Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Петр Зорин

Отделить воспитание человека от его обучения, практически, невозможно. Обычно обучение происходит на вербальном уровне, на котором, человеку сообщают, что правильно и что – неправильно, что он должен говорить или делать в определённых ситуациях. Другими словами, человека обучают правилам поведения в тех обстоятельствах, в которых он может оказаться. И человек всё это принимает к сведению и улыбается там, где это уместно, скажет спасибо, так как это соответствует правилам вежливости, поддержит под локоток, переводя бабушку через пешеходный переход, никогда не пойдёт на красный свет, даже если улица пустынна. Он знает, как где и когда он должен вести себя определённым образом, и как он должен выглядеть внешне в определённых обстоятельствах. Но это только форма, которую, как правильную, предложили человеку, обучили, как её сохранять, а в других обстоятельствах, в которых эта форма не требуется, человек может оставаться самим собой, быть естественным. Это означает, что он может не притворяться, не носить благопристойные маски, не сдерживать себя и быть свободным и самим собой? Практически, это является формированием социальной зоны человека, в которую он каждый раз входит, при общении с другими людьми

В каждом человеке есть осознанные и неосознан­ные мотивы его отношений к тому, что окружает его. На пути неосознанных разрушительных реакций или состояний, нормальный человек ставит запреты, не позволяя неосознаваемому проявиться. Но, нередко, человек этого не делает по многим причинам: иногда из-за недостатка воли, а иногда, чтобы показать свою значимость, но, может быть и такой вариант, в котором побуждение, поднявшееся из бессознательного, было столь неожиданным и насильственным, что человек просто не успел осознать своей реакции, как она уже произошла. Это, чаще всего связано с тем, что любые эмоции, желания и побуждения суживают сознание человека, и тогда всё, чему его обучили, оказывается за пределами возможности осознания. Хотя, возможно, этот человек,  был хорошо обучен, как благопристойно вести себя в человеческом обществе, чтобы казаться воспитанным. Казаться! Когда человека обучают манерам и благопристойности, то в результате он может только казаться. В социальной зоне человек, нередко, хочет казаться, но не быть – что входит в его личностную зону, и если он овладел искусством казаться, то о нём говорят, что это воспитанный человек, а на самом деле он носит маску, соответствующую обстоятельствам. Социальная зона человека не имеет определённых внешних границ, и у каждого человека её пределы индивидуальны, а структура её почти всегда зависит от внешних условностей, правил и законов.

В центре круга социальной зоны находится зона личностная. У некоторых людей эта личностная зона является центром управления. У «некоторых» потому, что у большинства людей личностная психологическая зона находится под внешним управлением.

В личностную зону входит мировоззрение человека, его интересы, его врождённые психологические особенности и его раскрывшиеся, раскрывающиеся и ещё не раскрытые возможности. И, кроме того, личностная психологическая зона содержит в себе оценку значимости самого себя, и значимости, которые находятся в окружающем человека социальном мире. И всё это находится под контролем сознательной воли человека, которая у различных людей выражена не в одинаковой степени. Волю в этом случае можно сравнить с магнитным полем, которое удерживает все элементы личностной зоны на своих местах. В тех случаях, когда воля слаба, то элементы личностной зоны могут легко попасть под влияние внешней более сильной воли.

Когда мы говорим о позиции человека, которая так же формируется в личностной зоне человека, то имеем в виду направленность его мировоззрения, которая может быть сформирована умом или же сформирована «сердцем», что определяет не только личностные особенности человека, но и направленность всей его жизни. При этом все значимости этого проявленного мира получают другую оценку и другое предназначение, да и само существование человеческой личности приобретает другой смысл. Все объекты, находящиеся в поле мировоззрения личностной зоны имеют свои значимости, степень ценности которых у различных людей не одинакова. Но чаще всего значимости объектов в личностной зоне и в социальной зоне созвучны друг другу, особенно у тех людей, которые стремятся быть «такими как все». Это связано с тем, что в социальной зоне находятся общепринятые значимости, которыми являются не только объекты, но и взаимоотношения с ними, и человек в таких случаях просто механически переносит значимости социальной зоны в личностную зону. И, действительно, откуда человек может приносить информацию или получать опыт, кроме социальной зоны.

Значимости в личностной зоне человека ведут себя как собственники и в определённых обстоятельствах могут проявлять себя, как захватчики. Это происходит тогда, когда человек придаёт некоторым из них слишком большое значение. Обычно это происходит, когда человек какими-то значимостями чаще пользуется, уделяет им больше времени. Да и само взаимодействие со значимостями вызывает у человека приятные, захватывающие его эмоциональные состояния. Это, часто, бывает, когда человек увлекается, например, компьютерными играми, и совсем не обязательно в бегалки и стрелялки, вполне возможно, что это будут игры в крестики и нолики или что-либо похожее на это. В результате можно ожидать двух последствий. Во-первых, значимости, которые преимущественно используются человеком, начинают разрастаться, поглощая территории других значимостей, которые при этом разрушаются, оставляя человеку о себе только воспоминания. Например, если человек прежде увлекался математикой или ещё чем-то, то соседняя значимость-захватчик, разрастаясь, сделает его не только безразличным к математике, но не оставит даже следа от соответствую­щих прежних его способностей. У игроманов, таким образом, может быть опустошена вся его личностная зона, и из прежде интересного человека он может превратиться в чрезвычайно мелкое, на ком-то паразитирующее, существо. И если прежде человек был подобен гармоничному многолепестковому цветку, то теперь все лепестки его значимостей уступили место одному, но очень большому лепестку. Личностная зона человека в действительности представлена спектром субличностей, каждая из которых отвечает за какие-то значимости человека. И когда человек в какой-то последовательности удовлетворяет аппетиты своих значимостей, то они постепенно разрастаются, делая человека всё более гармоничным и глубоким. Во-вторых, у человека исчезает потребность познания, потому что в нём все субличности заняты одной страстью и нет места для познания еще чего-то.

Личностная зона человека подобно крепости-городу, защищена от внешних набегов-влияний крепостной стеной. Но человек – социальное существо и, чтобы выживать в тех обстоятельствах, в которых он находится, ему необходимо постоянно взаимодействовать с внешним социальным миром. Тем более, что во внешнем социальном мире человек заимствует те материалы, которые ему необходимы в его личностной зоне. А мы здесь уже упоминали, что все субличности человека находятся в его личностной зоне и между ними распределены все интересы человека и все его возможности. Основной задачей каждой из субличностей является взаимодействие с социальной зоной, которая не только обогащает личностную зону человека, но и сама формируется в соответствии со своей направленностью.

Личностная зона человека в своей основе содержит в себе всё то, что является отражением глубинной сути человека, которая объединяется при помощи его воли в единую человеческую личность с элементами его мировоззрения. Что лежит в основе глубинной сути человеческой личности? Во-первых, очень важным является генетическая составляющая человека. Например, один из родителей был по своей генетической природе рабом, но подсознательно чувствуя свою рабскую природу, он прилагает многие усилий, чтобы как-то компенсировать свою неуверенность в обстоятельствах, в которых он не осознаёт внутри себя своеобразного стержня, создающего чувство внутренней опоры. Обычно, люди, которые являются рабами по своей природе, пытаются подменить отсутствующую внутреннюю опору, опорой внешней. Поэтому для них особенно важной является их социальная значимость, в которой они, нередко, вместо своей внутренней опоры выбирают опорой какого-либо другого человека, который становится их внешней опорой. Из них не получиться хороший боец, или воин на духовном пути, так как это является прерогативой людей, имеющих внутреннюю опору. Из них не получаются хорошие руководители, так как они придают большое значение мелочам, которые не делают погоды. И, к тому же, хорошим руководителем может быть только тот, кто сам может быть опорой для других людей. Можно сказать, что внутренняя опора делает человека «настоящим человеком». Но человеку, который стремится быть «таким, как все», эта внутренняя опора вроде бы ни к чему, поэтому впереди стада баранов идёт козёл на которого ориентируются все остальные бараны. 

Но человек, родившийся с определённым генетическим дефектом, который наделил его психологией раба, имеет более благоприятный прогноз, если подобного рода гены достались ему от отца, а не от матери. Это объясняется тем, что мать, уже содержащая в себе генетический дефект, в период беременности содержит его в атмосфере своей рабской сути. И тогда генетическое наследование дополняется и закрепляется воспитанием плода во внутриутробный период, в рабской атмосфере матери.

Генетическое наследование психологических особенностей человека является основой его личности, которая создаёт определённую психологическую атмосферу в личностной зоне человека. Эта психологическая атмосфера влияет на все грани человеческой личности, хотя сам человек, как правило, этого не замечает. Но, конечно же, нельзя рассматривать человека с позиции какой-то одной грани его личности, так как каждая грань человека имеет свою противоположность. Хотя, эти противоположности почти всегда неуравновешенны относительно друг друга, но в любом случае, воспитатель это должен иметь в виду.

Воспитанием можно в значительной степени смягчить некоторые наследственные особенности, которые преобладают в каком-либо человеке, поэтому воспитание – это трансформация всей личности человека, и не внешняя маска, которую человек приобретает при обучении его правилам хорошего тона, а сама суть его. Что правильно, а что не правильно, что прекрасно, а что безобразно – знание этого не всегда опирается на общепринятую информацию, потому что является отражением самой сути человека. Таким образом, обучение формирует в человеке его социальную зону, а воспитание трансформирует его личностную зону. Конечно, границы личностной и социальной зон относительны, но тем не менее личностная зона прилежит к «я» человека, можно сказать, вплотную, а социальная объединяет человека с внешней реальностью. Следовательно, при воспитании человека надо основное внимание уделять не противоположностям значимостей внешней реальности, в которой имеют большое значение общие характеристики значимостей этого мира. Человек может запомнить, что такое хорошо и что такое плохо, что прекрасно, а что – безобразно, что правильно, а что не правильно, и успешно пользоваться этой информацией в социальной сфере. Но этого ещё недостаточно, чтобы быть уверенным в себе, при общении. В любом случае, человек должен опираться на то, что есть у него в его личностной зоне. Например, в личностной зоне у этого человека есть супруг, которому его личностная зона отдана в бессрочную аренду. А в социальном мире у него есть начальник, указания которого он старательно исполняет. И у такого человека всё в порядке, есть на кого опереться. Но вся беда состоит в том, что такой человек служит не собственной значимости перед самим собой, а значимостям тех людей, которые служат для него опорой, как на психологическом, так и на социальном планах.

Для каждого человека очень важно иметь свою собственную внутреннюю опору. Вот некоторые её характеристики: человек, имеющий внутреннюю опору, очень ясно осознаёт дистанцию между «я» и «не я». «Не я» для него находится в социальной зоне и, поэтому, он осознаёт свою отделённость и даже независимость от него. Конечно, он может открыть врата в свою личностную зону и пригласить «не я» в гости, но хозяином своей личностной зоны он не позволит ему быть. Они могут находиться на смежных территориях и не закрывать двери друг другу, что позволит им обогащать свои личностные зоны теми ценностями, которые есть у каждого из них, но степень значимости этих ценностей они будут определять для себя индивидуально. И чем дольше эти люди находятся вместе, тем в большей мере они обогащают друг друга, при этом каждый из них поступает по своему усмотрению с приобретёнными ценностями. И ни один из них не пытается навязать другому свои точки зрения и свои ценности, но стремится понять их, этим самым обогащая свою личностную зону. Можно поговорить о них, но только в сослагательном наклонении и ни в коем случае не осуждать их. Этим самым, вы предоставляете другому человеку свободу, а себе не позволяете быть мелким и поверхностным.

Никогда в своих взаимоотношениях не переходите на характеристики друг друга, в которых в виде упрёков или категорических суждений показываете другого в неприглядном свете. Возможно, вы и правы, но такого рода взаимодействия в значительной степени увеличивают дистанцию отношений, и возрастает ваша отчуждённость друг от друга. В близких отношениях каждый из людей является своеобразным солнцем по отношению к другому. И когда дистанция отношений увеличивается, то люди недополучают друг от друга психологического и душевного тепла.

Во взаимоотношениях между двумя людьми существует оптимальный предел открытости своих личностных зон. Будет не правильным, если мы будем позволять другому человеку заходить  в нашу личностную зону в грязной обуви и позволять ему осуждать те ценности, которые для нас имеют большую значимость. Это обязательно изменит ваши отношения не в лучшую сторону, так как у другого человека появится тенденция вытирать о вас свои ноги. Когда вас поучают и делают замечания с позиции господина, то это говорит о том, что в вас уже начинают видеть тряпку и примеряются вытереть о неё свои грязные ноги.

У двух близких друг другу людей есть общая личностная зона, куда каждый из них делегирует часть своих значимостей. Эта общая личностная зона имеет общие интересы, общие стремления и общую деятельность. В этой общей личностной зоне ни один из близких между собой людей не является распорядителем, но, благодаря ей у двух людей есть общее поле деятельности, общие интересы и общие стремления. Это можно сравнить с залом, из которого есть вход в две отдельные комнаты, каждая из которых принадлежит отдельному человеку. Каждая комната имеет свой интерьер, который отражает психологические особенности владельца этой комнаты. Люди встречаются не только в общем зале, но иногда, предварительно постучавшись в дверь, заходят друг к другу в гости. Но, будучи в гостях они не пытаются изменить расположение вещей и изменить их значимость. Они должны быть благодарными за то, что им позволили быть в «святая святых» другого человека – в его личностной зоне. Свою благодарность вы выражаете не в словах, но в своём внутреннем чутком отношении к психологической личностной зоне другого человека.

Сохраняя в определённой степени независимость своей личностной зоны и в то же время не выталкивая свои отношения с другим человеком в социальную зону, и делясь с ним ценностями своей личностной зоны, человек этим самым воспитывает в себе не только самодостаточность, которая может быть опорой личности этого человека, но и гибкость, и восприимчивость, и конечно же бдительность, не позволяющую  человеку своими словами или поступками выталкивать другого человека из общей личностной зоны в его индивидуальную личностную зону. При достаточно высокой внимательности к взаимным отношениям у человека формируется способность, как в дуэте, быть созвучным другому человеку. Со временем прежние острые и колючие углы закругляются, стачиваются и не только потому, что кому-то одному из них пришлось для этого ужаться, перенося синяки да шишки, возможно, обошлось без них, и дистанция отношений медленно, но верно, сокращается. И чем эта дистанция короче, тем в большей степени люди пытаются быть созвучными друг другу, на всё более высокой частоте звучания. И, постепенно, всё больше ценностей люди выносят из своих индивидуальных личностных зон в личностную общую зону, которая продолжает оставаться в их общем пользовании, без всяких преимуществ для одного из них. При этом, соответственно, растёт их доверие друг к другу, которое со временем становится всё более утончённым, спокойным и радостным. Всё это происходит ещё и потому, что люди начинают понимать, что единство в отношениях превыше всех других ценностей. и если какой-то поступок или даже слово может увеличить дистанцию отношений, если замечание, которое вы собирались сделать другому человеку, даже если оно справедливое, внесёт в ваши отношения некоторый холодок, то не делайте замечания и не совершайте поступка, который может хоть в малой степени повредить вашему единству. Но заметьте, я всё время говорю о двух людях, потому что придти к единству между людьми могут только двое.

У различных людей в их близких взаимоотношениях очень часто отсутствует стремление к единству. Иногда это происходит потому, что люди этого просто не знают, а иногда предпочитают отношения господина и раба, но, возможно, их устраивает отношения партнёров, в которых они относительно свободны друг от друга. Можно назвать ещё и другие варианты, но наиболее важным в отношениях между людьми является их единство.

Опубликовано