Только та жертва является истинной, которая порождает в человеке радость. Такая жертва не является следствием чувства долга, или необходимости, и тем более не преследует какие-либо корыстные цели. Она не делается ради жалости к кому бы то ни было, и не удовлетворяет тщеславие, и, конечно же, не ради милости того, кому эта жертва приносится. Жертва не может быть индульгенцией, и на материальном плане она приносится не от излишеств. В истинной жертве не может быть ничего, что содержит в себе даже минимальную ложь. Но это все о материальных жертвах, даже если эта жертва приносится Богу.
Есть жертвы, которые приносит человек, идущий духовным путем. Особенностью этих жертв является то, что он жертвует своими привязанностями к ценностям материального мира и зависимостями от низшей природы. Для того, чтобы такая жертва стала возможной, он наблюдает за внутренними состояниями, возникающими, когда эти привязанности или зависимости проявляются. Например, отношение к деньгам и вообще к любой своей собственности: может ли он подарить какую-либо ценную вещь своему знакомому. Что он при решении этого вопроса будет чувствовать? Будет ли ему интересно знать, как его знакомый воспользуется подаренной вещью? Если для него это не безразлично, то, вероятно, у него привязанность к этой вещи все еще имеется. Человек может быть зависим и от влияний низшей природы. Например, кто-то отнесся к нему неуважительно, в этом случае необходимо осознать реакцию своего эго, которая отличается от каких-либо других эмоциональных состояний. Или по какому-либо поводу возникла приятная или неприятная эмоция, необходимо в этом случае осознать эту эмоцию, а не идентифицировать себя с ней. Каждая эмоция имеет много граней или качеств – при ее исследовании, которое возможно только в том случае, если человек отстранен от нее, можно обнаружить, что различные эмоции, в проекции на физическое тело, возникают в различных местах. Например, гнев может подниматься с уровня свадхистана чакры, а страх – от уровня колен и даже стоп ног. Та часть сознания в человеке, которая наблюдает, во-первых, не доступна влияниям того, что она наблюдает; во-вторых, этот внутренний свидетель всегда отстраняется в сторону психического существа (или истинного «Я»). Чем более тонкие особенности человек пытается осознать в реакциях своего эго, или же в эмоциональных состояниях, тем в большей степени его сознание приближается к его истинному «Я». Человек, выполняющий такого рода внутреннюю работу, должен знать, что между эгоистической или эмоциональной реакций и его истинным «Я» нет непроходимой пропасти, но есть постепенный переход от внутреннего света и покоя Божественной истины до искаженного ее внешнего выражения. Начиная исследовать свои различные внутренние состояния, человек может обнаружить, что чем более неподвижным является он как наблюдатель, тем более отстраненным он становится от объекта наблюдения. И однажды он обнаружит, что между внешней частью его эмоционального состояния и его истинным «Я» есть разделительная черта, «перешагнув» которую он оказывается во внутреннем пространстве, а его физическое тело, различного рода эмоциональные состояния, и всевозможные мысли оказываются чем-то внешним. В этот период для него не существует каких-либо более важных внешних дел, чем пребывание во внутреннем пространстве, полном покоя и света. О том, что сознание человека проникло в это внутреннее пространство свидетельствует еще один симптом: человека в этот период перестает отвлекать что-либо внешнее. Можно сказать, что на это время он полностью пожертвовал ценностями внешнего мира ради внутреннего покоя и света. Чтобы эта жертва стала постоянной, необходимо осознать свое истинное «Я». Это становится возможным, если мы отбросим идею концентрации на каком-либо объекте при помощи ума, который всегда стремится быть на чем-то сфокусированным. В действительности, концентрация – это не фокусирование внимания, а удерживание направленности сознания на восприятии кого-либо или чего-либо. Например, можно удерживать свое внимание на музыкальных звуках, на речи человека, на каком-либо эмоциональном состоянии, но это совсем не значит, что надо на этом фокусировать свое внимание, напротив, оно остается расфокусированным как во внешнем пространстве, так и во внутреннем. Мы просто осознаем то, что есть в этом пространстве или мелодию, или речь, или же какое-то свое состояние. В таком случае такого рода концентрация не мешает нам заниматься какими-то внешними делами, и быть сфокусированным на них.
Сознание человека и его ум так устроены, что не способны к концентрации на объектах, не имеющих каких-либо отличий или качеств. Поэтому, человек может осознавать внутри себя различные состояния, но не способен быть сосредоточенным внутри, если там пусто. Но все меняется, когда человек переступает пограничную линию отделяющую внешнюю часть внутреннего пространства от внутренней, имеющей отношение к человеческому истинному «Я». Сознание человека, проникнув в эту светлую и спокойную часть пространства, может находиться там неопределенно долго. Возможно, это связано с тем, что в сознании человека есть созвучная внутреннему истинному «Я» часть, благодаря которой, человек испытывает при такого рода погружении, состояние покоя, безмятежности и мягкой и прозрачной ананды. Каждый человек, идущий духовным путем, который не потакает своим реакциям эго и различным эмоциональным состояниям, в конечном счете обязательно попадает в эту область внутреннего пространства, и это начало, когда он начинает жить изнутри. Жить изнутри – это значит опираться в своем восприятии мира и самого себя на истину, идущую из глубины своего сердца. При этом материальные ценности теряют свое значение, поэтому исчезают привязанности к чему бы то ни было в этом материальном мире и зависимости от низшей природы. Такой человек не испытывает никакого сожаления, теряя эти привязанности, напротив, он получает свободу от всего материального, которое делало его зависимым от этого мира. Он смеётся над реакциями своего эго, потому что становится недосягаемым для него, и он спокойно смотрит на волны эмоций, которые по всякому поводу готовы подниматься точно волны, чтобы захватить его сознание. Но уже на этом этапе духовного пути человек становится недосягаемым для такого рода эмоциональных состояний. И тогда человек с радостью жертвует всеми привязанностями к проявленному миру, ради Божественной Истины, стремление к которой становится смыслом его жизни.
Но люди могут жертвовать ценностями этого мира не только ради Божественной Истины, они могут ценностям более высоким предпочесть низкие ценности. Например, верности предпочесть предательство, единству со своим народом предпочесть индивидуализм, пожертвовать достоинством и честью ради материальных благ, пожертвовать своими не рожденными детьми и убить их, ради получения сексуальных удовольствий, и т. д. И, наконец, человек может пожертвовать своей душой ради богатства и власти.