Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

МИР – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ

Петр Зорин

2016-03-10

 Шанкара, где-то в конце 8 или 9 вв. нашей эры говорил, что весь видимый мир, и всё происходящее в этом мире – есть иллюзия. Не иллюзорен только непроявленный Брахман, который пронизывает собой всё сущее во Вселенной.

Однажды по телевидению показали мужчину, который одновременно живёт в двух мирах. В период передачи перед выходом к зрителю, он спал сидя на диване. Когда в дальнейшей передаче его спросили, почему он большую часть времени спит, он ответил, что в то время, когда тело его спит в этом мире, он находится в другой реальности, которая значительно прекраснее нашего мира. Там, в другой реальности у него есть дом, девушка, машина. А просыпается он в этом мире в основном для того, чтобы поддержать жизнеспособность своего тела, которое является для него посредником между двумя мирами. Когда он активен в том, параллельном нашему. мире, то здесь он спит, а когда он активен в нашем мире, то его тело в другом мире  находится в состоянии сна. При этом, оба параллельных мира для него одинаково реальны, даже более реален тот, другой мир. Для этого человека пребывание в каждом из миров являлось своеобразным сновидением. В этом мире происходят всевозможные события, но это только сновидения. То же самое он может сказать и о другом, параллельном нашему, мире. Когда люди становятся постоянно сознательными в сновидениях, то пребывание в нашем проявленном мире значимостей для них так же становится сновидением. Тогда реальность воспринимаемого человеком мира действительно является иллюзией. Возможно, это явилось основой утверждения Шанкары, что этот мир – иллюзия.  Но Шанкара говорит ещё и о другом, что Атман, осознающий Брахмана и знания – это одно целое. Атман – это человеческое «я» не ограничивающееся эго, так как позади эго есть истинное Божественное «Я», осознав которое, человек находит, что бесконечный Брахман и его истинное «Я» – это одно и то же. Поэтому, есть только Брахман. Но, об этом же, говорил и Сократ: «Познай самого себя», подразумевая, что человек,  познавая самого себя, познает Бога. И, конечно же, это созвучно и Шри Ауробиндо, который сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Разумеется, между всем этим бесконечным множеством нет разделённости – между каждым живым существом, каким бы малым или великим он ни было, и между всем сущим и Богом, который «стал всем этим», есть единство, подмеченное Шанкарой. Шанкара прав, что мир – это иллюзия и есть только Брахман, но он не отвечает на вопрос: для чего Бог «стал всем этим бесконечным множеством»? Мало того, Бог всё это бесконечное множество ограничил вселенными, внутри каждой из которых всё сущее воспринимает реальность как проявленную. Ограничения эти не пространственные, а зависят от возможностей восприятия. Бог сгруппировал всё сущее по октавам вибраций, и эти октавы и представляют собой относительно изолированные неведением Вселенные. Практически, формы жизни, входящие в каждую октаву вибраций Универсума, воспринимают только то, что в той или иной степени созвучно им, а все остальные Вселенные, входящие в Универсум, скрываются для них неведением. Тогда реальность мироздания представляет собой множество Вселенных, вложенных одна в другую, и можно сказать, что каждая Вселенная бесконечна, так же как бесконечен Универсум… Но ещё раз повторю вопрос: «для чего Бог создал всё это бесконечное множество форм жизни или форм сознания»?

В результате своей внутренней работы, духовный искатель приходит к знанию, что универсум представляет собой спектр сознания. Самые низкие части этого спектра представляют собой планы мрака, страдания и смерти, а самые высокие поднимаются в немыслимые вершины света, знания и ананды. И тогда становится понятна не только цель существования иерархии миров, но и различных форм жизни внутри этих планов сознания, которые так же имеют свой спектр сознания. И мы видим определённую упорядоченность сознания во всём Универсуме. У Бога всё имеет свою цель, и эта упорядоченность спектра сознания от низкой его части, до высочайшей, так же имеет своё предназначение. Мы видим, что чем выше план сознания, тем более он совершенен. И вся эта иерархия планов сознания показывает нам, что весь спектр вселенных Универсума находится в постоянном восхождении сознания от меньшего совершенства, к совершенству большему.

И здесь Бог приоткрывает человеку ещё одну свою тайну, в которой раскрывается сам процесс совершенствования сознания. В этом процессе Божественный использует два принципа, первый из них используется, когда носитель сознания осознанно не участвует в своей собственной эволюции и тогда она совершается под влиянием внешних условий – это происходит в животном мире. Начиная с человека, способного к самоосознанию, Божественным используется принцип ненасилия. Но при этом внешние условия никто не отменяет и они в не меньшей степени воздействуют на человека, чем на животных. Но если животное на эти влияния реагирует, не осознавая своих состояний и стремлений, и делает это инстинктивно, то человек не только осознаёт, возникающие при взаимодействии с определёнными условиями, состояния, но и сам осознанно взаимодействует с ними, исследуя их и этим самым, получает внутренний духовный опыт. Но состояния в человеке не возникают сами собой, и сами по себе внешние обстоятельства могут быть для человека в значительной мере безразличными, и тогда способность человека к самоосознанию и адекватным реакциям на осознанное может оказаться бесплодным. И Божественный решил эту проблему очень просто – он создал формы жизни, которых человеческие органы чувств не воспринимают, но которые способны вызывать в человеке различные состояния, и даже организовывать для этой цели различные внешние обстоятельства. В нашем случае – это силы планов сознания низшей сферы миров, которых человек называет бесами, если они принадлежат низкому спектру сознания и богами, когда они относятся к планам сознания более высокого. Эти планы сознания человеком не воспринимаются и их для него словно не существует. Но они прекрасно воспринимают человека и своим присутствием и даже непосредственным влиянием вызывают в человеке различные эмоциональные состояния, стремления, желания и побуждения, которые человек принимает за свои собственные реакции. Воздействуя на человека эти силы получают за это своеобразное поощрение в виде энергии, которая ими используется как необходимая для них пища. Это нечто похожее на взаимодействие муравьёв и тли, пощекотав усиками которую, муравей получает капельку сладкого нектара. Люди в этом случае выступают в роли тли. Но у человека перед этими силами есть громадные преимущества. Человек – эволюционирующее существо, в то же время все те силы, которые недоступны восприятию человека и в то же время человек полностью им доступен, существуют как разовый инструмент, имеющий определённое предназначение. Когда они выполнят своё предназначение, они будут трансформированы. И это верно не только для сущностей низких планов сознания, но даже для планов богов.

Их предназначение вызывать в человеке различные состояния, которые человек, будучи сознательным, способен осознавать и этим самым трансформировать свое сознание, создавая в нём «Свидетеля», без которого дальнейшая работа на пути восхождения сознания невозможна. Эти силы и даже дух власти – сатана, знают это и стремятся к тому, чтобы человек был полностью поглощён существованием в проявленном для него мире значимостей, и чтобы для него не оставалось ни каких возможностей даже думать о большем совершенстве сознания, чем это необходимо для обывателя в этом мире.

Но сущности планов сознания низшей сферы миров находятся в заведомо проигрышной ситуации, так как человеку дана Божественная душа, которая растёт в нём от жизни к жизни, набирая опыт. И однажды эта Божественная душа или Психическое существо начинает менять сознание человека, этим самым, не только освобождая его от зависимостей этого мира значимостей, и от влияния сил непроявленных планов реальности низшей сферы миров, но и побуждает человека искать смысл жизни за пределами значимостей этого мира. И никакие силы не способны остановить этот процесс. Но это может сделать сам человек, потому что Божественный всегда даёт человеку возможность сделать выбор самому. Обычно время выбора для человека наступает тогда, когда в человеке становятся равными влияния, как Психического существа, так и сил низших планов сознания. Именно в этот период у человека возникает состояние, в котором он оказывается на перепутье, когда внешняя необходимость и внутреннее намерение следовать путём, ведущим к совершенству сознания и единству с Божественным, становятся равновеликими, и всё зависит от того, какой выбор примет духовный искатель. И даже если искатель сделает выбор в пользу духовной работы, то это ещё не значит, что силы низшей природы оставят его, они будут снова и снова соблазнять его, воздействовать на ту часть его воли, которая призывает к пассивности. И результат внутренней работы, особенно в её начале, во многом зависит от настойчивости человека. каждый раз, когда человек, оказавшийся в состоянии выбора, будет предпочитать идти путём восхождению сознания, его сила воли, направленная на эту внутреннюю работу будет возрастать. И однажды силы низшей природы потеряют возможность влиять на человека, так как прежде для этой цели они всегда пользовались свободной человеческой волей. Но, со временем свободной воли становится всё меньше, так как она переходит в поток духовного намерения. Иллюзия – это искажённое восприятие реальности. И во всём, о чём мы здесь говорили, присутствуют элементы иллюзии. Такого мира, каким мы его воспринимаем, в действительности не существует. Эмоции, стремления, желания и побуждения – нам не принадлежат. Духовная устремлённость человека не является его личным решением, но связано с Божественной душой в человеке. Реально в мире не существует противоположностей и вообще разделения, потому что всё едино. Примером может быть монета, с одной стороны которой орёл, а с другой – решка. Но это не две стороны и мы никогда не сможем их отделить друг от друга. Силы низшей природы пытаются привязать человека к этой проявленной реальности значимостей и им кажется, что они делают именно это, но это так же иллюзия, потому что они проявляют в человеке те его части, которые однажды должны быть трансформированы. Да и человек, исследуя свои различные состояния, думает, что благодаря этому он постепенно берёт власть над низшей природой, а на самом деле при помощи этих исследований он формирует «Свидетеля», без которого восхождение сознания невозможно. Иллюзии спадают с глаз разума человека только тогда, когда он, оглянувшись назад, осознаёт всю проделанную им работу, и тогда он видит истинный смысл и предназначение каждого элемента своей работы.