КОГДА РАБ ИЩЕТ СЕБЕ ГОСПОДИНА, А ГОСПОДИН – РАБА

«Из того, во что вы верите, ничто не является правдой. Если вы это понимаете – вы свободны. Каждый человек в твоей жизни – плод твоего воображения. Даже ты сам.

Кейти Байрон

Говоря о личностной зоне человека, мы обнаруживаем в этой зоне целую иллюзорную вселенную, по дорогам которой бродят тени иллюзий и разворачиваются панорамы иллюзорных битв. Там в юморе люди видят трагедии, а в заботах – злой умысел. Позади прекрасного люди предполагают ужасное, так как прекрасное для них это только маска, и действительность такой не бывает. В личностной зоне человек, нередко принимает иллюзорные опоры – за действительные, а рабы в своих взаимоотношениях с господами видят истинное единство. Манипуляции друг другом принимают за естественное общение, покорность принимают за смирение, а насилие за любовь. Похоже, что личностная зона человека полна кривых зеркал, и всё, что попадает туда из социальной зоны теряет свой истинный облик, превращаясь в искорёженные обломки истины. Даже человеческая правда, не является правдой, так как она является истиной, искажённой в кривых зеркалах восприятия, и в то же время ложь выдаётся за истину, а низкое – за высокое. Человек способен выйти за пределы иллюзий и лжи личностной зоны, только поднявшись над ней в своих исследованиях самого себя. Каждый человек, в связи с этим, при общении с другими людьми, воспринимает их не такими, какие они есть в действительности, а такими, какими они выглядят после преломления в его кривых зеркалах восприятия.

Дело в том, что любые символы, через которые себя проявляет истина – не однозначны, а представляют собой целый смысловой спектр, на противоположных концах которого располагаются их противоположные значимости. Один и тот же человек для кому-то кажется добрым, а для другого – жестоким. Один оценивает другого, как подхалима, зато другой видит в нем хорошо воспитанного и чуткого человека. Всё зависит от кривизны зеркал, которые необходимы, чтобы на Земле были открыты и осознанны все варианты возможностей, которые могут проявиться через человека. Например, когда мы говорим о стремлении к власти, то находим этому различные причины. В одном случае стремление к власти может возникать как своеобразная самозащита не только психологическая и социальная, но и материальная. И человека понять можно, так как всё это он может получить, достигнув определённого социального положения. Но однажды мы обнаруживаем, что человека в стремлении к власти привлекает сама власть, которая создаёт в человеке иллюзию могущества, которое может быть привлекательным даже в минимальном масштабе, например, при взаимоотношениях между двумя людьми. Но власть и иллюзия могущества имеют тенденцию стремиться к беспредельности. Власти, как и денег, никогда не бывает мало, а жажду власти не утолить даже несметными полчищами подвластных рабов. Но если внимательнее присмотреться к людям, которые точно к вершине социальной горы стремятся к власти, то это подсказывает мысль, что стремясь вверх, они пытаются убежать от чего-то внизу. На противоположном полюсе власти находится раб, манкурт, совершенно безвластный человек. Тогда человек, стремящийся к абсолютной власти, пытается убежать от самого себя, от своего внутреннего раба. И тогда стремление к власти можно рассматривать, как стремление к своеобразной компенсации своего рабского духа.

Но не всё так однозначно. В спектре: раб – господин, не все люди занимают одни и те же места. Оба полюса этого спектра являются своеобразными магнитами, притягивающими к себе людей. Если человек по своим психологическим особенностям находится ближе к полюсу раба, то в своих взаимоотношениях с другими людьми, для него будет более комфортным занимать позицию раба, а при определённых обстоятельствах он позволит своему господину или госпоже пустить его на ещё более низкую ступень этого спектра. Те же люди, которые находятся под большим притяжением полюса господина, будут стремиться, часто даже не осознавая этого, к власти над другим человеком. Интересно, но такие люди ищут друг друга, нравятся друг другу, так как это влечение отвечает их внутренним потребностям. И тогда нужно ли сожалеть о тех случаях, когда муж или жена оказались подкаблучниками. Конечно, нет, потому что такие взаимоотношения их устраивают. Один из супругов в таких случаях предоставляет второму свою личностную зону в полное распоряжение, а второй не отвергает это предложение и, воспользовавшись предложением, увеличивает свою личностную зону за счёт личностной зоны другого человека. А может быть что-то можно сделать, чтобы помочь людям изменить свой социально-психологический статус в семье? Попытаться можно, но если каждый из супругов уравновесился в своём положении, то ваши попытки что-то изменить могут ни к чему не привести. Разве что вызвать раздражение, как у одного, так и у другого человека.

Но, говоря о спектре власти, мы коснулись только части истины, так как отношения между людьми не ограничиваются только взаимодействиями раба и господина. Взаимоотношения могут быть и на равных и даже стремиться к единству. Но такого рода варианты взаимоотношений возможны только в том случае, если эти люди осознанно стремятся к дружеским отношениям, или даже стремиться в своих отношениях к высочайшему единству. Обычно в таких случаях люди не декларируют свои стремления, так как предвидеть как будут складываться отношения невозможно. Но стремление к этому в любом случае должно быть обоюдным. При этом обычно используется тактика обоюдных отступлений, в которых каждый человек отступает не под натиском второго, а отступает перед самим собой. например, один из супругов видит, что другой, по его мнению, что-то сделал или делает не так, и его в связи с этим, подмывает сделать замечание по этому поводу. Но он не делает этого, так как на кону дистанция отношений. Любые замечания делаются с позиций господина, а это подразумевает определённую дистанцию отношений, которая заведомо большая, чем у людей, стремящихся к единству. Тогда понятно, что человек отступает перед своим желанием поучать или даже обвинять и отчитывать другого человека. Очень важно, чтобы в отношениях двух близких людей не было слов или действий, унижающих другого, и не следует делать его виноватым. Виноватость всегда не только унижает человека, но и делает его менее сообразительным. Он как бы глупеет немного перед тем, кто обвиняет его. Можно в ответ на обвинения, например, сказать: а я бы за такие пустяки никогда бы не стал обвинять тебя. Отношения между людей начинают портиться с пустяков и мелочей. И люди должны быть достаточно бдительными и милосердными друг к другу, и не позволять мелочам разделять их.

И, конечно же, не следует забывать о том, что поля мировоззрения у разных людей могут быть не одинаковой величины и интересы так же могут не совпадать. И тогда один из них должен будет пожертвовать собой ради общности в их взаимоотношениях. Обычно жертва падает на одного из двоих, так как второй будет, даже не осознавая этого, наступать там, где первый будет отступать в своём самопожертвовании. Но если один из них согласиться с положением зависимого, то тогда всё в порядке. Между этими людьми очень быстро установятся взаимоотношения раба и господина и довольно скоро эти позиции, как одного, так и другого начнут углубляться до тех пор, пока не останется неясности, кто из них голова, а кто – шея. Поэтому, люди ещё в период знакомства должны быть достаточно мудрыми и не торопливыми, чтобы в дальнейшем иметь больше возможностей при стремлении к обоюдному единству.