознания вектора активности и причиной этому – две. Во-первых, человек не осознаёт надобности быть независимым от внешней необходимости и инстинктов, и, во-вторых, человека вполне устраивает внешнее управление, которое позволяет ему быть пассивным исполнителем воли низшей природы. Побуждать человека к независимости и самоуправлению может только эгоистическая воля или же его Истинное «Я» – Божественная душа в человеке. Но эгоистическая воля ещё в большей степени привязывает человека к значимостям этого проявленного мира и, этим самым, препятствует восхождению его сознания, поэтому человеку остаётся только одно направление, ведущее к свободе – то, которое открывает перед ним его Божественная душа или истинное «Я».

Можно подумать, что время, когда человек может встать на путь, ведущий к свободе, не зависит от человека, так как это становится возможным только после того, как истинное «Я» человека будет достаточно зрелым, чтобы изменить предпочтения его сознания и изменить значения ценностей этого проявленного мира. В действительности, многое зависит и от воспитания человека и его воспитателей, которыми являются не только родители, но и внешняя психологическая атмосфера и социальная действительность, в которой он находится. Предположим, человек родился и живёт в условиях, в которых приоритетными являются идея выгоды и культ денег, когда дух индивидуализма преобладает над альтруизмом, – разумеется, это в значительной степени задержит созревание Божественной души в человеке. И, напротив, когда материальные ценности не являются предпочтительными для человека, на передний план выходят идеи альтруизма и жертвенности, долга и чести, то это создаёт благоприятную атмосферу для роста его истинного «Я». 

Воля без намерения создаёт в человеке состояние хаоса. В лучшем случае такой волей управляют внешние обстоятельства, а в худшем, в человеке такая воля проявляет себя как неуправляемая гиперактивность, возбудимость, потворство животным влечениям и внутренняя неупорядоченность. Обычно у таких людей слабо выражено чувство долга, которое диктуется его собственной волей. Они скорее действуют под влиянием обстоятельств или под давлением внешней необходимости, отсюда их необязательность и своеобразная детскость, которая может проявляться  и в зрелом, и даже преклонном возрасте. Будучи поверхностными, они не способны создать у друзей и супругов чувство надёжности и атмосферу опоры.

Намерение всегда определяет направление, внешней или внутренней активности, которая может быть как статической, когда человек удерживает какое-то состояние, например, внутренней неподвижности, бдительности или же состояния неприятия каких-то обстоятельств или влияний, так и динамической, при которой человек осознанно неприемлет и отвергает требования всевозможных влечений и побуждений. Воля осознанного намерения не только удерживает направленность намерения, но и содержит в себе смысл и предназначение этой направленности и использует как свои инструменты человеческую восприимчивость, бдительность, знание всего, что должно быть принято и, что должно быть отвергнуто. И для этого воля использует свою способность к различению и оценке тех значимостей, с которыми она взаимодействует. И ещё одной важной частью воли сознания является внимание, имеющее три уровня своего проявления. Первый из них – это внимание внешнее, которое сосредоточивается на всевозможных внешних проявлениях этого мира значимостей. Второй уровень внимания – внутренний, в отличие от внимания внешнего, он сосредоточен не на объектах в пространстве, а на самом пространстве, в котором могут происходить различные события. И есть ещё одно важное отличие внимания внутреннего от внешнего: увеличение концентрации внешнего внимания уменьшает размер точки его фиксации. В то же время, внимание внутреннее при увеличении его концентрации, продолжает воспринимать всё пространство, но становится всё более и более неподвижным. Между внешним и внутренним вниманием есть определённая взаимосвязь, в которой внешнее внимание может служить указателем, того места, на которое должно быть направлено внимание внутреннее.

И, наконец, есть третий тип внимания, очень часто не осознаваемое человеком, – это внимание намерения, которое может определять направление всей человеческой жизни. Это внимание формируется на поверхности намерения жизни, что можно сравнить с информацией накладываемой на поверхность радиоволны. Таким образом, этот третий тип внимания в своей направленности совпадает с вектором основного намерения человека – это стремление жить. Но когда на волны или вибрации намерения жизни накладываются вибрации, несущие в себе смысл более высокий, чем просто жить, – для чего жить, то это меняет всё. Во внутренней атмосфере личностной зоны исчезает её прежняя бесформенность, и возникает постоянная определённая упорядоченность, соответствующая сформированному человеком намерению. Эта упорядоченность атмосферы личностной зоны человека дисциплинирует всю его жизнь, определяя её направленность и её смысл. Все другие более мелкие намерения, в таком случае, проистекают от основного осознанного намерения человека. Их можно сравнить с ветвями дерева, которое в нашем случае, можно назвать деревом смысла жизни, или же деревом человеческого предназначения. и если все стремления человека, все виды его активности в этом мире будут сверяться с основным его намерением, то в соответствии с намерением смысла жизни изменится и само намерение жизни, которое в каждом человеке существует на животном уровне и определяет продолжительность его биологической жизни. Человек, сформировавший человеческое намерение, определяющее смысл и предназначение его человеческой жизни, будет иметь уже другую судьбу и другую продолжительность жизни, которая теперь будет определяться его осознанным намерением. В таком случае для человеческого существа будет по важности на первом месте не его биологическое предназначение, выполнив которое он должен будет оставить своё тело земле, а предназначение более высокое, ради которого он существует на Земле, и продолжительность его жизни будет определяться выполнением его предназначения в этой жизни.