Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НАМЕРЕНИЕ И ОСОЗНАННАЯ ВОЛЯ

Петр Зорин

Современная биология утверждает, что человек завершил свою эволюцию. Усевшись на трон царя природы и, назвав себя человеком разумным, он принялся переустраивать окружающий его мир, по своему образу и подобию. В действительности человечество в основной своей массе всё ещё находится на уровне животных, правда, цивилизованных. Здесь, возможно, появиться возражение, что человек уже не животное, так как владеет речью. Но все живые существа владеют речью в той степени и в той форме, которая необходима для их существования, и даже «письма пишут» для любознательных представителей своего вида. И если согласиться с утверждениями биологов, то с грустью можно сказать, что человек это не венец, а конец эволюции. Правда, человек во многом более совершенен, чем животные, но тогда мы можем сказать, что человек – это усовершенствованное животное. Но у человека есть одно радикальное отличие от животных – ему дана способность к самоосознанию, и это является следующей ступенью эволюции человека – эволюции его сознания. Все предыдущие периоды его эволюции были только подготовкой к этому этапу.

В эволюции есть одна важная особенность всё новое вырастает из старого, совершенное из менее совершенного. В дальнейшем, новое совершенство поднимается, отряхиваясь от всего прежнего, которое стало для него несовершенством. В случае с человеком, всё новое вбирает в себя и осознаёт все прежние несовершенства, превращая их в пищу своего формирующегося совершенства. И этот процесс может быть тысячекратно ускорен, если человек будет осознанно участвовать в своей собственной эволюции. Для этого, человек должен трансформировать в себе животную часть сознания в сознание человеческое.

Человек, находясь в своём переходном состоянии от сознания животного, к сознанию человеческому должен знать, что животное так же имеет личностную и социальную зону, в которой он взаимодействует с реальностью внешнего мира. Его личностная зона содержит в себе инстинкты и механизмы, позволяющие формировать направленные адекватные действия на меняющиеся внешние обстоятельства в его социальной зоне. В тех же случаях когда животное находится в относительной безопасности, его личностная зона находится в состоянии относительной неопределённости, за исключением тех её частей, которые обеспечивают в автоматическом режиме состояние необходимой активности. В те периоды, когда внешние тревожные обстоятельства или же его внутренние инстинкты требуют от животного изменения его направленной активности, внутренние механизмы или генетические программы мобилизуют ресурсы его личностной зоны, находившиеся прежде в состоянии неопределённости, создавая адекватные поведенческие модели. Когда же внешние обстоятельства утрачивают свою напряжённость, личностная зона животного вновь переходит в прежнее состояние бесформенности или неопределённости. И животное вновь действует в привычном для него автоматическом режиме.

У человека кроме личностной и социальной зоны, в которой он взаимодействует с внешней реальностью есть ещё информационная зона, которая у различных людей имеет не одинаковые горизонты. У одних людей, кроме личностной зоны и социальной больше ничего нет. Информационная зона им не интересна. От того, что она есть или её нет, им не жарко и не холодно. Эти люди ограничиваются таким же кругом интересов, как и животные, а сама по себе цивилизованность сути при этом не меняет. Но попробуйте найти отличия между интересами животного и интересами людей, которых называют обывателями. Каждый из них стремится выжить в меняющихся обстоятельствах внешнего мира, для этого им необходимы жильё и пища и безопасность для них и их потомства. Они стремятся к удобствам и, по возможности, к удовольствиям. Их внутренняя неопределённость сознания и разобранность личностной зоны, мобилизуются под влияниями внешней необходимости или животных инстинктов. В этом перечне потребностей и активностей животных и человека – много общего. Конечно, есть отличия в средствах, при помощи которых всё это достигается, потому что человек – цивилизованное существо.

Та категория людей, сознание которых выше сознания обывателя, имеют иную структуру: чаще всего их личностная зона более организована и целенаправленна; социальная зона, в которой происходят взаимодействия человека с внешним миром, функционально более разнообразна и горизонты её более обширны. И, наконец, у них есть хорошо выраженная информационная зона, которая у некоторых людей – безгранична. Но если сознание человека выше сознания обывателя, и его видение мира и своего предназначения в этом мире, более совершенны, по сравнению с интеллектуальными параметрами обывателя, то это ещё не означает, что этот человек изначально делал определённые направленные усилия, чтобы стать более совершенным, чем обыватель. Скорее всего, он родился с большими способностями и возможностями, то есть, он пришёл в этот мир более совершенным. А нас интересует практика, в которой человек осознанно будет участвовать в своей собственной эволюции сознания.

Мы уже с вами прежде говорили о том, что у человека есть три уровня восприятия и осознания реальности. Первый из них – это инстинктивный уровень, который выделяет из многоплановой окружающей человека реальности то, что соответствует его животной природе и является необходимым для его выживания. Второй уровень, содержит в своём составе субличности, каждая из которых представляет собой связующее звено между человеком и каким-то планом сознания реальности мироздания. Третьим уровнем является сознание человека, возвышающееся над субличностями и инстинктами и способное управлять ими. Инстинкты – это программы организма направленные на его взаимодействия с реальностью проявленного мира значимостей с целью сохранения жизни и продления рода в нашем случае, человеческого. Субличности – это так же программы, записанные в генетическом коде человека в так называемых мусорных генах, проявляющих себя в волновой составляющей генофонда человека. Сознание человека – это не только арбитр, оценивающий подвластную ему территорию, но ему дана власть над этой территорией. В большинстве случаев люди не используют власть своего сознания, находясь под управлением внешней необходимости и внутренних инстинктов, что характерно для животного уровня жизни. Причиной этому является отсутствие у сознания вектора активности и причиной этому – две. Во-первых, человек не осознаёт надобности быть независимым от внешней необходимости и инстинктов, и, во-вторых, человека вполне устраивает внешнее управление, которое позволяет ему быть пассивным исполнителем воли низшей природы. Побуждать человека к независимости и самоуправлению может только эгоистическая воля или же его Истинное «Я» – Божественная душа в человеке. Но эгоистическая воля ещё в большей степени привязывает человека к значимостям этого проявленного мира и, этим самым, препятствует восхождению его сознания, поэтому человеку остаётся только одно направление, ведущее к свободе – то, которое открывает перед ним его Божественная душа или истинное «Я».

Можно подумать, что время, когда человек может встать на путь, ведущий к свободе, не зависит от человека, так как это становится возможным только после того, как истинное «Я» человека будет достаточно зрелым, чтобы изменить предпочтения его сознания и изменить значения ценностей этого проявленного мира. В действительности, многое зависит и от воспитания человека и его воспитателей, которыми являются не только родители, но и внешняя психологическая атмосфера и социальная действительность, в которой он находится. Предположим, человек родился и живёт в условиях, в которых приоритетными являются идея выгоды и культ денег, когда дух индивидуализма преобладает над альтруизмом, – разумеется, это в значительной степени задержит созревание Божественной души в человеке. И, напротив, когда материальные ценности не являются предпочтительными для человека, на передний план выходят идеи альтруизма и жертвенности, долга и чести, то это создаёт благоприятную атмосферу для роста его истинного «Я». 

Воля без намерения создаёт в человеке состояние хаоса. В лучшем случае такой волей управляют внешние обстоятельства, а в худшем, в человеке такая воля проявляет себя как неуправляемая гиперактивность, возбудимость, потворство животным влечениям и внутренняя неупорядоченность. Обычно у таких людей слабо выражено чувство долга, которое диктуется его собственной волей. Они скорее действуют под влиянием обстоятельств или под давлением внешней необходимости, отсюда их необязательность и своеобразная детскость, которая может проявляться  и в зрелом, и даже преклонном возрасте. Будучи поверхностными, они не способны создать у друзей и супругов чувство надёжности и атмосферу опоры.

Намерение всегда определяет направление, внешней или внутренней активности, которая может быть как статической, когда человек удерживает какое-то состояние, например, внутренней неподвижности, бдительности или же состояния неприятия каких-то обстоятельств или влияний, так и динамической, при которой человек осознанно неприемлет и отвергает требования всевозможных влечений и побуждений. Воля осознанного намерения не только удерживает направленность намерения, но и содержит в себе смысл и предназначение этой направленности и использует как свои инструменты человеческую восприимчивость, бдительность, знание всего, что должно быть принято и, что должно быть отвергнуто. И для этого воля использует свою способность к различению и оценке тех значимостей, с которыми она взаимодействует. И ещё одной важной частью воли сознания является внимание, имеющее три уровня своего проявления. Первый из них – это внимание внешнее, которое сосредоточивается на всевозможных внешних проявлениях этого мира значимостей. Второй уровень внимания – внутренний, в отличие от внимания внешнего, он сосредоточен не на объектах в пространстве, а на самом пространстве, в котором могут происходить различные события. И есть ещё одно важное отличие внимания внутреннего от внешнего: увеличение концентрации внешнего внимания уменьшает размер точки его фиксации. В то же время, внимание внутреннее при увеличении его концентрации, продолжает воспринимать всё пространство, но становится всё более и более неподвижным. Между внешним и внутренним вниманием есть определённая взаимосвязь, в которой внешнее внимание может служить указателем, того места, на которое должно быть направлено внимание внутреннее.

И, наконец, есть третий тип внимания, очень часто не осознаваемое человеком, – это внимание намерения, которое может определять направление всей человеческой жизни. Это внимание формируется на поверхности намерения жизни, что можно сравнить с информацией накладываемой на поверхность радиоволны. Таким образом, этот третий тип внимания в своей направленности совпадает с вектором основного намерения человека – это стремление жить. Но когда на волны или вибрации намерения жизни накладываются вибрации, несущие в себе смысл более высокий, чем просто жить, – для чего жить, то это меняет всё. Во внутренней атмосфере личностной зоны исчезает её прежняя бесформенность, и возникает постоянная определённая упорядоченность, соответствующая сформированному человеком намерению. Эта упорядоченность атмосферы личностной зоны человека дисциплинирует всю его жизнь, определяя её направленность и её смысл. Все другие более мелкие намерения, в таком случае, проистекают от основного осознанного намерения человека. Их можно сравнить с ветвями дерева, которое в нашем случае, можно назвать деревом смысла жизни, или же деревом человеческого предназначения. и если все стремления человека, все виды его активности в этом мире будут сверяться с основным его намерением, то в соответствии с намерением смысла жизни изменится и само намерение жизни, которое в каждом человеке существует на животном уровне и определяет продолжительность его биологической жизни. Человек, сформировавший человеческое намерение, определяющее смысл и предназначение его человеческой жизни, будет иметь уже другую судьбу и другую продолжительность жизни, которая теперь будет определяться его осознанным намерением. В таком случае для человеческого существа будет по важности на первом месте не его биологическое предназначение, выполнив которое он должен будет оставить своё тело земле, а предназначение более высокое, ради которого он существует на Земле, и продолжительность его жизни будет определяться выполнением его предназначения в этой жизни.

Опубликовано