Эволюцию сознания можно сравнить с лазанием по канату – она требует постоянных усилий, к которым могут побуждать внешние условия, а в тех случаях, когда человек становится способным к самоосознанию, эти направленные усилия он совершает сам, в соответствии со своим намерением. В животном мире эволюция сознания происходит под влиянием внешних условий, которые наиболее эффективны, когда приближают животное к грани невозможности существования. В таких условиях эволюция сознания, происходит наиболее быстрыми темпами. Но эволюция сознания неизмеримо ускоряется, когда в человеке она совершается осознанно.
Есть два пути, ведущие человека к свободе: один из них ведёт вниз к деградации и смерти, другой – к восхождению и бессмертию. Путь, ведущий вниз, для многих людей является предпочтительным, так как для этого им достаточно прекратить всякие ограничивающие их усилия, и позволить своим эмоциям, желаниям и инстинктам реализовать себя в полной мере. Такой путь вседозволенности, ведущий к свободе от ограничений, проявляет себя в современных праздниках, когда люди позволяют себе опуститься до максимально возможного для них уровня. Этого не происходит, когда знаменательные дни организуются в соответствии с эзотерическими циклами и символами внутри этих циклов. Тогда действия людей, в период таких знаменательных дней, не ведут к свободе вседозволенности и деградации, но, напротив, возвышают и укрепляют человеческий дух. Свобода вседозволенности – это не свобода для человека, но для тех низких сил, куда этот человек опустился. Если прежде он ограничивал их влияния и потребности, то теперь, опустившись к ним и сняв все запреты и ограничения, человек добровольно предоставил себя этим силам в их полное распоряжение. Тогда можно сказать, что человек стремится не к истинной свободе, а свободе от постоянных ограничений и запретов. Такого человека можно сравнить с пассажирами корабля в открытом неспокойном море, которым хочется более полной свободы, чем они имеют. Но борта корабля ограничивают их свободу и они начинают разрушать их, не осознавая того, что этим самым они разрушают самих себя
Второй путь, ведущий к истинной свободе, противоположен первому и по направлению и по способам достижения свободы. Этот путь, поднимаясь которым в своей устремлённости человек, подобно скалолазу, находится в состоянии полной сосредоточенности всех своих возможностей, ради единственной цели, которую он сделал смыслом своей жизни. В стремлении к истинной свободе внутреннее внимание человека обращено только к той цели, к которой устремлено его сердце, поэтому, внутреннее внимание духовной устремленности человека, можно назвать вниманием сердца. Благодаря вниманию сердца, человек осознаёт внутри себя мягкую, неподвижную и спокойную устремлённость. Похоже, что некая внутренняя часть человека, повернулась лицом своим к великой цели и неотступно следует ей, осознавая и отодвигая с пути всё, что может препятствовать восхождению к истинной свободе. Таким образом, путь к истинной свободе человека идёт среди ограничений, возводимых для всевозможных сил планов сознания низшей сферы миров. Человек ограничивает не себя, а те силы, которые стремятся сделать его своим инструментом в этом мире значимостей.