Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ТРЁХ СТУПЕНЯХ СОЗНАНИЯ

--

Это кажется странным, но человек, когда он не находится в процессе направленной деятельности, каждый раз опускается в состояние внутренней бесформенности. В этом состоянии, когда он не имеет внутренней определённости, он легко становится жертвой внешнего управления. Интересно, но состояние внутренней неопределённости, человек очень часто переживает как предпочтительное, и даже комфортное. И такого рода эмоциональное состояние совсем не связано с необходимостью отдыха после какой-то напряжённой деятельности. В этот период человеку даже думать о чём-то необходимом и позитивном не хочется. Это своеобразное состояние, когда воля отпускает свои вожжи и позволяет человеку хоть какое-то время быть никем. Правда, в этот период человек, не имея какой-либо направленной деятельности, соответствующей его осознанному намерению, может заниматься различными пустяками, не связанными с длительным удержанием своего внимания на какой-то деятельности, бесцельно бродить, глазеть по сторонам, и даже разговаривать с кем-то ни о чём. Если в это бесформенное состояние неожиданно войдёт какая-то эмоция, то она тут же организует эту бесформенность в определённую форму, соответствующую этому состоянию и у человека появится цель, которая на время изменит его состояние бесформенности, ради реализации эмоционального состояния.

Многие люди не замечают, что такого рода бесформенное состояние является для них естественным и жизнь их осуществляется в автоматическом режиме под влиянием внешней необходимости. При этом человек может не иметь каких-то определённых осознанных намерений, которые бы он сформировал сам, но так как он является живым существом, то в нём одновременно из глубин подсознания поднимается необходимость активности. Но так как человек находится в бесформенном состоянии, то управление этой активностью берёт на себя низшая природа. В нашем случае человек действует в тех направлениях, которые диктуются ему внешней необходимостью. И человек может находиться в таком состоянии бесформенности под управлением внешних обстоятельств и внутренних инстинктов и побуждений, в течение всей своей жизни. Это состояние человека можно сравнить со сном несознательности, от которого человек пробуждается только на короткое время при перемене направления своей активности. А потом, выйдя на прямую нового направления активности, человек тут же засыпает, погружаясь в состояние внутренней бесформенности. При этом только незначительная часть его психики находится в состоянии собранности вокруг направленной необходимости, определяемой внешними обстоятельствами.

Исходная структура сознания большинства людей находится в бесформенном состоянии, и направленная их деятельность формируется в основном под влиянием внешних обстоятельств. Это естественное состояние, характерное для животного мира, но оно в значительной степени присуще всему человечеству. И совсем не обязательно оно должно встречаться чаще у мало образованных людей, имеющих низкий интеллект. Это бесформенное состояние может быть в одинаковой степени выражено, как в самых низких социальных слоях человеческого сообщества, так и тех, которые считают себя элитой этого сообщества.

Сравнение Бесформенного состояния человече­ского сознания с бесформенностью сознания животных может вызывать у некоторых людей внутренний протест, поэтому, остановимся на этой проблеме несколько более подробно. Бесформенное состояние сознания – это фоновое его состояние, характерное для сознания животного мира. Но когда внешние обстоятельства меняются, в связи с чем должно измениться поведение животного, то сознание этого животного из относительно пассивного и бесформенного состояния переходит в состояние активности, адекватную внешним обстоятельствам и когда обстоятельства приобретают не опасную для жизни определённость, сознание этого животного вновь расслабляется и переходит в состояние бесформенности. Под бесформенностью мы здесь понимаем состояние, когда сознание не имеет какой-либо направленной активности. При этом сознание использует доступные для него средства, благодаря которым поведение животного становится адекватным меняющимся внешним обстоятельствам. Доступные средства в животном мире – это и его двигательные возможности, и эмоциональное состояние, во многом определяющее состояние энергетики этого животного и его способность к общению с другими животными. Но состояние бесформенности сознания животного может приобрести направленную активность и под влиянием инстинктов, после реализации которых, вновь вернуться в состояние бесформенности. К старости, если животному удастся дожить до неё, состояние бесформенности сознания становится преобладающим над состоянием направленной активности, и однажды, животное погибает или умирает от старости.

Практически, то же самое можно говорить и о человеке-обывателе. Его сознание преимущественно находится в состоянии бесформенности, но словно пробуждается и приобретает определённую направленную активность, когда в поле зрения человека появляются привлекательные для него вещи или обстоятельства, или инстинкты увлекают его в свои водовороты, а в промежутке между этими факторами состояние сознания такого человека находится в бесформенности. Но человек – социальное существо и состояние бесформенности каждый раз прерывается, как только возникает внешняя необходимость менять направление своей активности. После чего сознания такого человека вновь опускается в состояние бесформенности. Особенностью состояния бесформенности человека является с одной стороны восприимчивость к различным внешним отвлекающим факторам, а с другой – состояние инертности, когда человеку не хочется выходить из состояния бесформенности и проявлять направленную активность. Отсюда у человека присутствует высокая отвлекаемость, когда он находится в состоянии бесформенности, и эта отвлекаемость в основном направлена на незначимые мелочи, так как они не нарушают бесформенность сознания человека и нежелание делать сознательные и длительные усилия в каком-либо определённом направлении. Есть ещё один важный симптом, производный из состояния разобранности сознания – эти люди для создания своего собственного благополучия стремятся прилагать минимальные усилия, а ещё лучше – не прилагать ни каких усилий и по возможности паразитировать на ком-то другом, который должен содержать его и заботиться о нём. Такие люди выглядят социально инфантильными. Но если вы попытаетесь вывести его из состояния внутренней бесформенности, то в ответ получите в лучшем случае раздражение, а в худшем – агрессию. Но среди внутренне бесформенных людей могут быть и те, которые  много работают, но всё заработанное растрачивают на всевозможные покупки, которые в дальнейшем оказываются ненужными и только занимают место. Внутреннее бесформенное состояние не может содержать в себе чего-то ценного, и возникающая активность под влиянием различных привлекательных вещей, которыми полон современный мир, не руководствуется какими-то серьёзными направленными намерениями. Люди с бесформенным состоянием сознания могут оказаться рядом с денежным потоком и они не преминут воспользоваться этими обстоятельствами, чтобы часть этого потока, значительно превышающего количества их труда, направить в свой карман. Здесь мы вновь встречаемся с идеей паразитирования, которое кажется вполне законным, так как деньги человек может получать в виде зарплаты, а может быть и другими способами, по крайней мере существует много коррупционных схем, которыми пользуются привилегированные обыватели. У всех людей такого типа сознание в своей основе бесформенное и изначально не имеет направленности, выходящей за пределы потребительства. Для того, чтобы быть успешными такие люди стремятся быть такими как все, но только на своём социальном уровне, который позволяет ему паразитировать с минимальными затратами сил и с максимальными результатами.

Мы здесь множество раз использовали выражение – «бесформенное сознание», а что такое сознание имеющее форму? Конечно, это ни какая-то пространственная форма, но направленная определённость сознания, которую можно сравнить с пучком света, устремлённого к какой-то цели. Можно сравнить ещё с полем подсолнухов, которые всегда повёрнуты в сторону Солнца от его восхода до заката. У человека в отличие от животного обязательно должна быть определённая направленность сознания, в поле которого находятся все его инструменты – физическое тело, витал и ум, используя которые оно может реализовать свою направленность. Многие из людей, живущих в этом мире, имеют направленное поле сознания, которое соответственно разворачивает все их стремления и интересы в соответствии с этой направленностью, и эта направленность постоянна. Но объекты этой направленности, очень часто, находятся в этом проявленном мире. Эти люди по своей внутренней структуре сознания уже отличаются от бесформенного сознания животных. И, наконец, есть сравнительно небольшое количество людей, структура сознания которых направлена вверх и все инструменты этого сознания, подчинены общему направлению сознания человека и являются исполнителями его воли – это третья категория людей, сознание которых имеет цель в бесконечности. Каждая из этих трёх категорий людей имеет свою позицию, определяющую структуру и направленность их мировоззрения и предназначение значимостей этого проявленного мира. Практически, позиция, которую занимает человек в этом мире, определяет его судьбу не только в этой жизни, но и в последующих его рождениях.