Любая власть имеет цель, для достижения которой, стремящийся к власти или имеющий её, использует различные инструменты и способы. Говоря о цели, мы можем различать власть для себя – для собственного блага. И тогда здесь используются взаимоотношения господина и раба. И возможна власть для тех, ради которых эта власть существует. Но в любом случае, власть организует какой-то направленный процесс или какое-то состояние. При этом, власть привязывает человека к этому процессу или состоянию и создаёт его зависимость, навязывая определённые стереотипы значимостей и их ценности, отношений, идей, образа жизни и даже мнение о самом себе.
Власть человека может проявляться на психологическом и социальном уровнях. Проявления власти на психологическом уровне всегда связана с овладением личностной психологической зоной другого человека и этим самым лишает его суверенитета или самостоятельности. Под личностной психологической зоной здесь понимается принадлежащие человеку интересы, способы их удовлетворения, создании вокруг себя зоны комфорта, в которой он чувствует себя свободным. И даже в тех случаях, когда люди создают семью и в связи с этим делегируют часть своей психологической личностной зоны в идею семьи, выводя её в социальную зону, и этим самым частично жертвуя своей самостоятельностью, отношение супругов к этой части психологической личностной зоне, ставшей социальной, должно быть достаточно бережным. Причиной этому является связь отделённой ради общего ведения дел части психологической личностной зоны одного из супругов с той её частью, которая осталась в полном его пользовании. И если один из супругов или партнёров решает пользоваться общей психологической зоной семьи, как своей собственной, ставя другого человека в подчинённое положение, то следующим его шагом будет стремление овладеть индивидуальной личностной зоной другого человека и, этим самым, в значительной мере подчинить его себе.
В первое время взаимоотношений между людьми, каждый из них имеет свою индивидуальную конфигурацию, которая совсем не обязательно соответствует ответной конфигурации другого человека. Другими словами, характеры людей, встретившихся друг с другом могут значительно отличаться. Это можно сравнить с двумя шестерёнками, сцепленными друг с другом, шаг между зубьями которых не одинаков. Возможно, пройдёт длительное время, пока эти шестерёнки притрутся друг к другу. Если шестерёнки могут быть из одного и того же металла, и они будут притираться одновременно, жертвуя той своей частью, которая не совпадает с аналогичной частью другой, то между людьми всё выглядит иначе, так как их личностные особенности могут значительно отличаться друг от друга. И, кроме того, при притирании характеров, люди чаще всего стремятся к тому, чтобы эта притирка произошла преимущественно за счёт другого человека. обычно это происходит за счёт его личностной зоны. И это свойственно как мужчинам, так и женщинам, правда, в различной степени. Интересно, но это происходит не потому, что один из них сильнее, а другой – слабее, а в силу определённых качеств личности человека, которые выражены в различной степени. Например, один из супругов является успешным бизнесменом, под руководством которого находятся несколько сотен работников и все они знают его, как сильного волевого человека, а вот дома он занимает подчинённое положение. И это может быть верным, как для мужчин, так и для женщин. Всё дело в субличностях, каждая из которых может иметь не одинаковую волю. Те из них, которые ответственны за социальные отношения за пределами семьи, могут иметь большую ответственность и, соответственно, волю, а вот дома этот человек опирается на активность других субличностей, которые предпочитают находиться в психологически зависимом положении. Но это не является большим дефектом в отношениях между людьми. Беда в том, что пределов власти для людей не существует и человек всегда стремится иметь власть большую, чем та, которая доступна ему. Он может даже не знать, что в нём есть эти психологические стремления и подчинять другого чисто инстинктивно. Действительно, инстинкт власти присущ и животным и во всех случаях желание власти не имеет пределов. в этом стремлении человек останавливается только тогда, когда встречает сопротивление, преобладающее над его стремлением к власти. Если же это сопротивление недостаточно или же его вовсе нет, то тот, который преобладает в свих стремлениях к власти, будет обязательно стремиться войти в личностную зону своего супруга или партнёра и перестроить её по своему вкусу и наложить запреты на всё, что не соответствует его предпочтениям. И тогда, вместе с личностной зоной исчезает и многогранная, возможно, яркая индивидуальность этого человека, потому что социальная зона человека имеет свои корни в зоне личностной. Происходит своеобразная психологическая кастрация человека, который превращается в трудолюбивого, послушного, исполнительного мерина. Возможна ещё более глубокая подчинённость раба своему господину, в результате которой человек трансформируется в манкурта. При такой степени подчинённости всё внимание манкурта направлено на своего господина, указания или приказы которого оживляют безвольного раба, включая в нём программу действия, вложенную в него господином.
На физическом уровне человека, воля и стремление к власти имеют прямое отношение к лобным отделам головного мозга. Все остальные области центральной нервной системы очень часто используются только в качестве исполнительных инструментов, реализующих планы и указания этого волевого центра. В тех случаях, когда у человека недостаточно своей воли, то он предоставляет себя внешнему управлению. Чаще всего жизненные игры в раба и господина при общении людей сравнимы с перетягиванием каната, причём это, часто, не осознаётся самими участниками. Но, со временем, когда в таких диалогах чётко определяется победитель, проясняется, что уже изначально небыло равных отношений. В результате, власть перешла к более волевому и настойчивому человеку, диктатура которого не за горами. Обычно, получивший власть при взаимоотношениях двух людей, постарается не только сохранить её, но и расширить. И всё это он будет делать за счёт личностной зоны другого человека. в ней он всегда найдёт то, что ещё не подчинено ему. Он будет контролировать каждое действие, каждое слово, каждое ещё не высказанное и не реализованное намерение. И круг свободы будет стягиваться как петля на шее. И если в начале формирования отношений ещё можно было что-то противопоставить этой экспансии власти, то в дальнейшем это становится невозможным, так как отвоёвывать у человека то, что он считает своим приобретением, всегда более трудная и даже драматическая задача, потому что он наверняка не захочет, чтобы у него отобрали завоёванные им позиции.
Но всё может быть иначе, если более волевой человек уже вначале формирования взаимоотношений осознанно будет противостоять попыткам управлять собой и в то же время не будет стремиться к управлению другим человеком. Это может создать такие взаимоотношения, которые могут стать началом будущего высокого единства. Мы прежде уже говорили о необходимости формирования единства между близкими людьми. И тогда речь шла о том, что стремление к единству должно быть обоюдным. Но, как и в любом деле, кто-то из двух должен быть лидером этой инициативы. И лучше, если это будет более сознательный человек, и имеющий большую силу воли.
И здесь возможно проявление одной интересной особенности человека. Мы, однажды, уже говорили о том, что выраженное эмоциональное состояние, захваченность какой-либо идеей или желанием, в значительной мере суживает сознание человека. Эти эмоциональные состояния или же захваченности, делают сознание человека узким, на него словно надевают шоры, в связи с чем, всё, что человек воспринимает, понимается им односторонне и тенденциозно, у человека возникает своеобразное наведённое параноидное состояние, которое может, со временем, стать хроническим. И это тем легче происходит, если у человека есть к этому генетическая предрасположенность. И тогда гармонизировать отношения становится практически невозможно.
Когда мы говорим о власти на социальном уровне, то имеем в виду взаимоотношения в социуме за пределами семьи. И здесь человеком управляет необходимость, которой человек должен подчинять свою личностную зону, или вносить в неё какие-то новые элементы. Любые социальные отношения в чём-то ограничивают человека, но любые ограничения обязательно создают определённую направленность. И даже тогда, когда человек сам выбирает для себя какую-то деятельность, в окружающем его социальном мире, то и в этом случае он даёт своё согласие на определённые, приемлемые для него ограничения. Но человек ко многому может привыкнуть и перестать замечать то, что прежде ограничивало его. Правда, здесь так же есть пределы степени ограничений. В некоторых случаях они могут быть невыносимы, и тогда никакого привыкания к ним не происходит, и это возможно на каком угодно уровне. Различные люди на одинаковые ограничения реагируют по-разному в зависимости от того, насколько в них выражена психология раба.
В каждом человеке есть жажда свободы, которую в полной мере ему удовлетворить никогда не удаётся, потому что в мире, в котором правит необходимость, абсолютная свобода невозможна. Если духовный искатель будет внимательным к своим внутренним состояниям, то он без особого труда обнаружит, что его постоянно преследует необходимость активности в этом мире значимостей. Человек словно зажат между Сциллой и Харибдой – с одной стороны его привлекают всевозможные соблазны и в то же время отталкивают соблазны противоположного полюса, а с другой – его постоянно побуждает необходимость следовать от того, что он считает злом, к тому, что является для него добром. И в большинстве случаев человек делает этот выбор направления своей активности, не сознательно, а под влиянием подсознательных предпочтений – так в этом мире проявляется власть сатаны. Но она проявляется и во многих других его проявлениях, которыми человек руководствуется в своих взаимодействиях с миром значимостей. Это власть идей, власть захваченностей, авторитетов и всевозможных мнений. В процессе жизни в человеке формируется власть привычек и власть мнений, власть обычаев и власть традиций. Вся социальная жизнь человека полна социальных форм, частью которых человек является. И каждая из форм определяет для человека его мысли, и его отношения к реальностям мира. даже тогда, когда человек осознаёт своё место в ячеистой системе этого мира, он не может выйти за его пределы. «Мне дана власть над этим миром», говорит сатана Иисусу Христу. И законы этого мира и правила, по которым люди должны жить, чтобы их жизнь не выходила за пределы этих законов – это так же проявления власти сатаны. Если человек пытается освободиться от власти зависимостей этого иллюзорного мира, используя те законы и способы, которые определяют пределы дозволенного, то в результате, он попадает в зависимость ещё худшую, чем та, что была прежде. Примером может быть зависимость должника, который, чтобы освободиться от зависимости, берёт в банке, нужную для него сумму, в кредит под проценты и, в результате становится ещё большим должником, чем он был до этого. Не может человек быть свободным, пока он живёт в мире необходимости. Даже тот, кто держит в своих руках бразды власти, всё своё внимание должен удерживать в пределах своей власти. И он не может расслабится и почувствовать себя свободным, потому что власть можно удерживать только крепкими руками, и как только подвластные почувствуют слабость над собой власти, они тут же постараются освободиться, чтобы приобрести независимость. И к тому же, эту власть могут вырвать из ослабевших рук те, которые хотят иметь власть большую. Так как власть всегда имеет цель, то любое намерение власти содержит в себе инструменты, обеспечивающие направление, ведущее к цели, и способы защиты от всего, что противостоит этой власти. Тогда можно утверждать, что власть не имеет свободы и всегда зависима от многих обстоятельств. Не лучше обстоят дела и подвластных, так как подвластные обязаны выполнять волю тех, которые имеют над ними власть. Они свободны от проблем власть предержащих, но в свою очередь те, которые имеют власть, свободны от несвободы своих подвластных. Любое человеческое сообщество, даже то, которое, кажется, не имеет структуры, существует по каким-то законам и правилам, от которых оно не свободно. В иерархии планов сознания от самых низких планов мрака и смерти и до высочайших супраментальных планов власть проявляет себя по-разному. Но она обязательно существует, так как без неё Вселенная прекратила бы своё существование и ни о какой эволюции сознания речи бы не было. Власть в мироздании можно рассматривать как берега, определяющие направление Божественного намерения. И власть на высоких планах сознания – в мирах света проявляет себя совсем иначе, по сравнению с нашим земным планом реальности.
Во Вселенной представлены не только те силы, которые мы ассоциируем с сатаной, но и те, которые мы называем Божественными. Эти силы проявляют себя на всех планах реальности, так как Бог вездесущ. И если силы низших планов сознания стремятся привязать сознание человека к ценностям проявленного мира, то те силы, поток которых направлен в сторону бесконечного совершенства и истинной свободы позволяют человеку делать реальный выбор направления, в котором будет раскрывать свои возможности всё его существо. Но это станет для человека реальностью только тогда, когда сознание его станет свободным от большинства зависимостей, привязывающих его к этому миру значимостей.
Путь к истинной свободе для человека возможен только тогда, когда он осознанно возьмёт власть над самим собой. Но это не может произойти сразу, и реализуется только тогда, когда у человека будет сформировано устойчивое направленное намерение, центром которого будет его истинное сердце, а динамической частью – «Свидетель».